Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:23, магистерская работа
Целью исследования является разработка методологических подходов к определению уровня (оценки) корпоративной культуры для ее последующего совершенствования, что будет способствовать успешной реализации стратегических целей предприятия.
Задачами работы являются:
Изучить и проанализировать теоретические аспекты формирования и развития корпоративной и организационной культуры;
Усовершенствовать категорийный аппарат корпоративной культуры;
Проанализировать существующие методы оценки уровня корпоративной культуры, отметить достоинства и выявить их недостатки;
Определить современные проблемы оценки корпоративной культуры;
Провести мониторинг и охарактеризовать состояние предприятий Донецкой области в контексте развития корпоративной культуры;
Однако, следует отметить, данная методика имеет ряд недостатков. Так, проведение комплексной оценки требует выполнение значительного количества этапов, которые являются трудоемкими; расчета значительного количества показателей, проведение анализа специалистов, необходимых для реализации функций организационной культуры и т.д. Кроме того, некоторые оценочные параметры, по нашему мнению, являются лишними (например, соответствие денежных средств на выплату заработной платы специалистам, премий и материальных поощрений персонала и др.). Тихомирова О.Г. не принимает во внимание оценку внешних и внутренних субъективных атрибутов корпоративной культуры предприятия. А также, с помощью приведенной модели уровень корпоративной культуры больше оценивается с позиции организации труда на предприятии.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
Среди отечественных ученых и социологов исследовали феномен корпоративной культуры: А. Колот, О. Панькова, О. Гришнева, Н. Царенко, О. Бала, В. Евтушевский, В. Шпилевая, Л. Панченко, Г. Назарова, Ю. Залозновая, М. Семикина, И. Мажура, В. Анищенко, Г. Захарчин, Ф. Зиновьев, И. Химич и др.Спектр этих исследований достаточно широкий: от раскрытия сущности самого понятия «корпоративная культура» до рассмотрения методов и подходов к ее оценки.
Проблемами оценки уровня корпоративной культуры занимается и Слабо Я.Я., по методике которой к элементам корпоративной культуры целесообразно относить трудовую дисциплину, межличностные отношения работников, уровень восприятия персоналом инновационных нововведений, включив их в состав оценочных показателей. Обобщение теоретических исследований дает основания утверждать, что именно характеристики человеческих ресурсов, человеческого капитала предприятия преимущественно влияют на формирование и развитие корпоративной и организационной культуры и представляют собой ее структурные элементы. Так, Слабо Я.Я., предлагая для определения уровня организационной культуры рассчитывать интегральный показатель методом средней геометрической ( , где Кок - интегральный показатель уровня организационной культуры, а n - количество параметров оценки уровня организационной культуры), выделяет восемь составляющих общей оценки, среди которых: показатель образовательного уровня работников предприятия, показатель стабильности персонала предприятия, показатель трудовой дисциплины, показатель межличностных отношений, показатель уровня здоровья персонала, показатель годности основных фондов, показатель равномерности производства, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции [2].
Однако, следует отметить, что предложенный подход к определению интегрального показателя является несовершенным: не все его составляющие (параметры оценки) можно вычислить или сделать это достоверно; не обеспечивается комплексность оценки за ограниченности количественных и качественных параметров, включенных в интегрального показателя. Отсутствие единых подходов к определению параметров, по которым должна оцениваться корпоративная культура, делает невозможным получение качественной оценки.
ЛОКАЛЬНЫЙ
В ДонНТУ над этими вопросами работает ассистент кафедры управления персоналом и экономики труда Поторочин Сергей Олегович. Его основные научные публикации:
Так же в последние годы подобной тематикой занимались магистранты:
Тема магистерской работы: «Повышение эффективности управления персоналом на основе совершенствования корпоративной культуры предприятия».
В данной работе дается характеристика корпоративной культуре, а также описываются пути повышения эффективности управления персоналом на основе совершенствования корпоративной культуры предприятия.
Тема магистерской работы: «Оценка эффективности корпоративной культуры предприятия».
