Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:05, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Введение ………………………………………………………………..……………3
Глава I. Теоретические основы мотивации персонала в организации ……..……4
1.1 Содержание функции мотивации…………...……………………............4
1.2 Теории мотивации……………………………………………………........7
1.3 Методы мотивации персонала…………………………..……….……...11
Глава II. Анализ действующей системы мотивации персонала в ИП «Рестораны МакДональдс»……………………………………………………………………...13
2.1 Краткая характеристика ИП «Рестораны МакДональдс»…….……....13
2.2 Анализ системы мотивации персонала………………………………...14
Глава III. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда в ИП «Рестораны МакДональдс»…..………………………………………19
Заключение……………………………………………………………….................21
Список литературы……………………………………............................................23
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
участие в делах организации (как правило, социальных);
перспектива приобрести новые знания и навыки;
обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста).
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
признание (личное и публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п. За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.);
высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
атмосфера взаимного уважения, доверия. [10]
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ИП «РЕСТОРАНЫ МАКДОНАЛЬДС»
2.1 Краткая характеристика ИП «Рестораны МакДональдс»
Деятельность компании в Беларуси началась не так давно. В середине 1995 года начались исследования по вопросу возможности создания системы ресторанов “МакДональдс” в стране. В результате этой работы иностранное предприятие "Рестораны МакДональдс" было зарегистрировано в феврале 1996 года, и Беларусь стала 100-й страной мира, в которой действуют предприятия быстрого обслуживания “МакДональдс”.
Первые три ресторана открылись в столице Беларуси 10 декабря 1996 года. Ни в одной из стран, где работает “МакДональдс”, не было такой церемонии открытия.
На работу в рестораны и центральный офис ИП "Рестораны МакДональдс" принимает местных жителей. Для работы в первых трех ресторанах было принято 600 работников бригады и 25 менеджеров. Однако число работников выросло в соответствии с возрастающим количеством ресторанов.
Первоначальное обучение сотрудников ИП "Рестораны МакДональдс" проходило в Москве, Варшаве, Праге, Таллинне, Вильнюсе, Бухаресте, Вене и других городах. Уже обученный персонал передает знания новичкам, тем самым продвигаясь по службе.
На сегодняшний день в Беларуси открыто шесть ресторанов, которые располагаются в Минске. В планы компании входит открытие еще по одному ресторану в столице в 2011 и 2012 годах.
Всего за 14 лет присутствия на местном рынке инвестиции «МакДональдса» в Беларуси составили 21,2 млн. долларов США. За это время рестораны компании обслужили более 135 млн. посетителей.
Один ресторан «МакДональдс» в Беларуси обслуживает в год 2,8 млн. посетителей, тогда как в других странах Европы ежегодно обслуживается в среднем 1 млн. посетителей.
В Беларуси в компании «МакДональдс» сегодня работает более 1.100 сотрудников, 62% которых — студенты. С открытием каждого ресторана компания создает в среднем 180 рабочих мест.
Работа в «МакДональдс» открывает двери в мир возможностей и людям, которые уже работают в компании, и людям со стороны. Например, более половины менеджеров среднего и высшего звена начинали свою карьеру в ресторане. Фактически, одна восьмая часть трудоспособного населения Америки работала в «МакДональдс» в разные периоды.
В «МакДональдс» ценят разных людей. Кроме того, что в ресторанах работают люди различных культур и национальностей, компания не ставит препятствий при приеме на работу людей с физическими недостатками. «МакДональдс» принимает на обучение и пожилых людей, которые уже вышли на пенсию, и молодых, которые работают первый раз в своей жизни.
«МакДональдс» активно принимает участие в общественной работе стран, где он работает. Например:
«Макдоналдс» - лидер в борьбе с загрязнениями окружающей среды;
«Макдоналдс» поддерживает и улучшает жизнь детей и их семей, развивая благотворительные программы «Дом Роналда Макдоналда»;
«Макдоналдс» является партнером общественных организаций, которые поддерживают образование, здравоохранение, борются против дискриминации и занимаются другими подобными вопросами.
Ежегодно в ресторане «МакДональдс» проводится Всемирный день ребенка, посетителям предлагается приобрести что-либо, притом что деньги, заплаченные ими, пойдут на благотворительные цели. В 2011 году клиентам ресторана предлагается приобрести открытку «Доброе послание». Деньги, полученные от общих продаж, пойдут на организацию и поддержку родительских комнат в больницах, где дети вынуждены проводить много времени.
Корпорация «МакДональдс» имеет свое видение цели, и оно звучит: «Быть лучшим в мире рестораном быстрого обслуживания». Это означает, что рестораны компании «МакДональдс» будут лучшим местом, где их посетители в чистой, приятной обстановке смогут получить быстрое, дружелюбное обслуживание и любимые блюда, которые будут свежими и горячими, где им будет интересно, - и все это по доступной цене.
Начиная свою карьеру в «МакДональдс», любой человек сначала становится работником с должностью «член бригады ресторана». Работая лучше и постепенно нарабатывая новые навыки, работник может подняться до должности инструктора. Следующая ступень – свинг-менеджер. Это менеджер низшего уровня, работающий на одной из позиций – менеджер прилавка или менеджер кухни. Для получения возможности управления в течение всей своей смены производственным отделом ресторана, необходимо достичь уровня свит-менеджера. Следующей ступенью профессионального роста является должность второго ассистента, далее – первого, и, в конце концов, можно стать директором ресторана.
2.2 Анализ системы мотивации персонала в ИП «Рестораны МакДональдс»
2.2.1 Система моральной мотивации персонала
Моральная мотивация основывается на воздействии на внутренние мотивы человека, на побуждении его к действию путем удовлетворения его внутренних потребностей.
Деньги являются мотивирующим фактором только для тех людей, у кого не удовлетворены первичные потребности. Нематериальная, или моральная, мотивация направлена на удовлетворение потребностей более высокого уровня – третьего и выше. Таким образом, данный вид мотивации удовлетворяет, согласно теории А. Маслоу, потребности социальные, в уважении и в самовыражении.
Данный вид потребностей является мотивом более сильным, нежели потребность в еде или жилище. Это потребности стоят выше и менеджеры знают, что наибольшей отдачи от работников можно добиться, делая упор на удовлетворение данных потребностей, потому что именно тогда работник заинтересован в результате своего труда и получает от этого результата удовлетворение.
Так и менеджеры «МакДональдс» за длительную историю существования данной корпорации разработали и ввели в действие системы мотивации на нематериальной основе.
Для начала нам бы хотелось рассмотреть мотивацию в ресторане «МакДональдс» на примере модели Портера – Лоурела (рис. 2):
Рисунок 2 – Модель Портера - Лоурела
Согласно данной модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека и от осознания им своей роли в процессе труда. В рамках ресторана «МакДональдс» усилиями будет работа сотрудника на своем месте в соответствии с трудовыми нормами. Способности и характерные особенности будут заключаться в быстроте деятельности работника в часы особого наплыва посетителей, его открытость и стремление оказывать помощь соседу по станции, который не справляется со своей работой. Отсюда же и вытекает осознание работником своей значимости в процессе труда: любое промедление, любой простой грозят общей потерей темпа работы и задержку обслуживания посетителей.
К нематериальной мотивации также относятся проводимые в ресторане соревнования. Механизм их прост: обычно в момент особо интенсивной из-за наплыва клиентов работы выбирается час, в течение которого за каждым работником, находящимся на смене, ведется наблюдение, отмечаются его достижения, его правильная работа, обращается внимание и на промахи работника, например, неубранная грязная станция или необоснованная задержка в самом процессе приготовления пищи. Если же остановка в процессе труда обоснована и произошла не по вине работника, за это минусы ему не ставятся, но, естественно, за успешное преодоление форс-мажорной ситуации работник получит дополнительные баллы.
По истечении часа менеджер подводит итог и называет победителей соревнований. Данное достижение заносится в личное дело сотрудника, а ему самому выдается приз – обычно это сувенир, например, брелок с символикой «МакДональдс».
В какой-то мере косвенным фактором нематериальной мотивации может являться близость работы к дому. Данное условие достигается за счет большого количества ресторанов в городе. Тем самым у людей появляется выбор, где именно им удобнее работать.
В «Макдоналдсе» практикуются бесплатные обеды для своих сотрудников. Но стоит заметить, что бесплатны они только для сотрудников, работающих по системе «full-time», что означает полную занятость в течение пяти рабочих дней в неделю со сменами не менее восьми часов. Для работников, по каким-то причинам не имеющим возможности работать по данной системе, обеды являются платными, но составляют они около 10-15% от реальной стоимости данных блюд (стоимости, по которой она предлагается покупателю).
«Макдоналдс» предоставляет всем своим сотрудникам бесплатную униформу. Работник обязуется содержать ее в надлежащем виде, но при этом у него отпадает необходимость ломать голову над тем, в чем пойти на работу.
2.2.2 Система материальной мотивации персонала
Известно, что данная система мотивации заключается в повышении оплаты труда за определенные заслуги, в дополнительных выплатах и премиях.
Для начала рассмотрим оплату рабочего времени и предоставление перерывов в ресторане «Макдоналдс»:
Работники, инструктора по обучению, свинг-менеджеры ресторана находятся на почасовой оплате труда и все рабочие часы должны быть оплачены. Никто не имеет права бесплатно работать на работодателя даже по собственной воле.
Работник не должен получать оплату меньше установленного законом минимума.
Всем работникам в ресторане в течение рабочей смены предоставляется перерыв для отдыха и питания. Время перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего распорядка организации. Все часы, которые в сумме превысили норму ежемесячной выработки, должны быть оплачены как переработки.
Нарушение законов об оплате труда может привести к очень большим денежным штрафам. Это может иметь отрицательное влияние на удовлетворении работников.
Работник, не получая даже минимальной заработной платы, не будет стремиться работать лучше и совершенствовать свои показатели.
Каждые три месяца работы в ресторане проводится аттестация работников. Менеджеры просматривают все достижения работников за эти три месяца, динамику его профессионального роста, его отношение к своим трудовым обязанностям, внутреннему распорядку, наличие каких-либо нарушений и т.п. В итоге работнику выставляется оценка от 1 до 4, которая самым главным образом влияет на его ежеквартальную премию. Естественно, что чем выше оценка, тем выше и премия:
оценка «4» - премия в размере 20% от среднемесячной зарплаты;
оценка «3» - премия в размере 15% от среднемесячной зарплаты;
оценка «2» - премия 10% от среднемесячной зарплаты;
оценка «1» - премия не выплачивается, работник рассматривается как потенциальный кандидат на увольнение.
Вообще же деньги в качестве заработной платы выполняют три основные функции:
воспроизводственную;
статусную;
стимулирующую.
Главное свойство заработной платы - быть основной частью фонда жизненных средств работника. Без этого она не может выполнить ни воспроизводственную, ни стимулирующую функцию.
Статусную функцию заработной платы можно полагать реализованной, если статус, определяемый размером заработка, соответствует трудовому статусу работника.
Следующая - стимулирующая - функция с позиции руководства наиболее важна: выгодно, чтобы работник выполнял свои функции с наибольшей отдачей. Но рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда только при определенных условиях:
люди должны придавать зарплате большое значение;
люди должны верить в существование четкой связи между зарплатой и производительностью труда.
Можно утверждать, что мотивация работника должна основываться на денежном эквиваленте, но он не должен являться самым главным фактором. Поэтому «МакДональдс», как компания, заботящаяся о своем процветании и понимающая, что оно зависит от сотрудников, делает упор на нематериальную, или моральную, мотивацию.
Ежегодно в «Макдоналдс» проводится программа поддержки образования. Эта программа призвана поощрить и финансово поддержать сотрудников "МакДональдс", успешно совмещающих работу в компании с учебой в вузах.
Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала на примере МакДональдс