Совершенствование стратегии управления персоналом гимназии №73 г. Новокузнецка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является совершенствование стратегии управления персоналом гимназии №73 г. Новокузнецка.
Задачи выполнения курсовой работы состоят в том, чтобы:
- изучить понятие и сущность команды;
- рассмотреть процесс формирования команды;
- выявить особенности управления командой;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты управленческой команды
1.1 Понятие и сущность команды. Формирование команды
1.2 Особенности управления командой
Глава 2 Характеристика управленческой команды гимназии №73
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Характеристика управленческой команды гимназии №73
Глава 3 Пути повышения эффективности управленческой команды гимназии №73 г.Новокузнецка
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

38 Курсовая УП Управленческая команда.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования обусловливается необходимостью построения системы управления гимназией, адекватной социально-педагогическим требованиям к ее инновационному развитию. Характер, динамика, содержание, технологический механизм этого развития во многом определяется профессионализмом управления.

Система гимназического образования, возродившаяся в России в условиях перестройки, опирается на традиции классического образования и одновременно является инновационной развивающейся структурой.

Управление гимназией решает ряд задач: организация ритмичной и динамичной жизни учреждения; отбор и выявление соотношения базового и повышенного уровня образования; создание культуросообразной образовательной среды; целенаправленная работа с педагогическими кадрами, способными работать в специфических условиях гимназии. Однако традиционное управление образовательным учреждением с локализацией функций каждого из заместителей директора, с ориентацией на линейно-функциональный подход, с некоторой изолированностью каждого члена школьной администрации не отвечает требованиям инновационного развития образовательного учреждения. В традиционном управлении явно завышен приоритет первого лица в руководстве, авторитарность которого не позволяет ни демократизировать управление, ни гармонизировать развитие образовательного учреждения. В еще большей степени это относится к гимназии, которая по определению должна строиться на гуманистических, демократических принципах, одним из которых и является коллегиальное руководство.

Целью работы является совершенствование стратегии управления персоналом гимназии №73 г. Новокузнецка.

Объектом исследования в работе выступает система управления персоналом гимназии №73 г. Новокузнецка, предметом исследования – стратегия управления персоналом гимназии №73 г. Новокузнецка.

Задачи выполнения курсовой работы состоят в том, чтобы:

- изучить понятие и сущность команды;

- рассмотреть процесс формирования команды;

- выявить особенности управления командой;

- дать общую характеристику организации;

- охарактеризовать управленческую команду гимназии №73 г. Новокузнецка;

- предложить пути повышения эффективности управленческой команды гимназии №73 г. Новокузнецка.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты исследований могут быть применены в деятельности рассматриваемой организации с целью улучшения социальных и экономических показателей.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты управленческой команды

 

1.1 Понятие и сущность команды. Формирование команды

 

Командный менеджмент, т.е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий [28, С.412].

Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. Однако такая передача оказывается затруднительной для многих менеджеров. Они боятся, что важными аспектами пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.

В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.

Командой называют небольшое количество человек (чаще всего пять — семь, реже до 15—20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); имеют взаимоопределяющую принадлежность свою и партнеров к данной общности (группе).

Управленческая команда состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем.

Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды, — ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед. Существует отличие целей команды от ее назначения (миссии): цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия как более глобальное по своей сути придает всем конкретным целям смысл и энергию.

Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность — это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверия. Взаимная отчетность не может возникнуть по принуждению, но когда команда разделяет общее назначение, цели и подход, взаимная отчетность возникает как естественная составляющая.

Для команды важно наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:

1) техническая или функциональная экспертиза;

2) навыки по решению проблем и принятию решений;

3) межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.) [28, С.413-414].

Командные отношения, традиционно включающие такие понятия, как чувство локтя, дух партнерства и товарищества, могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды. Существует много примеров, когда удачные партнеры по бизнесу не переносили присутствия друг друга, если речь заходила о других сферах общения.

Команды принято различать по нескольким основаниям. Одна из самых распространенных классификаций основана на выделении в качестве индикатора рода деятельности, которой призвана заниматься команда. Выделяют следующие типы команд:

1) занимающиеся подготовкой рекомендаций. Это проектные группы, группы по аудиту, качеству или безопасности. В деятельности команд такого рода должны всегда присутствовать быстрое и конструктивное начало и разработка итоговой формулировки, чтобы их рекомендации могли бы быть внедрены;

2) занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо. Деятельность такой группы, как правило, не имеет временных ограничений. Для эффективного руководства ею важно концентрироваться на производительности команды;

3) управляющие процессом. Для такого рода команд важно, чтобы они правильно идентифицировали поставленные перед ними конкретные цели, которые отличаются от целей организации в целом.