Работа
посвящена определению
ИЗЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проблемы
оценки корпоративной культуры вытекают,
в первую очередь, из неопределенности
сущности самого понятия и ее составляющих.
Особенность корпоративной
Устранение
указанных недостатков в
Рисунок
2 - Процесс развития корпоративной
культуры
(Анимация: объем - 75 КБ; размер - 300х278; количество
кадров - 4; задержка между кадрами - 100 мс;
задержка между последним и первым кадром
- 500 мс; количество циклов повторения -
7.)
Главная задача - установление целесообразного баланса между ценностями и интересами сторон фокус-группы. В результате опроса фокус-группы на основе ранжирования определяются весомости (Wi) внешних и внутренних элементов организационной культуры и их средний балл (Bi). С помощью весомости и среднего балла каждого из элементов корпоративной культуры рассчитывается их общая оценка по формуле:
Следующим этапом является расчет средней общей оценки внешних и внутренних элементов корпоративной культуры с использованием определенных общих оценок каждого из внешних и внутренних элементов корпоративной культуры:
Использование предложенного подхода является эффективным при условии сочетания его с двумя вышеописанными. Это позволит ввести более эффективную трехуровневую оценку корпоративной культуры, с позиций системного подхода подразумевает последовательную построение системы в трех взаимосвязанных аспектах:
элементный - бальная оценка субъективных атрибутов корпоративной (организационной) культуры на основе системы тестов и опросов персонала;
интегральный - расчет интегрального показателя методом средней геометрической посредством определения необходимого количества параметров уровня корпоративной (организационной) культуры;
комплексный - оценка совокупности качественных и количественных показателей с позиции функциональной, ресурсной и организационного построения культуры предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были изучены и проанализированы теоретические аспекты формирования и развития корпоративной культуры, в результате чего наиболее удачным было выявлено определение корпоративной культуры, которое дает Власова Е.Ф., отождествляя ее с организационной: это сложная и всеобъемлющая система, функционирующая в производственном пространстве и включает в себя элементы культуры - как общепринятые (ценности, нормы, правила, традиции, обычаи, язык, артефакты), так и присущие только ей - миссию, деятельность организации, соответствующие человеческие ресурсы и коммуникации [1].
В результате анализа существующих методов оценки уровня корпоративной культуры было выявлено ряд недостатков. Предложенный Слабко Я.Я подход к определению интегрального показателя является несовершенным, так как не все его составляющие можно вычислить или сделать это достоверно; не обеспечивается комплексность оценки из-за ограниченности количественных и качественных параметров, включенных в интегральный показатель. Проведение комплексной оценки по Тихомировой О.Г. требует выполнение значительного количества этапов, которые являются трудоемкими; расчета значительного количества показателей, проведение анализа специалистов, необходимых для реализации функций организационной культуры и т.д. Кроме того, в рассмотренных методах не учитывается оценка внешних и внутренних субъективных атрибутов корпоративной культуры предприятия.
С целью устранения указанных недостатков был внедрен новый подход, основанный на методе элементной (внутренней) оценки организационной культуры, который позволяет с помощью балльной оценки определить уровень культуры предприятия.
На
основе рассмотренных выше методов
разработана модель трехуровневой
оценки корпоративной культуры, основанная
на системном подходе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Е.Ф. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации новых работников: автореф. дис...канд. соц. наук: 62.00.83. / Е.Ф. Власова; Уральский государственный университет им. А.М.Горького. – Екатеринбург, 2010. – 21 с.
2. Слабко Я.Я. Соціальне дослідження рівня організаційної культури промислових підприємств Придніпровського регіону // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики. Міжвузівський збірник наукових праць. – 2010. - № 44. – С. 256-262.
3. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. СПб: ГУ ИТМО, 2008. – 154 с.
4. Лапина Т.А. Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 96 с.
5.Стеклова
О.Е. Организационная культура: Учебное
пособие [Электронный ресурс] – Ульяновск:
УлГТУ, 2007. – 127 с. – Режим доступа к пособию:http://window.edu.ru/
Информация о работе Совершенствование методов оценки организационной культуры на предприятии