Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО «Мотор-Супер» и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования.
1. Изложить теоретические основы темы. Раскрыть понятие организации как объекта управления, изучить методы исследования системы управления.
2. Рассмотреть деятельность конкретного предприятия, и провести анализ организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер», выявить слабые места, недостатки в организационной структуре, не позволяющие предприятию значительно улучшить свои экономические показатели и разработать мероприятия по изменению в организационной структуре.
Введение 3
1. Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием 7
1.1. Сущность и понятие организационной структуры 7
1.2. Методы проектирования организационных структур управления
предприятием 18
2. Анализ и оценка эффективности организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» 23
2.1 Общая характеристика предприятия 21
2.2. Исследование организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» 24
2.3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия 29
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных .
Некоторые основные типы организационных моделей:
1) математико-кибернетические
модели иерархических
2) графоаналитические модели
организационных систем, представляющие
собой сетевые, матричные и
другие табличные и
3) натурные модели
4) математико-статистические
модели зависимостей между
Процесс проектирования организационных
структур управления должен быть основан
на совместном использовании
Создание подразделений путем группирования аналогичных производственных функций позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства предприятием в период расширения его хозяйственной деятельности.
Формирование бизнес-групп (центров прибыли) в рамках закрепленного за ними процесса, представляющего определенные отношения организации с потребителями, усиливает группирование работ по рынкам. Возникают достаточно автономные группы. В результате такого подхода сближаются те, кто принимают решения, с теми, кто материализованные продукты решений покупает – потребители.
Методы распределения обязанностей по подразделениям зависят от положенных в основу признаков. Во-первых, по признаку деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда работники одних профессий, а для достижения какой либо цели необходимо определенное число людей.
Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам. Их число зависит от потребностей смой организации.
В третьих, по территориальному признаку.
В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ получает распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, а его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
При формировании подразделений во внимание принимаются следующие факторы:
стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления;
формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной должна быть внутренняя структура;
централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.
Ознакомившись с сущностью
и понятием организационной структуры,
а так же рассмотрев основные методы
проектирования организационных структур
управления предприятием, можно преступить
к решению главных задач
ЗАО «Мотор-Супер» создано 29 ноября 1990 года. Закрытое акционерное общество учреждено и действует в соответствии с Гражданским кодексом и Законом «Об акционерных обществах», создано на основе малого научно-производственного предприятия «Инновация. Бизнес. Маркетинг», зарегистрировано решением исполкома Автозаводского района г. Тольятти №1841/20 от 29.11.1990г. и является его правопреемником.6
Основное направление
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, Савенков Дмитрий Леонидович, доктор экономических наук, доцент, родился в 1966 г. в г. Тольятти.
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.
Новое высокопроизводительное оборудование по литью из пластмассы немецких фирм Battenfeld, Engel, позволяющее осваивать высокотехнологичную продукцию из пластмассы на новые модели автомобилей.
Качество изделий
Высокая репутация:
Стратегические цели:
В соответствии с уставом ЗАО «Мотор-Супер» основной целью его деятельности является получение прибыли, удовлетворение потребностей товарного рынка в товарах и услугах, производимых данным предприятием.
Миссия «Мотор-Супер»: «Мы стремимся максимально полно удовлетворить потребности производителей автомобилей в комплектующих изделиях, чтобы гарантировать длительное процветание нашего предприятия, всех сотрудников, акционеров и партнеров»
Сотрудничество:
Организационная структура ЗАО «Мотор-Супер» представлена на рис.1, стр27. Из рисунка видно, что организация имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация. Преимущества данного типа структуры заключается в следующем: единство и четкость распоряжений; согласованность действий и четкая система взаимосвязей между директором и подчиненными; оперативность в принятии управленческих решений; ясно выражена ответственность; нет потребности в специалистах высокого профиля.
На основании должностных
Генеральный директор является исполнительным органом ЗАО «Мотор-Супер». Он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и подотчётен совету директоров и общему собранию акционеров. К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определяемых уставом ЗАО.
Заместитель генерального директора выполняет все основные функции генерального директора в его отсутствие.
Директор
по производству организует своевременный
выпуск качественной продукции службами
предприятия, находящимися в его непосредственном
подчинении, обеспечивает внедрение в
производство новейших методов и систем
планирования и организации производства.
Директор по экономике и финансам осуществляет руководство организаций и совершенствованием экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и средней заработной платы.
Коммерческий директор отвечает за организацию работы подотчетных ему звеньев организационной структуры управления, отвечающих за обеспечение производства материалами, комплектующими, оборудованием, а также внешнюю кооперацию.
Главный инженер является заместителем
генерального директора предприятия
и наравне с ним несёт
В обязанности директора по качеству входит предотвращение выпуска и сбыта предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образцам, проектноконструкторской и технологической документации или некомплектной продукции путём контроля за её качеством, качеством поступающего на завод сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, контроль за комплектованием и упаковкой, а также комплектацией готовой продукции и т.д.
Организационная структура управления включает в себя установление вертикали власти и подразумевает также установление власти руководством отдела или подразделения над отделом и установление власти руководством предприятия над предприятием. Этим достигается качество управления и принятия оперативных решений, что положительно отражается на качестве производимых товаров и предоставляемых услуг. Возникающие в процессе деятельности неопределённости решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела. При невозможности устранить неопределённость или какую-либо проблему на уровне отдела или подразделения она переходит на рассмотрение к руководству предприятия.
Особое внимание уделяется соответствию уровня образования сотрудников и занимаемой ими должности. Такой вид контроля позволяет повысить оперативность и эффективность принимаемых решений, что, в свою очередь, позитивно влияет на качество выполнения поставленных задач и на работу ЗАО «Мотор-Супер» в целом.
Для того, чтобы оценить влияние эффективности системы управления предприятием ЗАО «Мотор-Супер», необходимо проанализировать нормы и ценности организации, которые представлены в матрице организационной культуры (табл. 2.1, стр.28).
Сопоставление организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер», представленной на рисунке 1, и данными выше, позволяет сделать следующие выводы:
– разобщенность подразделений, преобладание оперативных проблем («текучки») в работе руководителей практически всех подразделений, отсутствие единого «генерального плана действий» в целом приводит к малой гибкости и невозможности своевременного и адекватного реагирования на изменения рыночной среды;
Таблица 2.1
Матрица организационной культуры ЗАО «Мотор-Супер»
1) Нормы и ценности культуры организации |
2) Положительны е аспекты |
3) Отрицательные аспекты |
4) Проблемы |
Ориентация на действия |
Стремление вперед, совершенствование организации |
«Зацикленность» на своей работе |
Недостаточно ресурсов для реализации планов |
Самостоятельность и предприимчивость |
Творчество и энтузиазм |
||
Лицом к потребителю |
Все для потребителя, клиент - контроль |
||
Связь с жизнью и ценное руководство |
Объективные знания |
Малая степень адаптации к внешней среде |
|
Производительность от человека |
Люди - главный источник производительности |
Недостаток мотивации в |
Снижение производи-тельности |
Свобода действий и жесткость одновременно |
Контроль за качеством выполнения работы |
Не всегда объективное понимание обстановки |
Недостаточный опыт и квалификация |
Приверженность своему делу |
Интерес к работе, повышение производительности |
Необходимость подготовки кадров | |
Простая форма организации |
Эффективные коммуникации внутри организации |
Не всегда эффективное управление |