Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:23, магистерская работа
Целью исследования является разработка методологических подходов к определению уровня (оценки) корпоративной культуры для ее последующего совершенствования, что будет способствовать успешной реализации стратегических целей предприятия.
Задачами работы являются:
Изучить и проанализировать теоретические аспекты формирования и развития корпоративной и организационной культуры;
Усовершенствовать категорийный аппарат корпоративной культуры;
Проанализировать существующие методы оценки уровня корпоративной культуры, отметить достоинства и выявить их недостатки;
Определить современные проблемы оценки корпоративной культуры;
Провести мониторинг и охарактеризовать состояние предприятий Донецкой области в контексте развития корпоративной культуры;
квалификационной работы магистра
«Совершенствование методов оценки организационной культуры на предприятии»
ВВЕДЕНИЕ
Объектом работы является корпоративная культура промышленного предприятия.
Предмет исследования – методы оценки корпоративной культуры на промышленном предприятии.
Целью исследования является разработка методологических подходов к определению уровня (оценки) корпоративной культуры для ее последующего совершенствования, что будет способствовать успешной реализации стратегических целей предприятия.
Задачами работы являются:
Методы исследования: формализация, анализ и синтез, систематизация, обобщение, экономико-математическое моделирование, измерение, интерпретация, экспертное оценивание, статистические методы (нормативный, случайной оценки, группировки и сравнение).
Актуальность
исследования. В условиях современных
преобразований в обществе наблюдается
рост научного и практического интереса
к корпоративной культуре. Это, прежде
всего, связано с тем, что развитая и гибкая
корпоративная культура дает возможность
решить ряд проблем, возникающих на предприятиях,
и влияет на эффективность их функционирования.
Эти проблемы связаны с особенностью функционирования
Украины в после кризисный период, а именно:
низкой конкурентоспособностью базовых
отраслей экономики, ухудшением бизнес-климата
внутри страны. Все это вызывает значительное
усложнение функционирования организаций,
потери их материально-финансовых ресурсов,
сокращение персонала. Для восстановления
стабильной работы предприятий возникает
необходимость внедрения новых эффективных
методов управления, направленных на повышение
нематериальной стоимости и инвестиционной
привлекательности предприятия. Значительного
успеха можно достичь, обеспечив взаимодействие
всех сотрудников, объединенных общими
целями, которые отражают основную специфику
предприятия и понятны каждому сотруднику.
Именно человеческий фактор, то есть хорошо
развитая корпоративная культура и корпоративный
дух, является главным средством конкурентоспособности,
экономического роста и эффективности.
Рост конкурентной борьбы между субъектами
хозяйствования актуализирует проблему
поиска устойчивых конкурентных преимуществ,
среди которых все более весомой становится
корпоративная культура предприятия.
Роль корпоративной культуры чрезвычайно
важна и многоаспектна. Она влияет на все
жизненно важные процессы предприятия:
экономические, политические, технологические,
социальные, инновационные т.д. Корпоративная
культура не только формирует внешнее
восприятие компании, создает ее имидж,
но и играет важную роль в решении задач,
связанных с социальным управлением, определяет
динамизм производственных процессов,
адаптивность к нововведениям и поддерживает
реализацию стратегии предприятия. Определение
ее уровня дает ответы на вопросы о возможности
и эффективности сочетания воедино различных
сфер деятельности предприятия, и ,в первую
очередь, перспектив клиентских отношений,
внутренних перспектив бизнеса, инновационных
перспектив, финансовых перспектив. Диагностика
корпоративной культуры позволяет классифицировать
уровень трудовых отношений, сложившихся
в разных структурных подразделениях,
оценить стимулы персонала к творческой
деятельности и нацеленности на реализацию
стратегии предприятия, степень восприятия
и поддержку инновационных управленческих
решений. В этом контексте актуальность
приобретают вопросы оценки и совершенствования
действующей на предприятии корпоративной
культуры.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Квалификационная работа магистра выполнена на протяжении 2010-2011 гг. согласно с научным направлением кафедры управления персоналом и экономики труда Донецкого национального технического университета.
Предполагаемая научная новизна полученных результатов. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:
Практическое значение полученных результатов. Представленная работа имеет определенное теоретическое значение, а предложенные в ней практические рекомендации по совершенствованию методов оценки корпоративной культуры представляют интерес для предприятий всех сфер деятельности и позволяют утверждать о перспективности дальнейшей исследовательской работы в данном направлении. Предложенная модель трехуровневой оценки корпоративной культуры и методика ее применения могут использоваться с целью совершенствования корпоративной культуры предприятия.
