Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:10, дипломная работа
Целью данной работы является исследование системы управления персоналом предприятия как основы их эффективного функционирования в рыночной среде.
Конкретизируя цель, следует отметить, что в ходе написания работы следует решить следующие задачи:
ознакомление с экономико – организационной характеристикой предприятия, его структурой, а также проведение анализа финансового состояния предприятия;;
обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению персоналом;
оценка состояния системы управления персоналом на ОАО «НефАЗ»;
разработка рекомендаций по совершенствованию управления персоналом на предприятии.
Введение 3
1. Организационно - экономическая характеристика предприятия
ОАО «НефАЗ» 6
1.1. Технико – экономическая характеристика предприятия 6
1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия 12
1.3. Основные виды деятельности 18
1.4. Анализ финансового состояния предприятия 19
2. Теоретические аспекты системы управления персоналом предприятия 36
2.1. Персонал и его основные категории 36
2.2. Система управления персоналом предприятия 38
2.3. Кадровая и социальная политика – как элемент эффективного
управления персоналом 47
2.4. Мотивация и вознаграждение персонала - основные направления
социальной и кадровой политики 53
3. Состояние системы управления персоналом на ОАО «НефАЗ» 56
3.1. Анализ основных показателей управления персоналом 56
3.2. Анализ кадровой и социальной политики предприятия 62
3.3. Оценка и подготовка кадров на предприятии 65
3.4. Система стимулирования труда на предприятии 71
4. Совершенствование системы управления персоналом 78
4.1. Разработка системы закрепления специалистов на рабочих местах 78
4.2. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор
стимулирования персонала 83
4.3. Совершенствование организационной структуры управления
предприятия 90
Заключение 95
Список использованной литературы 98
5. проведение медицинской, психологической, профессионально-адаптационной диагностики персонала Общества в целях обеспечения надежности и безопасности жизнедеятельности работающих.
Рис. 12. Структура персонала по возрасту
Важнейшее требование ОАО «НефАЗ» к работникам: и молодым, и квалифицированным - уметь постоянно обновлять и расширять свои знания.
Динамика подготовки кадров за последние четыре года 2003-2006гг. на ОАО «НефАЗ» представлена в диаграммах. Базовым показателем за 100% взят план 2003 г. В связи с освоением новой продукции – городских и пригородных автобусов, а также с получением сертификата на систему качества, начиная с 2004 года, возросла потребность в подготовке персонала, что видно из табл.15.
Таблица 15
Подготовки кадров
№ п/п |
Наименование |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||
1 |
Подготовка и переподготовка рабочих |
50 |
52 |
50 |
62 |
50 |
61 |
100 |
221 |
2 |
Повышение квалификации рабочих в т.ч.: |
470 |
549 |
470 |
616 |
490 |
569 |
695 |
1109 |
- производственно-экономические курсы |
65 |
84 |
65 |
106 |
65 |
79 |
80 |
141 | |
- обучение рабочих второй профес |
70 |
94 |
70 |
96 |
70 |
81 |
100 |
255 | |
- курсы целевого назначения |
300 |
319 |
300 |
370 |
320 |
371 |
480 |
660 | |
- школа передовых методов труда |
20 |
34 |
20 |
26 |
20 |
21 |
20 |
22 | |
- курсы бригадиров |
15 |
18 |
15 |
18 |
15 |
17 |
15 |
31 | |
3 |
Повышение квалификации руководителей и специалистов |
150 |
179 |
150 |
167 |
180 |
188 |
450 |
552 |
ВСЕГО В процентах к 2003 году |
670 100 |
780 116,4 |
670 100 |
845 126,1 |
720 107 |
818 122,1 |
1245 185,8 |
1882 280,8 |
Одним из
ведущих приоритетов Общества
является развитие его как
самообучающейся современной
- план
- фактически
Рис. 13. Динамика подготовки кадров за 2003 – 2006 гг.
Приоритетными направлениями являются: переход к инновационному обучению; развитие системы обучения и совершенствование методов обучения работников Общества; формирование школы наставничества.
3.3. Оценка и подготовка кадров на предприятии
При формировании «Политики ОАО «НефАЗ» в области качества учитывается и тот фактор, что эффективность работы предприятия складывается из эффективности использования всех ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Оптимальное решение вопросов подбора, расстановки и оценки персонала - это критерий и залог конкурентоспособности и устойчивости ОАО «НефАЗ» на рынке, показатель качества организации управления важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.
Обобщающей процедурой оценки персонала является аттестация работников, осуществляемая в соответствии с разработанными Положениями.
Главное назначение аттестации не контроль исполнения, а выявление резервов и мотивации повышения уровня отдачи работника.
Аттестация персонала рассматривается как сочетание нескольких оценок:
Процесс аттестации можно разделить на четыре основных этапа.
