Совершенствование организации подготовки и реализации управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:48, реферат

Описание

Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение – это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Содержание

Введение
1.Понятие и процесс разработки управленческого решения
2. Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки
3. Человеческий фактор принятия управленческого решения. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений
4. Эффективность, контроль и качество управленческих решений
5.Совершенствование процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Орлова Эзу 81 - 1 реферат по МУ.docx

— 46.29 Кб (Скачать документ)

5) У подчиненного отсутствует  уверенность в себе.

6) Подчиненному не предлагается  каких-либо положительных стимулов  дополнительной ответственности. 

Причины нежелания делегировать полномочия или напротив, принимать ответственность на себя, кроются в особенностях психологии личности работников. Значимым является: эмоциональное взаимодействие между членами трудового коллектива, избранные управляющими модели поведения и формы контроля за исполнением решений, обратная связь с подчиненными, мотивирование работников для участия в процессе разработки ответственных решений.

Только сами руководители могут сделать процесс делегирования  полномочий и разработки совместных управленческих решений эффективным. Руководитель направляет, стимулирует, организовывает, определяет политику, формирует культуру организации.

Поведенческие особенности  руководителей влияют на стиль их руководства, избираемые формы и  методы принятия управленческих решений.

 Поведенческие особенности  руководителей включают:

1) Используемые руководителем  методы оценки и контроля.

2) Реагирование на возникновение  в организации проблем или  критических ситуаций.

3) Реализуемую ролевую  модель, побуждающую работников  к подражанию.

4) Критерии распределения  ресурсов организации. 

5) Критерии, по которым  руководитель определяет уровень  вознаграждения и статус работника 

6) Критерии, которые использует  руководитель при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении  работников.

Модель поведения руководителя фиксируются в сознании подчиненных  через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая  от руководителя — это поступки, рассказы, жаргон, символы, символические  действия. Это основной механизм закрепления  основ культуры.

Формирование культуры руководителями происходит через неформальные каналы коммуникации. Но действует руководитель формально, используя управленческие методы работы с персоналом.

Система управления персоналом (См.: рис. 2.) должна быть сформирована таким  образом, чтобы работники имели  возможность обучаться, получать объективную  оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию  в принятии важных решений. Имеет  значение кадровая политика, социально-психологический  климат в коллективе, культура, возможность  реализовать демократический стиль  руководства.

В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный  и демократический.

 

 

Авторитарный стиль  руководства характеризуется жесткой  централизацией, процессом разработки управленческих решений из одного управляющего центра, давлением на подчиненных, использованием манипулятивных стратегий воздействия  на персонал. Такой стиль избирается руководством сильно бюрократизированных  структур или организаций малого бизнеса со значительной концентрацией  власти в руках одного лица —  предпринимателя.

Демократический стиль  руководства характеризуется высокой  степенью участия трудового коллектива или руководителей среднего, нижнего  звеньев управления в принятии стратегически  важных решений. В первом случае речь идет о коллективных решениях, а  во втором о коллегиальных. Демократический  стиль применяется в децентрализованных организациях, в которых осуществляется управление по целям, результатам. Для  таких организаций характерны: гибкие, адаптивные структуры, высокая мотивация  и компетентность персонала.

Либеральный стиль руководства  характеризуется определенным уровнем возможностей для участия работников в принятии управленческих решений. Однако, ситуация в коллективе может развиваться по-разному, иногда непредсказуемо. Руководитель, использующий либеральный стиль, может самоустраниться от управления. В этом случае организацией управляют представители «элитарного ядра», которые получает неограниченный доступ к власти и ресурсам. Возможны столкновения между различными группами, резкий рост конфликтов в коллективе.

Стили руководства оказывают  значительное влияние на процесс  разработки управленческого решения: избираемые формы контроля, методы управления. Стили руководства находятся в тесной взаимосвязи со структурным построением организации, системой общего менеджмента.

Изучая человеческий фактор разработки управленческих решений, отметим: определяющая роль в этом сложном  процессе принадлежит руководителю. Требования к профессиональной компетенции  менеджера включают не только необходимые  знания и навыки, но и определенные человеческие свойства его как личности.

4. Эффективность, контроль и качество управленческих решений

 

Эффективность управленческих решений — это 1) совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности; 2) основной результат деятельности управляющих  по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации.

Эффективность управленческих решений определяется тремя основными  группами показателей деятельности организации:

1) Показатели экономической  эффективности: 

 прибыль; 

 выручка от реализации;

 доходность;

 себестоимость; 

 рентабельность;

 ликвидность; 

 управленческие затраты. 

 

2) Показатели качества  и результативности труда: 

 качество продукции  или услуги;

 производительность  труда; 

 соотношение темпов  роста производительности труда  и заработной платы; 

 фонд оплаты труда  (ФОТ);

 средняя заработная  плата; 

 потери рабочего  времени на 1 работника (чел.-дни);

 качество труда персонала  (баллы или %).