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ПО ТЕМЕ:
ГЛОБАЛЬНЫЙ (МИРОВОЙ)
Вопросам корпоративной культуры посвящена значительная часть фундаментальных работ зарубежных авторов: Э. Шейна, Камерон Куинна, А. Файоля, Э. Кларка, Д. Чемпи, Д. Нортона, Г. Хофштеде, Ж. Моутона, К. Шольтса, С. Косена, и др. А также русских ученых и социологов: П. Спивака, О. Виханского, О. Тихомировой, Т. Галкина, Т. Базарова, Т. Соломанидиной, О. Наумова, Е. Власовой, Н. Могутновой, С. Щербиной, О.Стекловой, Т. Лапиной и др.
Прежде, чем приступать к оценке культуры предприятия, необходимо провести ее диагностику. Диагностика является необходимым предварительным мероприятием, результаты которой являются неотъемлемым источником информации, можно сказать, «базой» для определения уровня корпоративной культуры.
Целью
диагностики корпоративной
К основным инструментам диагностики корпоративной культуры относятся: анализ документов, обход фирмы и анкетный опрос персонала.
Анализ документов
При анализе документов необходимо уделить внимание следующим основным направлениям [20]:
рекламные проспекты, содержащие информацию об истории фирмы (например, выпущенные к юбилею компании);
основные цифры, ставшие вехами в развитии компании (рост численности персонала, размеров доходов, рыночной доли, инвестиций);
политика фирмы, стратегия, кадровая политика (напр. коллективный договор);
отчеты о работе;
протоколы заседаний руководства фирмы.
организационные диаграммы;
примеры должностных инструкций.
кадровая политика;
документы по адаптации персонала;
программы обучения персонала;
выборочные показатели персонала (средний стаж работы на предприятии, средний возраст работников, уровень текучести);
общие условия занятости на предприятии.
инструменты планирования;
годовые планы и бюджеты;
отчеты (например, квартальные).
внутренние средства информации, корпоративные издания;
рекламные материалы;
примеры объявлений о вакансиях;
результаты внутрифирменных исследований (например, социально-психологического климата);
примеры выступлений работников (например, поздравление президента компании с новым годом).
Обход фирмы
Значительную помощь при диагностике корпоративной культуры оказывает спонтанный обход фирмы. При этом особое внимание необходимо обратить на следующие моменты[20]:
1. «Внешность» фирмы:
1.1.
Здание:
• стиль и форма: высота, архитектурный
стиль и т. д.;
• внешний вид: фасад, размер и состояние
вывески, наличие в ней всех букв и т. д.;
• географическое положение: центр города,
окраина и т. д.
1.2.
Окружение:
• удаленность от основных магистралей,
наличие указателей, окружающие организации;
• чистота, порядок вокруг здания и т.
д.;
• парковка: кто? где? рядом с кем? и т. д.
2. «Проходная»:
2.1.
Помещение для посетителей:
• обстановка: цветы, мрамор, картины,
фотографии, реклама и т. д.;
• атмосфера ожидания.
2.2.
Ритуал приема посетителей в фирме:
• первый человек, с которым вы контактировали:
кто? во что одет? почему именно он? и т.
д.;
• количество проведенного вами в проходной
времени (кто вас оттуда забрал?);
• тон, такт сотрудников, при вас отвечавших
на звонки;
• готовность «встречающего» персонала
помочь вам и т. д.
3. Обход фирмы:
3.1.
Сопровождение:
• поведение сопровождающего: рассказ
о традициях фирмы, гордость за организацию,
мимика, и т. д.;
• представление работников: имя, фамилия,
приветствие, ведение переговоров «на
ходу», шутки и т. д.;
• отношение к вам: страх, уважение, доброта
и т. д.
3.2.
Порядок экскурсии:
• показанные вам объекты, порядок их
представления, акцент на отдельных объектах
и т. д.
3.3.
Наблюдения в течение обхода:
• логика расположения кабинетов;
• атмосфера на предприятии: юмор, социально-психологический
климат, стресс и т. д.;
• поведение работников: разговоры, поведение
во время перерывов и т. д.;
• оснащенность рабочих мест: технические
средства, цвета, музыка и т. д.;
• средства коммуникации;
• другое.
Анкетирование персонала организации
Важным
инструментом диагностики корпоративной
культуры выступает анкетирование
персонала. Главными темами в данном
случае являются [20]:
• основные ориентации фирмы,
• стратегия фирмы,
• сильные и слабые стороны организации,
• совместная работа,
• информация / коммуникации,
• особенности типичных сотрудников,
• механизмы карьеры,
• социально-психологический климат,
• представление руководства и т.д.
Итак,
по результатам диагностики
Положительным моментом в использовании этого подхода является простота определения коэффициентов ресурсного обеспечения, все они рассчитываются как отношение или фактически имеющихся к запланированным, или имеющихся на предприятии ресурсов к ресурсам, которые нужны для проведения мероприятий, связанных с реализацией функций-задач корпоративной культуры.
Рисунок 1 - Модель комплексной оценки уровня построения системы управления формированием и развитием организационной культуры
Информация о работе Совершенствование методов оценки организационной культуры на предприятии