Совершенствование системы подбора и отбора персонала ООО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:26, дипломная работа

Описание

Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики российских предприятий, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.
Актуальность темы обосновывается тем, что в современных условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы подбору и найму кадров придается особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. Управление персоналом должно носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой работники организации рассматривается как человеческий ресурс или человеческий капитал. Одними из важных видов деятельности по управлению человеческими ресурсами являются отбор и найм персонала. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия потребности в персонале в качественном и количественном отношении.
Цель дипломной работы - проанализировать процедуру отбора и подбора персонала в ООО "Посейдон" и предложить рекомендации по совершенствованию.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы системы подбора и отбора персонала

1.1 Цели и задачи подбора и отбора персонала в организации
1.2 Источники и методы подбора персонала
1.3 Технологии отбора персонала

2. Анализ системы подбора персонала в ООО "Посейдон"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Посейдон"
2.3 Анализ системы подбора персонала ООО "Посейдон"


3. Совершенствование системы подбора и отбора персонала ООО "Посейдон"
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора персонала
3.2. Оценка эффективности мероприятий

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ_ПОДБОр.doc

— 585.00 Кб (Скачать документ)
 

     По  данным табл. 2.4, видно, что произошли изменения во всех показателях, Плановая численность персонала составила в 2009 году 86 человек, и изменилась в 2010 году, составив 90 человек (откл. 4). Среднесписочная численность в 2009 году составила 78 человек, в 2010 – 81 (откл. 3), нехватка персонала составила в 2009 году - 8 человек, в 2010 году – 9 человек, количество принятого персонала в 2009 году составило 11 человек, в 2010 – 13 человек, количество уволившихся сотрудников составило в 2009 и в 2010 годах – 4 и 5 человек соответственно, количество работников проработавших весь год составило в 2009 году – 74 человека и в 2010 году – 76 человек. Коэффициент текучести составили в 2009 и 2010 годах – 3,8 и 4,9 соответственно; коэффициент оборота по приему в 2009 году – 0,14, в 2010 году – 0,16; коэффициент оборота по выбытию составил в 2009 и 2010 годах – 0,05 и 0,06; коэффициент постоянства состава составил в 2009 году – 0,94, в 2010 – 0,93.  

     

     Рис. 2.5 - Основные причины ухода персонала ООО "Посейдон" 

     Исходя  из рисунка 2.5, видно, что основная причина ухода из ООО "Посейдон" это маленькая зарплата (48%), 32% - недостаточная мотивация персонала, 20% - отсутствие карьерного роста.

     Необходимо  ввести в действие некоторые дополнительные службы ООО, что бы было больше возможностей продвижения кадров, а так же набора новых сотрудников в новые службы. Это значительно повысит доходы ООО и сократит текучесть кадров.

     В системе стимулирования заработная плата занимает ведущее место.

     При организации заработной платы в  ООО , руководителю необходимо руководствоваться рядом принципов:

     1) заработная плата должна начисляться в соответствии с результатами выполненной работы, ее эффективностью и качеством;

     2) у наемного работника должна быть материальная заинтересованность в высоких конечных результатах выполненной работы;

     3) заработная плата не должна ограничиваться;

     4) необходима индексация заработной платы в соответствии с инфляцией;

     5) темпы роста производительности труда должны опережать рост заработной платы;

     6) система определения заработной платы должна быть простой и наглядной для сотрудников.

     По  данным рис. 2.7 видно, что большинство сотрудников ООО "Посейдон" хотели бы видеть в виде вознаграждений премирование – 35%, по 20% - подарки к праздникам и организация праздников для сотрудников, 25% сотрудников хотели бы получать в виде стимулирования своей работы 13 зарплату.

     Таким образом, система мотивации в Обществе развита слабо, руководству необходимо задуматься над этим вопросом для уменьшения текучести кадров и соответственно повысить интерес сотрудников к своей работе.

 

     

     Рис. 2.6 - Пожелания сотрудников ООО "Посейдон" для улучшения системы мотивации

     2.2 Анализ системы подбора персонала ООО "Посейдон"

 

     Немаловажным элементом кадрового планирования в ООО "Посейдон" является подбор и отбор персонала и используемые при этом методы. Подбор персонала в ООО "Посейдон" заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа в ООО "Посейдон" проводится буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма.

     В процедуре подбора персонала  в ООО "Посейдон" используется внутренний и внешний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудники, либо сотрудники со стороны.

     Внутренний рынок предпочтительнее. «Старый» сотрудник уже адаптирован к условиям труда организации. Кроме того, нельзя не учитывать и желание каждого работника двигаться по служебной лестнице.