 

3) Показатели социальной  эффективности: 

 текучесть персонала  (отношение числа уволенных работников  к общей численности персонала),

 уровень трудовой  дисциплины (отношение числа случаев  нарушения трудовой и исполнительской  дисциплины к общей численности  персонала),

 соотношение управленческого  персонала, рабочих и служащих,

 равномерность загрузки  персонала, 

 коэффициент трудового  участия (КТУ) или вклада (КТВ) 

 социально-психологический  климат в коллективе.

Качество управленческого  решения — совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства)

Управленческие решения  должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.

Контроль за исполнением  управленческих решений — это  совокупность процедур и приемов  управленческой деятельности, которые  используются для фиксации и корректировки  исполняемых мероприятий.

Методы контроля за исполнением  управленческих решений.

1) Фиксация результатов  проведенных мероприятий. 

2) Анализ отчетной документации.

3) Беседы и деловые  совещания. 

4) Корректировка планов.

5) Анализ показателей  деятельности отделов, служб,  организации в целом. 

6) Мотивирование за  участие в разработке решений. 

 Контроль является  важной составляющей процесса  разработки управленческих решений,  влияет на производительность  труда, качество продукции (услуги) и эффективность решений. 

В современной теории используются приемы и методы, которые позволяют  выявить причины ухудшения качества, обнаружить причинно-следственные связи  между рядом факторов.

 

Причинно-следственная диаграмма  Ишикава — это экспертный метод, который впервые появился в Японии и применяется для выявления  причин сбоя технологических процессов  в том случае, если явные нарушения  обнаружить сложно. Рассмотрим причинно-следственную диаграмму на примере туристической  организации.

Экспертным путем рассчитывается вес каждого показателя, т.е. определяется, насколько данный фактор является важным для обеспечения качества услуг  туристической организации.

Управленческие решения, принимаемые в туристических  организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или  напротив, ухудшить его. Организация  может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом.

Несомненно, приоритетами управленческих решений в туристическом  бизнесе должны стать: качество, марочный капитал и долгосрочная стратегия.

 

5. Совершенствование процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений

 

Любая управленческая деятельность в первую очередь направлена на реализацию управленческих решений, т.е. достижение поставленной цели, результата. Каждый цикл принятия, проектирования и реализации управленческого решения может  быть разделен на отдельные составляющие, наличие или отсутствие которых  позволяет судить о качестве управления:

Выявление проблемы

Установление причин проблемы

Формирование идеи решения  проблемы

Постановка измеримой  цели

Проверка достижимости цели

Проектирование деятельности по достижению цели

Реализация деятельности по достижению цели

Выявление проблемы. Выходом  процесса является список выявленных проблем. Основными этапами процесса являются анализ проблем, их ранжирование по степени важности и выявление  главной проблемы.

Установление причин проблемы. Выходом процесса является базовая  модель проблемы. При реализации процесса также как и при выявлении  проблемы, необходимо проанализировать причины проблем, проранжировать их по степени важности и выявить основную причину.

Формирование идеи решения  проблемы. Выходом процесса является принципиальный вариант решения  проблемы. В рамках процесса осуществляется поиск основного направления  решения проблемы наилучшим способом на основе альтернативных подходов;

Постановка измеримой  цели. Выходом процесса является технико-экономическое  обоснование решения проблем. При  постановке целей необходимо соблюдать  ряд требований, основные из которых: измеримость, установленный срок выполнения работ, а также достижимость цели.

Проверка достижимости цели. Выходом процесса является техническое  задание на проектирование деятельности по решению проблемы. Проверка достижимости цели, как правило, выполняется на основе анализа модели взаимосвязанных  действий и оценки имеющихся ресурсов.

Проектирование деятельности по достижению цели. Выходом процесса является комплект проектной документации по решению выявленных проблем. В  более широком понятии проектирование деятельности по достижению цели - построение системы взаимосвязанных процессов, разработка плана мероприятий по реализации системы процессов, формирование нормативной базы, системы мотивации  и распределения ответственности.

 

Реализация деятельности по достижению цели – организация  исполнения плана мероприятий, обеспеченного  необходимыми ресурсами. Выходом процесса является результаты деятельности по решению проблемы.

Любой процесс принятия управленческого решения должен включать в себя этапы анализа  и синтеза, т.е решение может  быть принято лишь на основе детальной  оценки проблем и постановки измеримой  цели. Но, зачастую, этап анализа остается опущенным – результат достигается  методом проб и ошибок.

НИИ Управления качеством  обладает методиками реализации всего  жизненного цикла управленческого решения – от этапа анализа деятельности до синтеза управленческого решения, а также широким положительным опытом их практического применения. Методика может быть применена для решения различных проблем, в том числе и для определения вариантов стратегического развития организации.

Совершенствование процессов  подготовки, принятия и реализации управленческих решений заключается  в:

регламентации деятельности организации

проведении аудитов

принятии корректирующих мер по результатам аудита

Разработанный нами проект обеспечит высокий уровень достигнутых  результатов и позволит повысить эффективность деятельности любой  организации.

Информация о работе Совершенствование организации подготовки и реализации управленческих решений