Совершенствование организационной структуры предприятия на примере ЗАО «Мотор-Супер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО «Мотор-Супер» и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования.
1. Изложить теоретические основы темы. Раскрыть понятие организации как объекта управления, изучить методы исследования системы управления.
2. Рассмотреть деятельность конкретного предприятия, и провести анализ организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер», выявить слабые места, недостатки в организационной структуре, не позволяющие предприятию значительно улучшить свои экономические показатели и разработать мероприятия по изменению в организационной структуре.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием 7
1.1. Сущность и понятие организационной структуры 7
1.2. Методы проектирования организационных структур управления
предприятием 18
2. Анализ и оценка эффективности организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» 23
2.1 Общая характеристика предприятия 21
2.2. Исследование организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» 24
2.3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия 29
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33

Работа состоит из  1 файл

менеджмент1.docx

— 196.88 Кб (Скачать документ)

Метод организационного моделирования  представляет собой разработку формализованных  математических, графических, машинных и других отображений распределения  полномочий и ответственности в  организации, являющихся базой для  построения, анализа и оценки различных  вариантов организационных  структур по взаимосвязи их переменных .

Некоторые основные типы организационных  моделей:

1) математико-кибернетические  модели иерархических управленческих  структур, описывающие организационные  связи и отношения  в виде  систем математических уравнений  и неравенств или же с помощью  машинных имитационных языков, например, модели многоступенчатой оптимизации,  модели системной  динамики;

2) графоаналитические модели  организационных систем, представляющие  собой сетевые, матричные и  другие табличные и графические  отображения распределения функций,  полномочий, ответственности, организационных  связей;

3) натурные модели организационных  структур и процессов, заключающихся   в оценке их функционирования  в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные  и лабораторные эксперименты, управленческие  игры;

4) математико-статистические  модели зависимостей между исходными  факторами организационных систем  и характеристиками организационных  структур.

Процесс проектирования организационных  структур управления должен быть основан  на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

Создание подразделений  путем группирования  аналогичных  производственных функций позволяет  добиться  более эффективного  управления, необходимой гибкости руководства  предприятием в период расширения его  хозяйственной деятельности.

Формирование бизнес-групп (центров прибыли) в рамках закрепленного за ними процесса, представляющего определенные отношения организации с потребителями, усиливает группирование работ по рынкам. Возникают достаточно автономные группы. В результате такого  подхода сближаются  те, кто принимают решения, с теми, кто материализованные продукты решений покупает – потребители.

Методы распределения  обязанностей по подразделениям зависят  от положенных в основу признаков. Во-первых, по признаку деления на равные по размеру  группы. Этот метод применяется, когда  работники одних профессий, а  для достижения  какой либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному  признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам. Их число зависит от потребностей смой организации.

В третьих, по территориальному признаку.

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ получает распространение  на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент  производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов  потребителя. В тех отраслях, где  покупатель является ключевым фактором, а его интересы оказывают решающее влияние на структуру  организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

При формировании подразделений  во внимание принимаются следующие  факторы:

стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления;

формализация, то есть насколько  формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем  более  формальной должна быть внутренняя структура;

централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все  ли вопросы должно решать высшее руководство;

сложность организационной  структуры, то есть насколько сложным  должно быть управление с организационной  точки зрения.

Ознакомившись с сущностью  и понятием организационной структуры, а так же рассмотрев основные методы проектирования организационных структур управления предприятием, можно преступить к решению главных задач курсовой работы: анализу и совершенствованию  организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер».

 

2. Анализ и оценка эффективности организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер»

2.1 Общая характеристика  предприятия

ЗАО «Мотор-Супер» создано 29 ноября 1990 года. Закрытое акционерное общество учреждено и действует в соответствии с Гражданским кодексом и Законом «Об акционерных обществах», создано на основе малого научно-производственного предприятия «Инновация. Бизнес. Маркетинг», зарегистрировано решением исполкома Автозаводского района г. Тольятти №1841/20 от 29.11.1990г. и является его правопреемником.6

Основное направление деятельности - производство узлов и деталей  для автомобилей. С 1994 года компания поставляет на контрактных условиях автомобильные запасные части и комплектующие на главную сборочную линию ОАО "АВТОВАЗ". Сегодня предприятие является одним из крупных поставщиков ОАО "АВТОВАЗ", входит в категорию "Отличный поставщик". С 2002 года ЗАО "Мотор-Супер" осуществляет серийные поставки комплектующих изделий для автомобилей "Шевроле-Нива" на совместное предприятие GM-AVTOVAZ.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, Савенков Дмитрий  Леонидович, доктор экономических наук, доцент, родился в 1966 г. в г. Тольятти.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.

Новое высокопроизводительное оборудование по литью из пластмассы немецких фирм Battenfeld, Engel, позволяющее осваивать высокотехнологичную продукцию из пластмассы на новые модели автомобилей.

Качество изделий обеспечивается системой менеджмента качества в  соответствии с требованиями международного стандарта ИСО/ТУ 16949 редакции 2002 года. Сертификат по стандарту качества ИСО/ТУ 16949 выдан 19 июля 2007 г. TUV HESSEN (Германия). Производство "фильтрующий элемент", который отвечает требованиям "Евро-4", при этом в России данное изделие подобного высокого качества и соответствующего высоким требованиям не изготавливает ни одно предприятие. Производится на новом немецком оборудовании фирм IBS-Schafer, Bartec. Технологическая оснастка для литья пластмассовых изделий фирмы Tecmolde (Португалия), Pakula (Германия), Tieltqes (Германия), что позволяет обеспечить устойчивое качество производимой продукции.

Высокая репутация:

    • "Отличный поставщик” ОАО "АвтоВАЗ"; призер в различных номинация среди российских предприятий.
    • Развитая логистика. Поставки "точно в срок".
    • Слаженная работа топ-менеджеров.
    • Высокий инвестиционный потенциал.
    • Оборудование изношено в малой степени, половина парка оборудования приобретена не ранее 2009 года.
    • Специалисты, обладающие знаниями и опытом работы на уровне мировых стандартов, отлаженная система обучения рабочих.

Стратегические цели:

    • Ежегодное увеличение чистой прибыли на 3 %.
    • Увеличение чистого денежного потока на 3% ежегодно
    • Ежегодное снижение затрат финансово-хозяйственной деятельности. Задача минимум - сохранение действующей нормы рентабельности продаж 5%, задача Максимум - увеличение нормы рентабельности продаж до 6%.
    • Ежегодно осваивать не менее 10 позиций автомобильных комплектующих
    • Стремиться выйти на зарубежный рынок автокомпонентов.
    • Увеличить долю рынка на вторичном рынке с 4% в общем, объеме продаж в 2009 году до 10% в 2010году.

В соответствии с уставом ЗАО  «Мотор-Супер» основной целью его деятельности является получение прибыли, удовлетворение потребностей товарного рынка в товарах и услугах, производимых данным предприятием.

Миссия «Мотор-Супер»: «Мы стремимся максимально полно удовлетворить потребности производителей автомобилей в комплектующих изделиях, чтобы гарантировать длительное процветание нашего предприятия, всех сотрудников, акционеров и партнеров»

Сотрудничество:

    • ЗАО «Мотор-Супер» готово к сотрудничеству с поставщиками как стандартного, так и нестандартного оборудования, контрольной и технологической оснастки;
    • ЗАО «Мотор-Супер» готово к сотрудничеству с поставщиками периферийного оборудования для литья пластмасс;
    • ЗАО «Мотор-Супер» готово к сотрудничеству с партнёрами по обслуживанию оборудования, инструмента, инженерных сетей;
    • ЗАО «Мотор-Супер» готово к сотрудничеству с партнерами, оказывающими инжиниринговые услуги (разработка конструкторской документации; проектирование оборудования, оснастки, инструмента);
    • ЗАО «Мотор-Супер» готово к сотрудничеству с поставщиками комплектующих изделий получаемых методом штамповки, высадки, чистовой вырубки;.
    • ЗАО «Мотор-Супер» готово к сотрудничеству с поставщиками ТИ.

 

2.2. Исследование организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер»

Организационная структура ЗАО  «Мотор-Супер» представлена на рис.1, стр27. Из рисунка видно, что организация имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация. Преимущества данного типа структуры заключается в следующем: единство и четкость распоряжений; согласованность действий и четкая система взаимосвязей между директором и подчиненными; оперативность в принятии управленческих решений; ясно выражена ответственность; нет потребности в специалистах высокого профиля.

На основании должностных инструкций ЗАО «Мотор-Супер» рассмотрим полномочия и обязанности отдельных работников.

Генеральный директор является исполнительным органом ЗАО «Мотор-Супер». Он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и подотчётен совету директоров и общему собранию акционеров. К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определяемых уставом ЗАО.

Заместитель генерального директора выполняет все основные функции генерального директора в его отсутствие.

Директор  по производству организует своевременный выпуск качественной продукции службами предприятия, находящимися в его непосредственном подчинении, обеспечивает внедрение в производство новейших методов и систем планирования и организации производства. 

 

Директор  по экономике и финансам осуществляет руководство организаций и совершенствованием экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и средней заработной платы.

Коммерческий директор отвечает за организацию работы подотчетных  ему звеньев организационной  структуры управления, отвечающих за обеспечение производства материалами, комплектующими, оборудованием, а также внешнюю кооперацию.

Главный инженер является заместителем генерального директора предприятия  и наравне с ним несёт ответственность  за результаты производственной деятельности предприятия. Главный инженер осуществляет организацию технического развития предприятия, обеспечивает развитие научно-технического прогресса, совершенствование работы технических служб предприятия.

В обязанности директора по качеству входит предотвращение выпуска и  сбыта предприятием продукции, не соответствующей  требованиям стандартов и технических  условий, утверждённым образцам, проектноконструкторской и технологической документации или некомплектной продукции путём контроля за её качеством, качеством поступающего на завод сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, контроль за комплектованием и упаковкой, а также комплектацией готовой продукции и т.д.

Организационная структура управления включает в себя установление вертикали  власти и подразумевает также  установление власти руководством отдела или подразделения над отделом  и установление власти руководством предприятия над предприятием. Этим достигается качество управления и  принятия оперативных решений, что положительно отражается на качестве производимых товаров и предоставляемых услуг. Возникающие в процессе деятельности неопределённости решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела. При невозможности устранить неопределённость или какую-либо проблему на уровне отдела или подразделения она переходит на рассмотрение к руководству предприятия.

Особое внимание уделяется соответствию уровня образования сотрудников  и занимаемой ими должности. Такой  вид контроля позволяет повысить оперативность и эффективность  принимаемых решений, что, в свою очередь, позитивно влияет на качество выполнения поставленных задач и  на работу ЗАО «Мотор-Супер» в целом.

Для того, чтобы оценить влияние эффективности системы управления предприятием ЗАО «Мотор-Супер», необходимо проанализировать нормы и ценности организации, которые представлены в матрице организационной культуры (табл. 2.1, стр.28).

Сопоставление организационной  структуры ЗАО «Мотор-Супер», представленной на рисунке 1, и данными выше, позволяет сделать следующие выводы:

  • использование данной структуры управления приводит к тому, что конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей;

– разобщенность подразделений, преобладание оперативных проблем («текучки») в работе руководителей  практически всех подразделений, отсутствие единого «генерального плана  действий» в целом приводит к  малой гибкости и невозможности  своевременного и адекватного реагирования на изменения рыночной среды;

 

Таблица 2.1

Матрица организационной  культуры ЗАО «Мотор-Супер»

1) Нормы и ценности культуры организации

2) Положительны е аспекты

3) Отрицательные аспекты

4) Проблемы

Ориентация на действия

Стремление вперед, совершенствование  организации

«Зацикленность» на своей работе

Недостаточно ресурсов для реализации планов

Самостоятельность и предприимчивость

Творчество и энтузиазм поддерживаются свободой действий

   

Лицом к потребителю

Все для потребителя, клиент - контроль

   

Связь с жизнью и ценное руководство

Объективные знания

Малая степень адаптации к внешней  среде

 

Производительность от человека

Люди - главный источник производительности

Недостаток мотивации в продвижении  по службе

Снижение производи-тельности

Свобода действий и жесткость одновременно

Контроль за качеством выполнения работы

Не всегда объективное понимание  обстановки

Недостаточный опыт и квалификация

Приверженность своему делу

Интерес к работе, повышение производительности

 

Необходимость подготовки кадров

Простая форма организации

Эффективные коммуникации внутри организации

Не всегда эффективное управление

 

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия на примере ЗАО «Мотор-Супер"