1.Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.
2.Формирование состава
аттестационной комиссии и его
утверждение: генеральный дирек
3.Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет "Аттестация", компьютерная обработка результатов.
4.Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
Результаты регулярной оценки и аттестации работника используются и различных спектрах целей, прежде всего:
Постоянная потребность предприятия в повышении производительности труда, для этого в первую очередь необходима качественная рабочая сила. Поэтому важнейшим фактором эффективной работы предприятия является непрерывная переподготовка персонала. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость: чем выше его разряд, тем выше производительность его труда. На выполнение одной и той же работы у квалифицированных работников уходит значительно меньше времени, чем у менее квалифицированных. Более квалифицированные работники быстрее и эффективнее осваивают новую технику, технологию, методы организации труда. Благодаря своей высшей образовательной и профессиональной подготовке, такие работники получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанности в процессе производства. Именно это во многом предопределяет более высокую степень удовлетворения своим трудом.
Подготовка персонала представляет собой процесс приобретения работниками теоретических знаний и практических навыков в объеме требованной квалификационной характеристики начального уровня квалификации.
Переподготовка персонала – означает обучение квалификационных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям.
Повышение квалификации персонала – это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления.
В ОАО «НефАЗ» практикуется непрерывная система профессионального обучения работников, а количество ступеней обучения зависит от сложности профессии и специальности. Такая непрерывная подготовка необходима потому, что в мировом хозяйстве насчитывается свыше 400 тыс. видов деятельности, объединенных по 48 тыс. профессий и это обстоятельство требует непрерывного совершенствования системы обучения.
Переподготовка кадров во многих случаях носила формальный характер, так как повышать квалификацию работники посылались часто потому, что по плану надо было побывать на курсах один раз в 5 лет.
Подготовка кадров внутри предприятия обусловлено следующими причинами:
1) недостаточным развитием сети стационарных учебных заведений;
2) сравнительно короткими
сроками обучения, что позволяет
предприятию без ощутимых
3) возможности использования
для обучения рабочих
Различают три формы подготовки рабочих на предприятии: индивидуальная, групповая и курсовая.
При индивидуальной форме каждому обучающемуся прикрепляется высококвалифицированный рабочий или мастер, которые и ведут его обучение.
Групповая форма применяется на крупных предприятиях. Теоретические знания эта группа получает либо самостоятельным изучением, либо с помощью инженеров отдела производственного обучения. С этой целью создаются специальные учебные кабинеты.
Курсовая форма также применяется на больших предприятиях и обучение проходит в 2 этапа:
Повышение квалификации рабочих может осуществляться:
Повышение квалификации руководителей и специалистов осуществляется:
Время обучения руководителей и специалистов засчитывается им в общий стаж, за это время им выплачивается средний заработок, другие вознаграждения. Любая форма обучения, переподготовки и повышения квалификации должны в своей основе иметь какие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективно.
Постоянная потребность предприятия в повышении производительности труда, в повышении теоретических знаний заставляет планомерно вести подготовку кадров и повышать их квалификацию. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость.
Обучение:
Для приобретения начального уровня квалификации проводится обучение работников. Чаще всего это индивидуальные занятия. Каждый новый работник комбината имеет наставника, который обучает его теоретически и практически. Кроме этого мастер один раз в 2 месяца проводит занятия с бригадой для повышения квалификации работников.
В августе 2006 г. автозавод открыл новую покрасочную линию . Для эффективного использования этой техники и ее обслуживания на трехмесячные курсы были отправлены шесть работника предприятия. После курсов шестерым повысили разряд.
Своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала является важнейшим фактором эффективной работы автозавода.
Подготовке руководящих кадров на заводе придается большое значение. Ее цель – развитие навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей и целей. Для успешной подготовке руководящих кадров нужны тщательный анализ и планирование.
На автозаводе планирование подготовки руководящих кадров выполнялось посредством оценки результатов деятельности каждого из руководителей. В соответствии с этим для мастеров спланированы курсы лекций городского масштаба.
Здесь мастера повышают свой квалификационный уровень, умение работать с людьми, знакомятся с новой технологией, введенной на заводе. Для более эффективной работы на предприятии с целью повышения умений и навыков, требующихся для достижения задач и целей завода проведен семинар на республиканском уровне для инженерного состава предприятия. На июнь 2007г. планируются курсы повышения квалификации для инженеров завода.
За последние 2 года на предприятии несколько раз проводилось перемещение кадров. В основном перемещались руководители низового звена из цеха в цех на срок от трех месяцев до одного года. Это было связано с целью ознакомления руководителей со многими сторонами деятельности. Такие знания нужны для более успешной работы и для подготовки перевода на более высокие должности.