Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать процедуру отбора и подбора персонала в ОАО «Росгосстрах» и предложить рекомендации по с Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- проанализировать деятельность компании;
- рассмотреть теоретические основы подбора и отбора персонала;
- дать общую характеристику деятельности предприятия;
- проанализировать процесс отбора и найма персонала на примере компании;
Введение…………………………………………..……..…………...….3
1. Характеристика объекта исследования…………………………………………………………………6
1.1 ОАО «Росгосстрах» как объект исследования……….…………..…....6
1.2 Технико-экономические показатели компании. ………………………14
1.3 Существующая система подбора персонала в компании « ОАО Росгосстрах»………………………………………………..…........................18
2. Теоретико-методологические основы подбора персонала…………….…27
2.1. Что такое персонал в организации…………………….………………...27
2.2 Методы подбора персонала……………………………………………….33
2.3 Влияние персонала на эффективность деятельности компании……….43
3. Совершенствование системы подбора персонала
3.1 Обоснование выбора направления по совершенствованию системы подбора персонала……………………………………………………….……50
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора персонала…..……………………………………………………………………..56
3.3 Оценка экономической эффективности при внедрении нововведений…67
Заключение………………………………………………………………………74
Список используемой литературы……………………………………………...75
Определим качественный состав персонала филиала ОАО Росгосстрах по Костромской области (табл. 5). Стаж работы в организации (в % к числу опрошенных)
Таблица 5
Стаж работы | % |
до года | 15 |
от года до трех | 25 |
от трех до пяти | 48 |
от пяти до десяти | 12 |
свыше десяти | 0 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что трудовой коллектив организации стабильный и постоянный. На предприятии не наблюдается текучести кадров (48% ответили, что работают от трех до пяти лет). Отношения в коллективе, по мнению 65 % респондентов, дружеские. Из этого следует, что конфликтные ситуации возникают редко.
В общем можно сделать вывод, что работники удовлетворены своей работой, но некоторые сотрудники отметили, что в организации необходимо улучшить условия труда и повысить заработную плату, а это в свою очередь может послужить поводом для прекращения своей трудовой деятельности на данном предприятии, следовательно увеличится список вакантных мест фирмы. Успех любой организации в современных условиях ускоряющегося научно-технического процесса и усиливающейся конкуренции зависит, в первую очередь, от её способности максимально эффективно отбирать персонал и использовать уже имеющиеся в её распоряжении ресурсы для достижения стоящих перед ней целей. Система найма персонала, используемая на предприятии ОАО «Росгосстрах», представлена на рисунке 5. Цель: пополнение предприятия высококвалифицированным персоналом. Оптимизация области найма персонала позволяет существенно сократить затраты на эту работу, сделать найм своевременным, результативным, надежным, экономичным, простым и удобным. Система поиска и отбор новых сотрудников (схемма.6) призвана с высокой степенью вероятности предсказывать профессиональную успешность кандидатов, давая возможность отбирать наиболее перспективных работников и способствовать своевременному заполнению вакансий на предприятии.
Необходимо подчеркнуть, что требования к персоналу предприятия являются жесткими, стандартными и сквозными, вне зависимости от того, где производится поиск и отбор. Стандарты собеседования, профессионального и личностного тестирования, оформления первичного пакета документов, конкурсности одинаковы для всех предприятий региональной сети. Это связанно с необходимостью в высококвалифицированном персонале для дальнейшего роста и развития предприятия. По данным предприятия «Росгосстрах» ОАО, известно внутренние источники при найме составляют лишь 17% от общего числа. Также небольшим процентом (15%) является принятие сотрудников через консультативные фирмы. (Источники найма кадров предприятия «Росгосстрах» ОАО за 2008-2009 год представлены в таблице 7)
Таблица 7
Наименование источника найма | Удельный вес, % |
Рекомендации друзей и родственников Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала Объявления, реклама Различные источники внутри компании Инициативные письма-обращения о приеме Прочие | 35
15 28 17 3 3 |
Всего | 100 |
Отбор кадров на предприятии ОАО «Росгосстрах» осуществляется работниками отдела кадров (менеджеры по управлению персоналом). На предприятии применяется методика, учета деловых и личностных характеристик. Цель: получить необходимую и достаточную информацию о кандидате и принять решение о приглашении его на собеседование или отказе от него. Путем проведения телефонных переговоров на данном этапе решаются следующие задачи:
- выявление соответствия соискателей самым общим критериям (возраст, образование, адекватность реагирования на вопросы т.д.);
- формирование и организация группы соискателей (назначение времени собеседования, передача и прием первичной информации).
При этом учитываются результаты работы на предыдущих этапах (критерии отбора, условия отбора, требования к должности и пр.). Полученные данные заносятся в лист телефонного интервью. На их основе складывается первоначальное представление о соискателе. На каждом этапе отбора отделом кадров отслеживается и анализируется руководителем предприятия эффективность выбранных методов и форм работы (подбора, изучения, отбора) и в случае необходимости вносятся дополнения и коррективы с целью создания максимально эффективной системы найма персонала. Работа по отбору, изучению и подбору персонала происходит с методической помощью и под контролем отдела кадров предприятия Росгосстрах», вплоть до согласования найма и перемещения персонала по всем позициям без исключения.
Цель подбора: создать первичное представление о степени соответствия соискателя критериям подбора на существующую вакансию. Подобрать кандидата для замещения вакантной должности.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- выявление соответствия соискателя критериям соответствие должности (требования к должности), профессиональной и мотивационной пригодности на данную вакансию;
- формирование группы соискателей соответствующих квалификационным требованиям к должности, для проведения оценки знаний и навыков, изучения личностных характеристик.
Данные задачи решаются путем:
- определения соискателей, наиболее подходящих под разработанные на предыдущих этапах критерии;
- сбор и изучение независимой информации о кандидате службой ЭБ (проверка рекомендаций по прежним местам работы, проверка по месту жительства, проверка информации на предмет лояльности кандидата к предприятию и т.п.).
Таким образом, одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно-развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале.
72
По оценкам ведущих специалистов рекрутских агентств, в России профессиональный подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в нашей стране достаточно высок. Всё большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её долговременного процветания.[3]
72
2. Теоретико-методологические основы подбора персонала
2.1. Что такое персонал в организации
72
Персонал – категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарату, отделу, службе и т.д.) или к профессии (управленческий, административный, инженерный, технический персонал и т.д.). [4]
Успех в страховании неразрывно связан с персоналом компании. Для работающих в этой сфере деятельности необходимыми являются умения выявить заботы страхователя для того, чтобы предложить адекватный страховой продукт. Специфика деятельности страховых компаний и ее влияние на требования, предъявляемые к персоналу организации
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика персонала. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Статистика выявила два основных условия выбора страхователями страховой компании. Главным критерием для физических лиц являлась известность компании, для юридических лиц на первом месте стоит надежность и устойчивость. Вторым же по важности для обеих категорий страхователей является профессионализм персонала.
Информация о работе Совершенствование системы подбора персонала