Командный менеджмент представляет собой органичный синтез последовательных трансформаций, исторически предшествующих партиципативной организационной культуре. И с этой точки зрения отсутствие в той или иной национальной или корпоративной организационной культуре исторически предшествующих и модернизированных элементов всех трех организационных культур — бюрократической, органической и предпринимательской — делает весьма проблематичной полноценную реализацию доктрины командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности, неадекватного морально-психологического настроя или (и) низкого уровня профессионализма. Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет, в частности, невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб [13, С.709].

Тем не менее, и отечественная практика сумела накопить определенный опыт выращивания форм совместно-творческой деятельности, что позволило сформулировать основные принципы ее организации:

- принцип индивидуального творчества — постоянное развитие способностей каждого индивидуума (через обучение действием, включенностью в системы непрерывного образования и самообразования);

- принцип социального творчества — разработка и институционализация необходимых для решения стоящих задач социальных структур;

- принцип культурного творчества — ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательство;

- принцип морального творчества — готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе [28, С.18].

Понятие ««команда» более объемно, чем понятие «группа». Команда — это способ построения организации с учетом реальных качеств се сотрудников. Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям независимо от природы организации. Поэтому в теории менеджмента часто прибегают к аналогиям, заимствуя примеры эффективного управления из мира спорта, политики или армейской жизни. Идея командных методов работы возникла по аналогии со спортивными коллективами. Нередко тренеры, объясняя успехи команды, составленной из заурядных игроков, ссылаются на известную поговорку: «Порядок бьет класс». Оказалось, что это верно и по отношению к производственным группам, где одним из высших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников [2, С.31].

Роли и обязанности, выполняемые членами команд, включают следующие:

- определение времени отдыха и перерывов. Члены команды самостоятельно по своему усмотрению составляют свои рабочие графики, в том числе устанавливают время перерывов;

- выборы и смещение руководителей групп. Руководителей групп или избирают, или эту должность по очереди занимают члены команды. Обычно руководитель группы занимается вопросами организации, планирования, решением межличностных проблем и разрешением конфликтов, т. е. тем, что прежде делали управляющие среднего звена. Однако руководитель группы выполняет указанные функции по усмотрению членов команды. По мере того как команда берет на себя все больше ответственности, роль традиционного управляющего среднего звена изменяется до неузнаваемости;

- инициатива по ремонту машин и оборудования Члены команды сами выполняют большую часть работ по техническому обслуживанию оборудования, на котором работают, и производят мелкий ремонт. Команда самостоятельно, не обращаясь за разрешением к руководству, заказывает крупный ремонт;

- распределение конкретных рабочих заданий среди членов команды. Команды вырабатывают различные методы распределения рабочих заданий. В некоторых командах разные виды работ выполняют по принципу ротации. В других командах рабочие задания распределяют в строгом соответствии с принципом старшинства - самые старшие работники имеют право выбора. Существует и такой вариант: работники договариваются друг с другом и стараются так распределить работы, чтобы каждый делал то, что ему больше нравится, не нанося вреда эффективности;

- обучение новых членов рабочих групп. Члены команды обеспечивают профессиональную подготовку новичков на рабочем месте;

- материально-техническое обеспечение производственного процесса. Руководитель группы, избранный или исполняющий эти обязанности временно, на основе ротации, зачастую осуществляет текущий контроль за использованием материалов и компонентов оборудования и отвечает за пополнение материально-технических запасов из внешних источников;

- табельный учет фактически отработанных каждым членом команды часов. В высокоэффективных организациях обычно не ведут централизованного учета рабочего времени. Вместо этого члены команды сами учитывают отработанные ими часы и передают свои записи руководителю, который сводит их воедино для оформления платежных ведомостей и иных целей;

- контроль за качеством и сбор данных. На многих высокоэффективных промышленных предприятиях нет контролеров качества. Вместо внешнего контроля члены команды сами несут ответственность за качество своей продукции и за сбор статистических данных о качестве. Очень небольшой отдел контроля за качеством может время от времени проводить проверку представленных командами данных, но в основном ответственность за качество - это дело команд;

- подготовка бюджетов материально-технического обеспечения и оплаты труда. Возможна подготовка двух параллельных бюджетов: один составляет рабочая команда, а другой - руководство или внешний бухгалтер. Затем команды улаживают с руководством все разногласия по двум бюджетам и получают окончательный бюджет;

- учет продукции, произведенной задень, и оставшихся запасов. Члены команды ведут собственный производственный учет, который подлежит периодическим проверкам, проводимым внешними группами, например группой производственного планирования;

- разработка рекомендаций относительно изменений, которые инженеры должны внести в конструкцию оборудования, технологический процесс и продукт. Команды осуществляют собственный анализ процесса и дают руководству рекомендации относительно необходимости закупок нового оборудования, внедрения новых технологий и внесения изменений в производственные процессы и конструкцию продукта. Обычно команды пользуются широкой свободой в вопросах изменения своих методов работы и процессов и могут осуществлять такие перемены, если считают их необходимыми для повышения эффективности собственной работы;

Информация о работе Совершенствование стратегии управления персоналом гимназии №73 г. Новокузнецка