Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель - совершенствование целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом».
Задачи:
- анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу;
- определение понятия целей, целеполагания и управленческих решений;
- изучение принципов, факторов и условий целевой ориентации управленческих решений
- рассмотрение современных методов определения целевой ориентации управленческих решений;
- проведение анализа применения целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом»;
Введение 3
1. Научные основы применения целевой ориентации управленческих решений 5
1.1. Виды, формы, признаки, сущность целеполагания в управленческих решениях 5
1.2. Методологические подходы, принципы, факторы и условия целевой ориентации управленческих решений 8
1.3. Современные методы определения целевой ориентации управленческих решений 11
2. Анализ применения целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом» 20
2.1. Организационно-управленческие условия, обеспечивающие целевую ориентацию управленческих решений 20
2.2. Оценка эффективности применяемой целевой ориентации управленческих решений 25
3. Направление совершенствования целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом» 29
Заключение 33
Литература 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.
Научные основы применения
1.1. Виды, формы, признаки, сущность целеполагания в управленческих решениях 5
1.2.
Методологические подходы,
1.3.
Современные методы
2.
Анализ применения целевой
2.1.
Организационно-управленческие
2.2.
Оценка эффективности
3. Направление совершенствования целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом» 29
Заключение 33
Литература 35
Введение
Актуальность
темы данной курсовой работы заключается
в исследовании выбора цели - одного
из наиболее ответственных моментов
в процессе выработки, ориентации и
принятия управленческих решений. В
соответствии с выбранной целью
формируется стратегия и
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Постановка целей начинается с высшего менеджмента организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и формулировку стратегических целей компании.
Цель
- совершенствование целевой
Задачи:
- анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу;
-
определение понятия целей,
- изучение принципов, факторов и условий целевой ориентации управленческих решений
-
рассмотрение современных
- проведение анализа применения целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом»;
-
определение направлений
Объект – целевые ориентиры управленческих решений.
Предмет – принципы, приемы и методы целевой ориентации управленческих решений.
1. Научные основы
применения целевой
ориентации управленческих
решений
1.1.
Виды, формы, признаки, свойства, сущность
целеполагания в управленческих
решениях
Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполагание. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Определяется целеполагание как выбор цели функционирования организации.
В теории управления трактовка этой функции неоднозначна. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, с другой — эта функция не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования.
В другой трактовке целеполагание рассматривается как исходная стадия всего управленческого цикла, предшествующая ему; поэтому оно выносится за пределы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целеполагание стоит «вне и выше» других функций [2,с.84.].
Но целеполагание по своему содержанию и роли в управлении — именно управленческая функция. Это не только начальный этап управления. В ходе последующей деятельности имеет место формулировка новых целей, если выясняется неэффективность изначальных. При этом целеполагание выступает следствием иных управленческих функций, а не первым этапом управления. Специфическая обязанность руководителя — постановка целей перед исполнителями, что также входит в процесс функционирования организации.
Функция целеполагания по своему содержанию — процесс сложный и развернутый во времени, имеющий специфические закономерности, не свойственные другим управленческим функциям. Иногда эта функция используется как основа в методе «управления по целям» (management by objectives — МВО).
Теория управления определяет понятие цели как системообразующий фактор организации. Цель определяет общую направленность деятельности организации, ее структуру и состав, регулирует связи между ее компонентами, интегрирует их в согласованную систему. Она же является основой стратегических решений и планирования в организации. Общий имидж организации зависит от характера целей [18,с.79.].
Начинается реализация функции целеполагания с определения общей цели организации, являющейся основой ее деятельности. Для определения этой цели применяются понятия «философия компании», «политика фирмы», «миссия организации». Миссия определяет главные задачи организации, направления ее деятельности и руководства ею. Свобода в выборе миссии является залогом эффективности экономики в целом.
Обязательным в науке управления считается выполнение одного правила: получение организацией прибыли не должно формулироваться в качестве ее миссии. Прибыль — внутренняя проблема организации. Но поскольку организация является социальной и открытой системой, она сможет выжить, удовлетворяя какую-нибудь потребность, находящуюся вне ее. Миссия — это фундамент для последующей реализации функции целеполагания [14,с.106.].
Цели организации различаются по использующимся в них критериям.
Главный параметр системы целей организации — их иерархичность. По иерархическому статусу цели классифицируются на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней и индивидуальные цели исполнителей.
Цели среднего уровня играют большую роль в этой иерархии, поэтому существует еще одна классификация целей организации — по признаку отнесенности к основным структурным подразделениям. Это — разделение целей на производственные, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные, исследовательские, административные.
Другое основание классификации целей основано на функциональном критерии. Оно характеризует в основном деятельность руководителя. Любая из его целей соотносится с определенной управленческой функцией, а система этих функций выступает основанием для еще одной типологии целей [19,с.74.].
По критерию временной перспективы цели классифицируются как долгосрочные (перспективные), среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные (2-й уровень), которые задают краткосрочные цели (3-й уровень). Часто временная классификация целей тесно связана с классификацией целей по критерию их значимости. Выделяются три основных типа целей: стратегические, тактические и оперативные.
По содержанию выделяются экономические, организационные, научные, социальные, кадровые, технические, политехнические и иные цели. Подразделяются цели также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Классифицируются цели организаций и по признаку очередности их реализации: неотложные (особо приоритетные), первоочередные (приоритетные) и отсроченные [2,с.84.].
Цели подразделяются на количественные и качественные. Например, «увеличение рентабельности на 15%» — количественная цель, а «проведение структурной реорганизации административного аппарата» — качественная.
Цели организации разделяются также на повторяющиеся {стереотипные) и разовые {адаптационные). Классификация по признаку приуроченности к определенным стадиям существования организации включает в себя четыре категории целей: связанные с проектированием и созданием системы управления, ее развитием, устойчивым, зрелым функционированием и завершением жизненного цикла системы.
Рассмотренные классификации целей относятся к их общеорганизационным критериям. Наряду с ними существуют также три основных психологических критерия их классификации.
1.
Разделение целей на глобальные
(общеорганизационные),
локальные (групповые) и индивидуальные.
2.
Различение целей по четкости их постановки:
структурированные (well-defmited goals) и неструктурированные
(поп-
structurited goals).
3.
Различение формальных и реальных целей
индивидов и
групп, входящих в организацию (Ч. Барнард)
[18,с.79.].
Большое
разнообразие и разномасштабность
рассмотренных классификаций определяют
многоплановость содержания деятельности
руководителя и ее сложность.
1.2.
Методологические подходы,
Процесс
разработки и реализации управленческого
решения должен быть ориентирован на достижение
выработанной в компании цели. При этом
цель процесса разработки и реализации
управленческого решения может отличаться
от цели компании, например в случае, когда
управленческое решение направлено на
реализацию только части цели компании.
Таким образом, первичной является цель
компании, а вторичной — цель управленческого
решения (рис. 1).
Рисунок
1 - Схема взаимодействия целей и задач
Тем не менее, иногда цели управленческого решения прямо противоположны целям компании из-за непрофессионализма руководителей или специалистов («все в одной лодке, но гребут в разные стороны»)
Цель рассматривают как процесс и как явление.
Цель компании
Как процесс цель отражает принятую в компании тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированные документы, касающиеся развития компании, — бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы.
Цель управленческого решения
Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации управленческого решения, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции». Как явление цель также представляет собой мотивированные документы — задание на разработку управленческого решения, философия управленческого решения или стратегия управленческого решения.
В общем виде цель должна удовлетворять пяти условиям (рис. 2):
• быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж);
Информация о работе Совершенствования целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом»