Совершенствование системы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы - исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса, адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
изучить понятия мотивации и стимулирования персонала организации;
рассмотреть основные теории трудовой мотивации, а также их преимущества и недостатки;
выделить основные стратегии и методы мотивации персонала;
изучить отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран;

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала; основные понятия и концепции мотивации труда
1.2 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении
1.3 Мотивационные стратегии и методы
2. Управление стимулированием и мотивацией труда персонала
2.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран
2.2 Стимулирование и мотивация персонала к труду в современных организациях
2.3 Анализ основных факторов мотивации труда персонала
3. Совершенствование системы мотивации персонала
3.1 Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала
3.2 Мотивация как способ реализации стратегии компании
3.3 Разработка рекомендаций по стимулированию и мотивации труда
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 862.02 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, соблюдая эти нехитрые рекомендации, руководитель сможет выстроить правильную систему трудовых мотиваций и стимулов, наладить доверительные отношения с коллективом, добиться полной отдачи от сотрудников и, в результате, получить продуктивное и эффективное исполнение должностных обязанностей работников, что незамедлительно в конечном счете приведет к успеху, развитию и процветанию организации, предприятия или учреждения.

     Разумеется, предложенные рекомендации не являются стандартными и оптимальными для всех предприятий и учреждений.

     Каждый руководитель, основываясь на специфике деятельности своей деятельности, личностно-психологических характеристик сотрудников должен самостоятельно разработать и внедрить специальную индивидуальную систему мотиваций и стимулов, либо передать эти функции отделу мотивации персонала, если таковой имеется.

 

      Заключение 

     Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

     Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их [22, C. 18].

     В общем случае мотивация - понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. С помощью мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек.

     В ходе написания курсовой работы все задачи были выполнены.

     В частности, были рассмотрены теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала, изучено управление стимулированием и мотивацией труда персонала, а также предложен ряд рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала.

     При проведении исследования гипотезы отчасти подтвердились.

     Тем самым были достигнуты цели курсовой рабой и социологического исследования.

     Разработанные в курсовой работе рекомендации предназначены, прежде всего, для использования в организациях в целях повышения эффективности проведения мотивационных и стимулирующих мероприятий.

     Разумеется, что предложенные рекомендации не являются идеальной моделью внедрения мотивационной системы. Очевидно, что данная проблема ещё требует дальнейшего глубокого изучения.

     Перспективы дальнейшей работы над темой лежат в области поиска наиболее совершенных моделей трудовой мотивации и стимулирования персонала, а также выявления путей создания наиболее комфортных условий труда, как для сотрудников организации, так и для её руководителей, основанных на взаимном доверии и уважении.

     Таким образом, в заключение отметим, что любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить. Значит, стимулы у него есть. Нельзя допускать подобной ошибочной мысли [23, C. 45].

     Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

     Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.

 

      Список используемой литературы 

  1. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов. - М.: ГЕЛАН, 2001, - 411 с.
  2. Модели методы управления персоналом: Российское британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова - (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом »). - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. - 464 с.
  3. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 368 с. - (Серия «Магистр делового администрирования»)
  4. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 224 с.
  5. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом / Под ред. Самыгина С.И. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512 с.
  6. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 399 с. - (Серия «Зарубежный учебник»)
  7. Шапиро С.А. Сколько стоит труд?: Учеб. пособие / С.А. Шапиро, Н.Е. Рабикович; Рос. акад. предпринимательства. - М.: ООО «Вершина», 2003. - 304 с.
  8. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. - СПб.: «Речь», 2002. - 292 с.
  9. Голобурдонова Н.А. Современные тенденции в мотивации и стимулировании персонала. - 2006. - №23 (153). - С. 65-69
  10. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 560 с.
  11. Островская Т.Г. Организация и стимулирование труда (зарубежный опыт: американский, японский и западноевропейский) // Пищевая промышленность. - 2005. - №7. - С. 46-48
  12. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 488 с.
  13. Горбунов А.Н., Мамыкиа В.А. Когда план компенсаций не мотивирует // Журнал управление компанией. - 2006. - №4 (59). - С. 40-45
  14. Теория и практика управления персоналом: Учеб.- метод. пособ. / Авт. - сост. Г.В. Щёкин. - 2-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003. - 280 с.: ил. - Библиогр. в конце разд.
  15. Гарипов Л.С. Опыт использования системы «Кафетерий» для мотивации участников проекта внедрения ЕИУ SAP R/3 // Управление персоналом. - 2006. - №18 (148). - С. 32-35
  16. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учебно-практическое пособие. - М.: ТД Элит - 2000, 2002. - 592 с.
  17. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с. - (Серия «Высшее образование»)
  18. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Как эффективно управлять организацией? - М.: Бератор - Пресс, 2003. - 160 с.
  19. Чижов Н.А. Кадровые технологии. - М.: «Экзамен», 2000. - 352 с.
  20. Едронова В.Н., Бутина Р.И. Анализ практики корпоративных подходов к мотивации труда // Экономический анализ. - 2004. - №15 (30). - С. 16-21
  21. Балобанова Н.В. Природная мотивация: усиливать или не дать снизиться? // Управление персоналом. - 2006. - №17 (147). - С.32-35
  22. Протасов В.Ф. Дисбаланс «стимула» и «морковки» // Управление персоналом. - 2006. - №21 (151). - С. 18-20
  23. Лойлова И.В. Как «убить» мотивацию сотрудников // управление персоналом. - 2006. - №11 (141). - С. 44-47

 

      Приложение А 

     Программа социологического исследования анализа основных факторов мотивации труда персонала (на примере Управления социальной защиты Министерства социальной защиты республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе) 

     Проблема: Одной из составляющих кризисной ситуации в экономике является кризис труда, основные признаки которого: девальвация трудовых ценностей, потеря трудом своей смыслообразующей функции, превращение труда из основы образа жизни в средство выживания.

     Стратегией и тактикой решения данной проблемы является мотивация трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала.

     Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.

     Проблеме разработки и внедрения технологий и методов стимулирования и мотивации в современном управлении персоналом уделяется всё больше внимания.

     Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, увеличить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации, заинтересовать их?

     На сегодняшний день такие вопросы всегда встают перед каждым руководителем, и он должен уметь повысить мотивацию своих сотрудников.

     Тем самым, исследование данной проблемы и разработка оптимальных управленческих решений по поводу мотивации и стимулирования персонала, впоследствии успешно внедрённых в производство, позволит руководителям российских компаний побудить сотрудников своей организации к добросовестному и эффективному труду, что, несомненно, повлечёт за собой продуктивность деятельности и процветание фирмы.

     Более частной и конкретной является проблема социологического исследования, заключающаяся в степени удовлетворенности сотрудников мотивационными мероприятиями, проводимыми руководящим звеном организации.

     Цель: определить степень удовлетворённости сотрудников проводимой системой мотивационных мероприятий в организации, стимулирующих персонал к труду.

     Объект: сотрудники организации Управления социальной защиты Министерства социальной защиты республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе.

     Предмет: удовлетворенность коллектива существующей в их организации системой трудовой мотивации и стимулирования.

     Гипотезы:

     Главная гипотеза социологического исследования - одним из основных факторов мотивации к труду в организации являются материальные стимулы.

     Дополнительная гипотеза:

     Сотрудники организации не удовлетворены существующей системой мотиваций и стимулирования труда.

     В соответствии с целью и гипотезами социологического исследования можно выделить следующие задачи:

     1. Выяснить степень удовлетворенности сотрудников существующими в организации мотивационными мероприятиями.

     2. Выяснить степень влияния различных мотивационных факторов на результаты трудовой деятельности сотрудников.

     3. Определить степень влияния материальных стимулов как одного из основных факторов мотивации к труду.

     4. Выявить приоритеты в мотивационных и стимулирующих методах сотрудников.

     Интерпретация и операционализация основных понятий: 

     
    Интерпритация Операционализация
    Мотивация - это процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации; процесс побуждения себя и других к достижению личных целей. - теории мотивации

    - концепции мотивации

    - модели мотивации

    - методы мотивации

    - стратегии мотивации

    Эффективность - достижение определенного эффекта, нужного результата. - достижение намеченных целей

    - наиболее минимальное количество затрат

 

     Логическая структура инструментария: 

     
Операционные понятия Индикаторы Тип шкалы измерения № вопроса в анкете
Роль мотивации в организации

- необходимость применения

Востребованность номинальная 9
Модели мотивации

- существующие модели

- отношение к моделям мотивации

Предпочтения номинальная

номинальная

5, 6, 7, 8,

4

Эффективность мотиваций

- эффективная модель мотивации

Степень удовлетворенности ранговая 2, 3
 

     Рабочий план исследования: 

     
Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответственный за исполнение
1 Обсуждение и разработка программы и методического инструментария 20 февраля -

27 февраля

Вазетдинова А.И.

Рафикова Р.С.

2 Утверждение программы исследования 3 марта -

7 марта

Рафикова Р.С.
3 Составление и утверждение анкеты 15 марта -

25 марта

Вазетдинова А.И.

Рафикова Р.С.

4 Тиражирование анкет и проведение исследования 25 апреля -

30 апреля

Вазетдинова А.И.
5 Доработка и утверждение отчёта и выводов по итогам исследования 5 мая -

10 мая

Вазетдинова А.И.
6 Выработка плана мероприятий по решению проблемы 11 мая -

15 мая

Вазетдинова А.И.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала