Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:10, дипломная работа
Целью данной работы является исследование системы управления персоналом предприятия как основы их эффективного функционирования в рыночной среде.
Конкретизируя цель, следует отметить, что в ходе написания работы следует решить следующие задачи:
ознакомление с экономико – организационной характеристикой предприятия, его структурой, а также проведение анализа финансового состояния предприятия;;
обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению персоналом;
оценка состояния системы управления персоналом на ОАО «НефАЗ»;
разработка рекомендаций по совершенствованию управления персоналом на предприятии.
Введение 3
1. Организационно - экономическая характеристика предприятия
ОАО «НефАЗ» 6
1.1. Технико – экономическая характеристика предприятия 6
1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия 12
1.3. Основные виды деятельности 18
1.4. Анализ финансового состояния предприятия 19
2. Теоретические аспекты системы управления персоналом предприятия 36
2.1. Персонал и его основные категории 36
2.2. Система управления персоналом предприятия 38
2.3. Кадровая и социальная политика – как элемент эффективного
управления персоналом 47
2.4. Мотивация и вознаграждение персонала - основные направления
социальной и кадровой политики 53
3. Состояние системы управления персоналом на ОАО «НефАЗ» 56
3.1. Анализ основных показателей управления персоналом 56
3.2. Анализ кадровой и социальной политики предприятия 62
3.3. Оценка и подготовка кадров на предприятии 65
3.4. Система стимулирования труда на предприятии 71
4. Совершенствование системы управления персоналом 78
4.1. Разработка системы закрепления специалистов на рабочих местах 78
4.2. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор
стимулирования персонала 83
4.3. Совершенствование организационной структуры управления
предприятия 90
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Рассматривая процесс управления персоналом как целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
1. организационную:
2. социально-экономическую:
3. воспроизводственную:
Проведение этой работы позволит уже в проекте определить основные элементы структуры трудового потенциала, взаимосвязанные с технико-экономическим уровнем производства.
В свою очередь каждая из указанных систем тоже носит комплексный характер и включает ряд функциональных подсистем (рис.11 ).
Каждая из этих подсистем может быть представлена как группой лиц, так и одним лицом, в зависимости от масштабов самой организации и степени развития кадровой политики. Основное назначение приведенной специализации состоит в четком формулировании задач и функций управления в целом и отдельных администраторов в частности; в ясном понимании механизма воздействия на трудовые ресурсы.
Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:
1) необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);
2) количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
3) определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.
Обучение и развитие
Рис.11 Принципиальная схема управления персоналом
Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Достигается это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием. Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать или соблюдать (табл.9).
Для каждого состояния межличностных отношений, достигнутого уровня самоорганизации, достоверности оценки общественно-полезного эффекта существует оптимальный уровень самоорганизации или прав самоуправления, при наличии которых предприятие получает максимальный общественно-полезный эффект.
Таблица 9
Принципы работы с персоналом
Название принципа |
Содержание принципа |
1 |
2 |
А. Общие принципы работы с персоналом | |
Прогрессивность |
Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективность |
При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации |
Эффективность |
Предполагает наиболее
эффективную и экономичную |
Комплексность |
При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.), и охватывать все сферы работы с персоналом |
Оперативность |
Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения |
Оптимальность |
Многовариантная проработка предложений по формирова-нию системы управления персоналом и выбор наиболее Ра-ционального варианта для конкретных условий производства |
Простота |
Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству |
Научность |
Разработка мероприятий по формированию системы управ-ления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях |
Иерархичность |
В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления |
Продолжение табл. 9 | |
1 |
2 |
Автономность |
В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей |
Согласованность |
Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени |
Устойчивость |
Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом |
Многоаспектность |
Управление персоналом,
как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться
по различным каналам: административно- |
Плановость |
Началом всей работы является установление на длительный период направлении, темпов и пропорций развития производства, связанных с этим изменений в структуре персонала |
Вознаграждение |
Базируется на результатах
индивидуального труда и |
Подбор и расстановка |
Для обеспечения эффективного функционирования организаций в ней должна быть разработана система подбора, набора и расстановки кадров. Развитие, обучение, перемещение и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, классификацией, способности, интересами и потребностями организации |
Эффективная занятость |
Связана с потребностями бизнеса, индивидуальным уровнем производительности труда, способностями и квалификацией. Индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективно |
Б. Принципы организации работы с персоналом | |
Ротация |
Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного – двух работников своего уровня |
Продолжение табл. 9 | |
1 |
2 |
Оптимальное соотношение управленческих ориентаций |
Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства |
Концентрация |
Рассматривается в двух направлениях: как концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач или как концентрация однородных функций в одном подразделение системы управления персоналом, что устраняет дублирование |
Специализация |
Разделение труда в системе
управления персоналом (выделяется труд
руководителей специалистов и служащих).
Формируются отдельные |
Параллельность |
Предполагает одновременное |
Адаптивность (гибкость |
Означает приспособляемость |
Преемственность |
Предполагает общую |
Непрерывность |
Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени «пролеживания» документов, простоев технических средств управления и т.п. |
Ритмичность |
Выполнение одинакового объема работ в разные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом |
Технологическое единство |
Система управления персоналом должна обладать концепту-альным единством, содержать единую доступную термино-логию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом |
Комфортность |
Система управления персоналом должна обеспечить макси-мум удобств для творческих процессов обоснования, выра-ботки, принятия и реализации решений человеком. Напри-мер, выборочная печать данных, специальное оформление документов с выделением существенной информации и т. д. |
Коллегиальность управления |
Профессионалы-менеджеры |
Принципиальная схема управления персоналом приведена в таблице 10
Таблица 10
Структура управления персоналом (принципиальная схема)
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами |
Социально-психологические аспекты управления |
Принципы подбора и расстановки персонала |
Формы оплаты труда |
Вовлечение работников в управление на низовом уровне |
Мотивация труда работников и творческая инициатива |
Условия найма и увольнения |
Пути повышения |
Рабочие бригады и их функции |
Организационная культура фирмы |
Обучение и повышение квалификации |
Поощрительные системы оплаты труда |
Взаимоотношения в коллективе |
Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию |
Оценка персонала и его деятельности |
Взаимоотношения с профсоюзами |
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.
2.3. Кадровая и социальная политика – как элемент эффективного управления персоналом
Реализация целей и задач управления
персоналом осуществляется через кадровую
политику. Кадровая политика - главное
направление в работе с кадрами, набор
основополагающих принципов, которые
реализуются кадровой службой предприятия.
В этом отношении кадровая политика представляет
собой стратегическую линию поведения
в работе с персоналом.
В прежние годы ей в значительной мере
была присуща политическая (идеологическая)
окраска, что отражалось в самом ее содержании
и определении: "Кадровая политика -
это генеральное направление в кадровой
работе, определяемое совокупностью наиболее
важных, принципиальных положений, выраженных
в решениях партии и правительства на
длительную перспективу или отдельный
период".
Поскольку формирование кадров предприятия связано не с однозначным решением, а с альтернативностью возможных путей с выбором наиболее эффективного из них, то правомерна постановка вопроса и о выборе стратегии трудообеспечения с учетом всех факторов и обстоятельств, характерных для настоящего и будущего.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему.
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.
3. Поскольку формирование
4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Последние, как отражение государственной политики в отношении воспроизводства рабочей силы, влияют на кадровую политику через регулирование ситуации на рынке труда, а также через требования к обеспечению надлежащей социальной защиты работника.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Кадровая политика реализуется через кадровую работу. Поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.
Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.д.
Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т.п.), а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);