Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 18:58, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в изучении и совершенствовании процедуры оценки деятельности персонала банка – (далее КРКЦ ).
Задачи дипломной работы:
1. Уточнить основные методы и требования к проведению оценки работы персонала.
2. Изучить нормативно- правовую базу и требования к содержанию оценки, предъявляемые Банком России.
3. Проанализировать проведение оценки в КРКЦ и предложить рекомендации по ее оптимизации.
4. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность банка.
5. Описать требования к безопасности жизнедеятельности персонала РКЦ.
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 ОЦЕНКА РАБОТЫ КАК ПЕРСОНАЛ-ТЕХНОЛОГИЯ
1.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
2.1 ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ
2.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОЦЕНКИ.
2.3.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ЦЕНТРАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
3.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА РКЦ
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
ГЛАВА 5. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РАБОТЫ РКЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В основе деловой оценки банковских работников лежат два подхода. Во-первых, ранее указанные виды специализации и четкое распределение функций и компетенций между подразделениями, отделами, службами, секторами. Во-вторых, исторически сложившиеся традиции и требования к профессиональной культуре банковского служащего, которую можно определить как уровень профессионализма, а также возможность реализации личности, ее способностей в процессе деятельности, обеспечивающей высокую результативность труда. Высокий профессионализм должен сочетаться с развитым гражданским и нравственным сознанием и дополняться способностью убеждать и воздействовать на поведение клиентов. Эффективный работник способен учитывать социально-психологические особенности различных социальных групп и слоев населения, он умеет определять настроение и ориентироваться на него, а также на потребности клиентов, проявляя внимание к ним и доброжелательность. Именно на развитие элементов профессиональной культуры должна быть направлена концепция деловой оценки. Такой подход обусловлен достаточно высоким общественно-экономическим статусом и престижем банковской организации; многоцелевой ориентацией деятельности банка на любом уровне (на результат, получение прибыли, совершенствование деятельности, клиента, высокое качество обслуживания); личной заинтересованностью банковских работников в обновлении знаний и умений, повышением своего мастерства, профессиональном росте в связи с общественной востребованностью, модернизацией деятельности, а также определенными трудностями в получении штатных должностей (престижностью и дефицитностью профессии банковского работника).
На основании накопленного опыта оценочной деятельности кадровых служб в системе Банка России, его региональных отделений и филиалов, коммерческих банков можно сформулировать важные концептуальные подходы и принципы.
1. Гуманизм. Стремление гарантировать соблюдение и защиту прав и профессиональных интересов аттестуемых работников. Сокращение интервалов между оценками по желанию работников. Допустимость самооценки. Возможность применения разнообразных (с учетом индивидуальности) методов и приемов оценки. Многоплановость базовой информации.
2. Объективность. Адекватное описание исходных показателей деятельности работника. Независимость оценки от занимаемой должности специалиста, его заслуг и сложившегося имиджа. При этом учитываются все факторы и причины, которые могут оказать неблагоприятное влияние на процедуру и результаты оценки. Равенство всех элементов процедуры деловой оценки.
3. Нацеленность на результат. Каждый сотрудник банка должен уметь работать в жестко установленных рамках, соблюдая нормативы и стандарты по определенной технологической карте. Он должен знать объем возложенной на него ответственности, количественные результаты своей работы, сроки и формы предоставления отчетной информации. В связи с этим необходима система оценки индивидуальных целевых показателей, включающая установленные стандарты исполнения. Собственно оценка результатов труда работника будет состоять в соотнесении фактических показателей со стандартами исполнения. Итоговая оценка может выводиться как среднее арифметическое по каждой оцениваемой функции или целевому заданию.
4. Индивидуально-личностный подход. Оценка обязательно должна учитывать индивидуальные особенности, интересы, склонности, потребности и мотивы поведения служащего, которые нередко скрыты от непосредственного наблюдения. Такой подход способствует повышению эффективности деятельности работника, а также формирует механизм внутренней мотивации.