 

     

     Рис. 2.7 - Внутренние и внешние рынки рабочей силы в ООО "Посейдон"

     По  данным рисунка 2.7 видно, что основная часть персонала в ООО "Посейдон" набирается за пределами организации, это 70% от общей численности, сюда же относится набор нового персонала уже через сотрудников ООО, по их рекомендациям, и всего 30% набирается внутри ООО, за счет продвижения сотрудников по карьерной лестнице, по причине увольнения или ухода на пенсию.

     Анализ источников набора персонала в ООО "Посейдон" показал, что 42% - набор по знакомству через работников ООО , 35% - Газеты и журналы, через интернет – 20%, и всего лишь 3% через кадровые агентства. Такой малый процент связан возможно с достаточно высокой стоимостью услуг кадровых агентств.

 

     

     Рис. 2.8 - Критерии отбора персонала в ООО "Посейдон"

     По  данным таблицы 2.8, видно, что основным и главным критерием отбора персонала в ООО "Посейдон" является образование и производственный опыт – 60%, 20% - это поведение (манера держаться), целеустремленность – 5%, и 15% - манера разговора. Проанализировав данную диаграмму, можно сделать вывод, что образование и опыт является на сегодняшний день в ООО самым актуальным критерием при отборе кадров.

     Первичная подготовка отобранных сотрудников в ООО "Посейдон" осуществляется методом четырехступенчатого обучения:

     Первая  ступень – ПОДГОТОВКА. На этом этапе  инструктор – специально обученный  сотрудник для подготовки кадров (из числа наиболее опытных и коммуникабельных работников) знакомится с вновь прибывшими работниками, подготавливает их психологически, создает непринужденную и дружественную атмосферу.

     Вторая  ступень – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. На этом этапе инструктор знакомит обучающихся  с внутренним строением ООО, организацией служебных помещений, показывает основные службы и помещения и коротко объясняет, какие функции на каких из них выполняют работники ООО.

     Третья  ступень – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Этот этап обычно проводится в помещении  комнаты отдыха, оборудованной видео  техникой. Обучающиеся получают глубокие теоретические знания в области  трудовой дисциплины, техники безопасности труда. Инструктор подробно объясняет каждую производственную ступень отдельно, демонстрирует обучающие видео фильмы.

     Четвертая ступень – ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. На этом этапе обучающиеся получают практические навыки работы в определенных службах организации. Инструктор показывает и объясняет (до 90% информации запоминается при использовании этого приема). Затем обучающиеся пробуют работать сами, а инструктор обращает внимание на их ошибки, объясняет почему они происходят и как их устранить.

     Анализ  методов профессионального обучения в ООО "Посейдон" показал, что 40% обучения происходят на рабочем месте, сюда относятся инструктаж старшего по обучению, самостоятельное обучение, ученичество и наставничество, лекции и другое. 60% обучения происходит вне рабочего места, это лекции, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры в коллективе, а так же самостоятельное обучение. 

     В ООО "Посейдон" существует четыре принципа обучения сотрудников, указанных на рис. 2.10. 

     

     

     

     

     

     

       

     Рис. 2.10 - Принципы обучения сотрудников в ООО "Посейдон" 

     При расчете основных технико-экономических  показателей деятельности ООО "Посейдон", выяснились негативные изменения, а именно, несмотря на рост объема реализации услуг, ухудшились показатели эффективности деятельности предприятия – рентабельность продаж и рентабельность деятельности.

     Так же выяснился ряд недостатков  в организационной структуре  отдела кадров. Для лучшей работы по подбору, отбору кадров необходимо ввести полноценную службу отдела кадров, так как один менеджер не может в полную силу выполнять эту обязанность, потому что имеет ряд других обязанностей в ООО .

     По  результатам проведенного анализа  структуры ООО "Посейдон" можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание администрации и руководству ООО нужно уделить мотивации персонала, т.е. повышение заработной платы, улучшение социального пакета, введение поощрений и вознаграждений, тогда текучесть кадров на данном предприятии уменьшится.

     Необходимо  ввести в действие некоторые дополнительные службы, что бы было больше возможностей продвижения кадров, а так же набора новых сотрудников в новые службы. Это значительно повысит доходы организации и сократит текучесть кадров.

     Так же выяснились основные причины текучести  кадров в ООО "Посейдон" разные. В основном они такие: Неясные шансы для роста, низкий заработок, слишком много работы (переработки), чрезмерные требования, слишком сильные физические нагрузки, недостаточное обеспечение, разочарование в ожиданиях.

