Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:26, дипломная работа
Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики российских предприятий, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.
Актуальность темы обосновывается тем, что в современных условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы подбору и найму кадров придается особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. Управление персоналом должно носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой работники организации рассматривается как человеческий ресурс или человеческий капитал. Одними из важных видов деятельности по управлению человеческими ресурсами являются отбор и найм персонала. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия потребности в персонале в качественном и количественном отношении.
Цель дипломной работы - проанализировать процедуру отбора и подбора персонала в ООО "Посейдон" и предложить рекомендации по совершенствованию.
Введение
1. Теоретические основы системы подбора и отбора персонала
1.1 Цели и задачи подбора и отбора персонала в организации
1.2 Источники и методы подбора персонала
1.3 Технологии отбора персонала
2. Анализ системы подбора персонала в ООО "Посейдон"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Посейдон"
2.3 Анализ системы подбора персонала ООО "Посейдон"
3. Совершенствование системы подбора и отбора персонала ООО "Посейдон"
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора персонала
3.2. Оценка эффективности мероприятий
По
данным табл. 2.4, видно, что произошли изменения
во всех показателях, Плановая численность
персонала составила в 2009 году 86 человек,
и изменилась в 2010 году, составив 90 человек
(откл. 4). Среднесписочная численность
в 2009 году составила 78 человек, в 2010 – 81
(откл. 3), нехватка персонала составила
в 2009 году - 8 человек, в 2010 году – 9 человек,
количество принятого персонала в 2009 году
составило 11 человек, в 2010 – 13 человек,
количество уволившихся сотрудников составило
в 2009 и в 2010 годах – 4 и 5 человек соответственно,
количество работников проработавших
весь год составило в 2009 году – 74 человека
и в 2010 году – 76 человек. Коэффициент текучести
составили в 2009 и 2010 годах – 3,8 и 4,9 соответственно;
коэффициент оборота по приему в 2009 году
– 0,14, в 2010 году – 0,16; коэффициент оборота
по выбытию составил в 2009 и 2010 годах –
0,05 и 0,06; коэффициент постоянства состава
составил в 2009 году – 0,94, в 2010 – 0,93.
Рис.
2.5 - Основные причины ухода персонала
ООО "Посейдон"
Исходя из рисунка 2.5, видно, что основная причина ухода из ООО "Посейдон" это маленькая зарплата (48%), 32% - недостаточная мотивация персонала, 20% - отсутствие карьерного роста.
Необходимо ввести в действие некоторые дополнительные службы ООО, что бы было больше возможностей продвижения кадров, а так же набора новых сотрудников в новые службы. Это значительно повысит доходы ООО и сократит текучесть кадров.
В системе стимулирования заработная плата занимает ведущее место.
При организации заработной платы в ООО , руководителю необходимо руководствоваться рядом принципов:
1) заработная плата должна начисляться в соответствии с результатами выполненной работы, ее эффективностью и качеством;
2) у наемного работника должна быть материальная заинтересованность в высоких конечных результатах выполненной работы;
3) заработная плата не должна ограничиваться;
4) необходима индексация заработной платы в соответствии с инфляцией;
5) темпы роста производительности труда должны опережать рост заработной платы;
6) система определения заработной платы должна быть простой и наглядной для сотрудников.
По данным рис. 2.7 видно, что большинство сотрудников ООО "Посейдон" хотели бы видеть в виде вознаграждений премирование – 35%, по 20% - подарки к праздникам и организация праздников для сотрудников, 25% сотрудников хотели бы получать в виде стимулирования своей работы 13 зарплату.
Таким образом, система мотивации в Обществе развита слабо, руководству необходимо задуматься над этим вопросом для уменьшения текучести кадров и соответственно повысить интерес сотрудников к своей работе.
Рис. 2.6 - Пожелания сотрудников ООО "Посейдон" для улучшения системы мотивации
Немаловажным элементом кадрового планирования в ООО "Посейдон" является подбор и отбор персонала и используемые при этом методы. Подбор персонала в ООО "Посейдон" заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа в ООО "Посейдон" проводится буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма.
В процедуре подбора персонала в ООО "Посейдон" используется внутренний и внешний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудники, либо сотрудники со стороны.
Внутренний рынок предпочтительнее. «Старый» сотрудник уже адаптирован к условиям труда организации. Кроме того, нельзя не учитывать и желание каждого работника двигаться по служебной лестнице.
Рис. 2.7 - Внутренние и внешние рынки рабочей силы в ООО "Посейдон"
По данным рисунка 2.7 видно, что основная часть персонала в ООО "Посейдон" набирается за пределами организации, это 70% от общей численности, сюда же относится набор нового персонала уже через сотрудников ООО, по их рекомендациям, и всего 30% набирается внутри ООО, за счет продвижения сотрудников по карьерной лестнице, по причине увольнения или ухода на пенсию.
Анализ источников набора персонала в ООО "Посейдон" показал, что 42% - набор по знакомству через работников ООО , 35% - Газеты и журналы, через интернет – 20%, и всего лишь 3% через кадровые агентства. Такой малый процент связан возможно с достаточно высокой стоимостью услуг кадровых агентств.
Рис. 2.8 - Критерии отбора персонала в ООО "Посейдон"
По данным таблицы 2.8, видно, что основным и главным критерием отбора персонала в ООО "Посейдон" является образование и производственный опыт – 60%, 20% - это поведение (манера держаться), целеустремленность – 5%, и 15% - манера разговора. Проанализировав данную диаграмму, можно сделать вывод, что образование и опыт является на сегодняшний день в ООО самым актуальным критерием при отборе кадров.
Первичная подготовка отобранных сотрудников в ООО "Посейдон" осуществляется методом четырехступенчатого обучения:
Первая ступень – ПОДГОТОВКА. На этом этапе инструктор – специально обученный сотрудник для подготовки кадров (из числа наиболее опытных и коммуникабельных работников) знакомится с вновь прибывшими работниками, подготавливает их психологически, создает непринужденную и дружественную атмосферу.
Вторая ступень – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. На этом этапе инструктор знакомит обучающихся с внутренним строением ООО, организацией служебных помещений, показывает основные службы и помещения и коротко объясняет, какие функции на каких из них выполняют работники ООО.
Третья
ступень – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
Четвертая ступень – ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. На этом этапе обучающиеся получают практические навыки работы в определенных службах организации. Инструктор показывает и объясняет (до 90% информации запоминается при использовании этого приема). Затем обучающиеся пробуют работать сами, а инструктор обращает внимание на их ошибки, объясняет почему они происходят и как их устранить.
Анализ
методов профессионального
В
ООО "Посейдон" существует четыре
принципа обучения сотрудников, указанных
на рис. 2.10.
Рис.
2.10 - Принципы обучения сотрудников в ООО
"Посейдон"
При расчете основных технико-экономических показателей деятельности ООО "Посейдон", выяснились негативные изменения, а именно, несмотря на рост объема реализации услуг, ухудшились показатели эффективности деятельности предприятия – рентабельность продаж и рентабельность деятельности.
Так же выяснился ряд недостатков в организационной структуре отдела кадров. Для лучшей работы по подбору, отбору кадров необходимо ввести полноценную службу отдела кадров, так как один менеджер не может в полную силу выполнять эту обязанность, потому что имеет ряд других обязанностей в ООО .
По результатам проведенного анализа структуры ООО "Посейдон" можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание администрации и руководству ООО нужно уделить мотивации персонала, т.е. повышение заработной платы, улучшение социального пакета, введение поощрений и вознаграждений, тогда текучесть кадров на данном предприятии уменьшится.
Необходимо ввести в действие некоторые дополнительные службы, что бы было больше возможностей продвижения кадров, а так же набора новых сотрудников в новые службы. Это значительно повысит доходы организации и сократит текучесть кадров.
Так же выяснились основные причины текучести кадров в ООО "Посейдон" разные. В основном они такие: Неясные шансы для роста, низкий заработок, слишком много работы (переработки), чрезмерные требования, слишком сильные физические нагрузки, недостаточное обеспечение, разочарование в ожиданиях.
Анализ
методов профессионального
Анализ источников подбора персонала в ООО "Посейдон" показал, что 42% - набор по знакомству через работников, 35% - Газеты и журналы, через интернет – 20%, и всего лишь 3% через кадровые агентства. Такой малый процент связан возможно с достаточно высокой стоимостью услуг кадровых агентств.
В процессе анализа было выявлено, что управлением персоналом на предприятии занимаются все уровни управления: генеральный директор, заместитель директора. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем можно увидеть, что в выполнении функций руководства все большее значение приобретают стратегическое, однако сохраняются и классические традиционные методы работы с персоналом, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации, администрирование кадров.
Для оптимизации процесса отбора и набора персонала предлагается ввести две должности, ответственных за подбор и отбор при найме персонала Персонал в отдел управления персоналом предлагается набрать со стороны.
В обязанности начальника проектируемого отдела входит главная цель управления персоналом, состоящая в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития в предстоящем периоде. Начальник отдела должен также решать все вопросы в пределах предоставленных прав и поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам своим заместителям, а также функциональных и производственных подразделений организации. Для документального закрепления мероприятий по отбору персонала в организации необходимо разработать Положение о порядке подбора и отбора персонала (приложение 1).
В качестве следующего мероприятия можно разработать схему отбора персонала.
Для удобства сотрудников, ответственных за проведение процедуры отбора, строится общая схема отбора персонала, в которой указываются этапы отбора, их содержание, документы, ответственные исполнители и сроки исполнения.
Для
отбора персонала в ООО "Посейдон"
используется многоступенчатый подход.
Общая схема отбора персонала представлена
в табл. 3.1.
Таблица 3.1 - Общая схема отбора персонала
№
п/п |
Содержание этапа отбора персонала | Документы | Ответственные исполнители | Приблизительные сроки исполнения |
1 | На каждую вакантную должность составляется заявка на подбор персонала, включающая в себя: наименование должности; наименование подразделения; размер оплаты труда; основные требования к кандидату; дополнительные требования к кандидату | Заявка на подбор персонала | Руководители подразделений, в которых появилась вакансия | 1-3 дня с момента возникновения вакансии |
2 | Анализ внутренних и внешних источников привлечения персонала, составление объявления об открытой вакансии. | Объявления в СМИ, объявление на доске объявлений, заявка в службу занятости | Ведущий менеджер по персоналу | Объявление подготавливается в течение 3-х дней с момента подачи заявки на подбор персонала |
3 | Проведение анализа поступающих резюме, отбор из общего числа кандидатов наиболее подходящих по формальным критериям | Резюме | Отдел кадров | В зависимости от срочности заполнения вакансии |
4 | Проведение первичного интервью. Осуществление возможно в 2-х вариантах: телефонное интервью; собеседование в отделе кадров. | Заявка на подбор персонала, Резюме | Ведущий менеджер по персоналу | |
5 | Заполнение
кандидатами анкеты
Анализ анкет с целью отсева части кандидатов и установления степени достоверности и соответствия сведений, представленных в резюме кандидатов |
Стандартная форма
(анкета),
Бланк опроса рекомендателя |
Отдел кадров | Анализ проводится в течение 3-5 дней с учетом результатов последующих собеседований |
6 | Собеседование с менеджером по персоналу | Заявка на подбор персонала, Резюме, Стандартная форма (анкета) | Начальник отдела кадров | |
7 | Собеседование с линейным руководителем | Заявка на подбор
персонала,
Резюме, Стандартная форма (анкета) |
Руководители подразделений | |
В зависимости от вакантной должности и сроков покрытия потребности в персонале 6 и 7 этапы могут быть объединены. | ||||
8 | Проведение тестирований (психологические тестирования, решение профессиональных задач и ситуаций) | Формы тестирований, согласованные с руководством предприятия | Отдел кадров, руководители подразделений, (психолог) | В течение 1-2 дней |
9 | Принятие решения относительно приема на работу наиболее подходящего по всем показателям специалиста. | Проект приказа о приеме | Отдел кадров, руководители
подразделений,
Генеральное руководство (при необходимости) |
В течение 1-2 дней |
10 | Прохождение медицинского осмотра принимаемым работником и заключение трудового договора с ним. | Медицинские справки,
Трудовой договор |
Отдел кадров | Не более 2-х недель |
Информация о работе Совершенствование системы подбора и отбора персонала ООО