5. Обратная связь. Оценка деятельности должна сопровождаться получением оперативной информации о ее воздействии на последующую работу персонала. Обратная связь в деловой оценке имеет стратегическое значение. Недооценка результатов его труда может явиться причиной снижения работоспособности.
6.Регулярность. В зависимости от должности регулярность оценки может составлять от одного раза в год для низовых служащих и до одного раза в три-пять лет — для специалистов высшего звена.
7. Компетентность. Проведение оценки должно осуществляться лицами, способными разобраться в специфике деятельности аттестуемых работников. Как правило, это специалисты и менеджеры высшего звена, психологи, социологи, консультанты по вопросам работы с персоналом. Что касается деятельности ведущих специалистов-аналитиков, менеджеров, то их деловая оценка и аттестация пока не проводилась.
Оценка деятельности персонала в системе Банка России проводится с 1993 г. (она начиналась с психологического тестирования служащих). Накоплен значительный опыт в Тюменской, Омской, Свердловской областях, в Национальном банке Республики Башкортостан и других регионах. Деловая оценка рассматривается как общая часть системы управления и опирается на имеющиеся распорядительные документы по Расчетно-кассовым центрам (РКЦ) Банка России.
Важная роль отводится предварительной подготовке, которая в первую очередь включает изучение содержания труда на каждом рабочем месте, определение механизма их взаимодействия и обеспечения коллегиальности в реализации бизнес-планов. Наиболее четко и полно описаны рабочие места для техников-операционистов: определены названия, основные должностные обязанности, полномочия, порядок взаимодействия и взаимозаменяемость сотрудников (в том числе и в непредвиденных обстоятельствах), используемые материалы и оборудование, нормативные показатели, объемы и сроки исполнения работы. Такая своеобразная инвентаризация рабочих мест служит объективным источником информации и важным средством оценки результатов работы.
Сложнее определить сущность и содержание труда менеджеров-технологов. С одной стороны -это традиционные типовые расчеты, анализ финансовых показателей в соответствии с нормативно-инструктивными материалами Банка России, составление отчетов, обязательных к представлению в органы налогового контроля, статистики, вышестоящие организации, а также нерегламентированных оперативных справок и отчетов. С другой стороны, в новых условиях менеджер получает известную свободу действий в подготовке финансовых решений и маркетинговых исследований. В таблице 2.2 приведены критерии и уровни классификации рабочих мест банковских менеджеров-технологов.
Предварительная подготовка включает также и разработку графика проведения оценки-аттестации с указанием видов, сроков, подразделений, состава и полномочий комиссии, а также правил, норм и процедур оценки. Процедура и методика комплексной оценки деятельности предполагает, что в ее основе лежат многочисленные источники информации, которые собираются и систематизируются в течение месяца по следующим направлениям: результаты деятельности за последние 6 — 12 месяцев; итоги обучения и предыдущей оценки; служебные перемещения; наказания и поощрения.
Таблица 2.2
Критерии и уровни классификации рабочих мест менеджеров-технологов (по подразделениям)
Критерии классификации рабочих мест | Уровни классификации | ||
высший | средний | низший | |
1. Необходимость финансовой теоретической подготовки, знание инструкций и нормативов, техническая грамотность, уровень интеллектуальной сложности выполняемых работ и ответственности за принимаемые решения. | валютный и отдел кредитования, экономический отдел | отдел кассовых операций, сектор ценных бумаг, сектор дело про извод ства | отдел бухучета, специалисты не основной деятельности |
2. Уровень психологической нагрузки: объем межличностных коммуникаций, степень ответственности за сохранение конфиденциальной информации. | операции по вкладам, РКЦ | отдел кредитования, экономический отдел | отдел кассовых операций, отдел бухучета |
3. Особые требования к физическому и психическому состоянию работника, повышенные эмоциональные и стрессовые нагрузки, необходимость хорошей физической формы, повышенная психическая устойчивость. | отдел охраны и инкассации, служба безопасности | отдел кассовых операций, операции по вкладам, РКЦ | отдел бухучета, экономический отдел |
4. Требования к концентрации внимания: склонность к монотонной работе, продолжительное сохранение внимания. | валютный отдел, отдел кассовых операций | операции по вкладам, РКЦ | отдел кредитования |
5. Необходимость совмещения профессий, освоение нововведений, работа в нестандартных и экстремальных ситуациях, принятие рискованных решений. | служба экономической безопасности | операции по микропроцессорным ПК | валютный и отдел кредитования, РКЦ |
6. Работа с материальными ценностями. | валютный, реализация монет и слитков, РКЦ | валютный, реализация монет и слитков, РКЦ |
|
Одновременно члены комиссии посещают работника на рабочем месте, учитывают отзывы коллег и клиентов о нем, изучают табель учета рабочего времени и т. д.
Ни один из источников информации не может рассматриваться как определяющий фактор, а только как составляющий элемент, звено для объективной деловой оценки. В случае возникновения сложных и спорных ситуаций, касающихся профессиональных вопросов, роль арбитра может выполнять специальный эксперт, вводимый в состав комиссии.
Заслуживает внимания и такой вариант, когда в состав комиссии включается «доверенное лицо» работника как гарант соблюдения и защиты прав и профессиональных интересов последнего. Доверенному лицу разрешается присутствовать при проведении процедуры оценки (как на этапах сбора информации, так и на заключительном собрании).
В мировой практике широко применяется система самооценки деятельности, осуществляемая самим работником. Это повышает доверие, помогает членам комиссии быть более объективными, а также выявить проблемы развития персонала.
Оценка деятельности работников служит основой для проведения административных кадровых процедур. Основная трудность оценки обусловлена большим числом параметров, характеризующих человека и специалиста и носящих преимущественно описательный характер. Рассмотренные выше подходы и принципы оценки обусловливают обязательность использования методов, дающих максимально возможную объективную оценку. Наибольшая эффективность достигается при использовании комплексной оценки работника. По ее итогам составляется документ «Служебная оценка» и принимаются соответствующие кадровые решения.
Аттестационная комиссия (не менее трех человек) после проведения необходимой подготовительной работы и заполнения оценочного документа проводит заключительное заседание — собеседование с работником, на котором его знакомят с содержанием аттестационного листа, отвечают на все его вопросы. В случае необходимости заслушивают доверенное лицо аттестуемого. Затем объявляется итоговая оценка, учитывающая все аспекты профессиональной культуры: профессиональную компетентность, исполнительскую дисциплину, эффективность обучения и саморазвития, социальную коммуникабельность, психологические особенности и потенциальные возможности. Несмотря на многообразие методов оценки, общая (итоговая) оценка, как правило, тяготеет к одному из пяти возможных уровней служебных успехов и достижений в цифровом и словесном выражении (см.табл. 2.3).
Таблица 2.3
Уровень (класс) | Балл | Комментарии |
Отлично (или очень хорошо) | 5 | Успехи соответствуют или превышают особо высокие (идеальные) требования. Особо выдающиеся успехи. |
Хорошо | 4 | Успехи полностью соответствуют или несколько выше среднего уровня требований. |
Удовлетворительно | 3 | Успехи в основном соответствуют среднему уровню требований. |
Достаточно | 2 | Деловое поведение в общем соответствует среднему уровню требований, еще удовлетворяют организацию, но есть отдельные недостатки и проблемы. Конфликтные ситуации. |
Неудовлетворительно | 1 | Деловая активность и успехи в силу значительных недостатков, пробелов не достигают (ниже) среднего уровня требований. |
Плохо | 0 | Полная профессиональная непригодность |
Информация о работе Совершенствование оценки деятельности персонала банка