     Анализ  методов профессионального обучения в ООО "Посейдон" показал, что 40% обучения происходят на рабочем месте, сюда относятся инструктаж старшего по обучению, самостоятельное обучение, ученичество и наставничество, лекции и другое. 60% обучения происходит вне рабочего места, это лекции, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры в коллективе, а так же самостоятельное обучение.

     Анализ источников подбора персонала в ООО "Посейдон" показал, что 42% - набор по знакомству через работников, 35% - Газеты и журналы, через интернет – 20%, и всего лишь 3% через кадровые агентства. Такой малый процент связан возможно с достаточно высокой стоимостью услуг кадровых агентств.

 

      3. Совершенствование  системы подбора  и отбора персонала  ООО "Посейдон"

     3.1 Разработка рекомендаций  по совершенствованию  системы подбора персонала ООО "Посейдон"

     В процессе анализа было выявлено, что  управлением персоналом на предприятии  занимаются все уровни управления: генеральный директор, заместитель директора. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем можно увидеть, что в выполнении функций руководства все большее значение приобретают стратегическое, однако сохраняются и классические традиционные методы работы с персоналом, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации, администрирование кадров.

     Для оптимизации процесса отбора и набора персонала предлагается ввести две  должности, ответственных за подбор и отбор при найме персонала  Персонал в отдел управления персоналом предлагается набрать со стороны.

     В обязанности начальника проектируемого отдела входит главная цель управления персоналом, состоящая в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития в предстоящем периоде. Начальник отдела должен также решать все вопросы в пределах предоставленных прав и поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам своим заместителям, а также функциональных и производственных подразделений организации. Для документального закрепления мероприятий по отбору персонала в организации необходимо разработать Положение о порядке подбора и отбора персонала (приложение 1).

     В качестве следующего мероприятия можно  разработать схему отбора персонала.

     Для удобства сотрудников, ответственных за проведение процедуры отбора, строится общая схема отбора персонала, в которой указываются этапы отбора, их содержание, документы, ответственные исполнители и сроки исполнения.

     Для отбора персонала в ООО "Посейдон" используется многоступенчатый подход. Общая схема отбора персонала представлена в табл. 3.1. 

     Таблица 3.1 - Общая схема отбора персонала

п/п

Содержание  этапа отбора персонала Документы Ответственные исполнители Приблизительные сроки исполнения
1 На каждую вакантную должность составляется заявка на подбор персонала, включающая в себя: наименование должности; наименование подразделения; размер оплаты труда; основные требования к кандидату; дополнительные требования к кандидату Заявка на подбор персонала Руководители подразделений, в которых появилась вакансия 1-3 дня с момента  возникновения вакансии
2 Анализ внутренних и внешних источников привлечения  персонала, составление объявления об открытой вакансии. Объявления  в СМИ, объявление на доске объявлений, заявка в службу занятости Ведущий менеджер по персоналу Объявление  подготавливается в течение 3-х дней с момента подачи заявки на подбор персонала
3 Проведение  анализа поступающих резюме, отбор  из общего числа кандидатов наиболее подходящих по формальным критериям Резюме Отдел кадров В зависимости  от срочности заполнения вакансии
4 Проведение  первичного интервью. Осуществление  возможно в 2-х вариантах: телефонное интервью; собеседование в отделе кадров. Заявка на подбор персонала, Резюме Ведущий менеджер по персоналу  
5 Заполнение  кандидатами анкеты

Анализ  анкет с целью отсева части  кандидатов и установления степени  достоверности и соответствия сведений, представленных в резюме кандидатов

Стандартная форма (анкета),

Бланк опроса рекомендателя

Отдел кадров Анализ проводится в течение 3-5 дней с учетом результатов  последующих собеседований
6 Собеседование с менеджером по персоналу Заявка на подбор персонала, Резюме, Стандартная форма (анкета) Начальник отдела кадров  
7 Собеседование с линейным руководителем Заявка на подбор персонала,

Резюме,

Стандартная форма (анкета)

Руководители  подразделений  
В зависимости от вакантной должности  и сроков покрытия потребности в  персонале 6 и 7 этапы могут быть объединены.
8 Проведение  тестирований (психологические тестирования, решение профессиональных задач  и ситуаций) Формы тестирований, согласованные с руководством предприятия Отдел кадров, руководители подразделений, (психолог) В течение 1-2 дней
9 Принятие решения  относительно приема на работу наиболее подходящего по всем показателям специалиста. Проект приказа  о приеме Отдел кадров, руководители подразделений,

Генеральное руководство (при необходимости)

В течение 1-2 дней
10 Прохождение медицинского осмотра принимаемым работником и заключение трудового договора с ним. Медицинские справки,

Трудовой  договор

Отдел кадров Не более 2-х  недель

Информация о работе Совершенствование системы подбора и отбора персонала ООО