Совершенствования целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цель - совершенствование целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом».
Задачи:
- анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу;
- определение понятия целей, целеполагания и управленческих решений;
- изучение принципов, факторов и условий целевой ориентации управленческих решений
- рассмотрение современных методов определения целевой ориентации управленческих решений;
- проведение анализа применения целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом»;

Содержание

Введение 3
1. Научные основы применения целевой ориентации управленческих решений 5
1.1. Виды, формы, признаки, сущность целеполагания в управленческих решениях 5
1.2. Методологические подходы, принципы, факторы и условия целевой ориентации управленческих решений 8
1.3. Современные методы определения целевой ориентации управленческих решений 11
2. Анализ применения целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом» 20
2.1. Организационно-управленческие условия, обеспечивающие целевую ориентацию управленческих решений 20
2.2. Оценка эффективности применяемой целевой ориентации управленческих решений 25
3. Направление совершенствования целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом» 29
Заключение 33
Литература 35

Работа состоит из  1 файл

attach1. (Автосохраненный).doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3

     1. Научные основы применения целевой  ориентации управленческих решений   5

     1.1. Виды, формы, признаки, сущность целеполагания  в управленческих решениях  5

     1.2. Методологические подходы, принципы, факторы и условия целевой  ориентации управленческих решений  8

     1.3. Современные методы определения  целевой ориентации  управленческих  решений  11

     2. Анализ применения целевой ориентации  управленческих решений в ООО  «Стройдом» 20

     2.1. Организационно-управленческие условия,  обеспечивающие целевую ориентацию управленческих решений  20

     2.2. Оценка эффективности применяемой  целевой ориентации управленческих  решений  25

     3. Направление совершенствования  целевой ориентации  управленческих  решений в ООО «Стройдом» 29

     Заключение   33

     Литература 35 

 

      Введение 

     Актуальность  темы данной курсовой работы заключается  в исследовании выбора цели - одного из наиболее ответственных моментов в процессе выработки, ориентации и  принятия управленческих решений. В  соответствии с выбранной целью  формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность.

     Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.

     Люди  создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

     Когда идет речь о целевом начале в поведении  организации и соответственно о  целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и  другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

     Постановка  целей начинается с высшего менеджмента организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и формулировку стратегических целей компании.

     Цель - совершенствование целевой ориентации  управленческих решений в ООО  «Стройдом».

     Задачи:

     - анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу;

     - определение понятия целей, целеполагания  и управленческих решений;

     - изучение принципов, факторов  и условий целевой ориентации  управленческих решений

     - рассмотрение современных методов  определения целевой ориентации  управленческих решений;

     - проведение анализа применения целевой ориентации  управленческих решений в ООО «Стройдом»;

     - определение направлений совершенствования  целевой ориентации  управленческих  решений в ООО «Стройдом».

     Объект  – целевые ориентиры  управленческих решений.

     Предмет – принципы, приемы и методы целевой  ориентации  управленческих решений.

 

      1. Научные основы  применения целевой  ориентации управленческих  решений 

     1.1. Виды, формы, признаки, свойства, сущность  целеполагания в управленческих решениях 

     Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций  является целеполагание. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Определяется целеполагание как выбор цели функционирования организации.

     В теории управления трактовка этой функции  неоднозначна. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, с другой — эта функция не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования.

     В другой трактовке целеполагание  рассматривается как исходная стадия всего управленческого цикла, предшествующая ему; поэтому оно выносится за пределы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целеполагание стоит «вне и выше» других функций [2,с.84.].

     Но  целеполагание по своему содержанию и роли в управлении — именно управленческая функция. Это не только начальный этап управления. В ходе последующей деятельности имеет место формулировка новых целей, если выясняется неэффективность изначальных. При этом целеполагание выступает следствием иных управленческих функций, а не первым этапом управления. Специфическая обязанность руководителя — постановка целей перед исполнителями, что также входит в процесс функционирования организации.

     Функция целеполагания по своему содержанию — процесс сложный и развернутый во времени, имеющий специфические закономерности, не свойственные другим управленческим функциям. Иногда эта функция используется как основа в методе «управления по целям» (management by objectives — МВО).

     Теория  управления определяет понятие цели как системообразующий фактор организации. Цель определяет общую направленность деятельности организации, ее структуру и состав, регулирует связи между ее компонентами, интегрирует их в согласованную систему. Она же является основой стратегических решений и планирования в организации. Общий имидж организации зависит от характера целей [18,с.79.].

     Начинается  реализация функции целеполагания  с определения общей цели организации, являющейся основой ее деятельности. Для определения этой цели применяются понятия «философия компании», «политика фирмы», «миссия организации». Миссия определяет главные задачи организации, направления ее деятельности и руководства ею. Свобода в выборе миссии является залогом эффективности экономики в целом.

     Обязательным  в науке управления считается  выполнение одного правила: получение  организацией прибыли не должно формулироваться в качестве ее миссии. Прибыль — внутренняя проблема организации. Но поскольку организация является социальной и открытой системой, она сможет выжить, удовлетворяя какую-нибудь потребность, находящуюся вне ее. Миссия — это фундамент для последующей реализации функции целеполагания [14,с.106.].

     Цели  организации различаются по использующимся в них критериям.

     Главный параметр системы целей организации  — их иерархичность. По иерархическому статусу цели классифицируются на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней и индивидуальные цели исполнителей.

     Цели  среднего уровня играют большую роль в этой иерархии, поэтому существует еще одна классификация целей организации — по признаку отнесенности к основным структурным подразделениям. Это — разделение целей на производственные, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные, исследовательские, административные.

     Другое  основание классификации целей  основано на функциональном критерии. Оно характеризует в основном деятельность руководителя. Любая из его целей соотносится с определенной управленческой функцией, а система этих функций выступает основанием для еще одной типологии целей [19,с.74.].

     По  критерию временной перспективы  цели классифицируются как долгосрочные (перспективные), среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные (2-й уровень), которые задают краткосрочные цели (3-й уровень). Часто временная классификация целей тесно связана с классификацией целей по критерию их значимости. Выделяются три основных типа целей: стратегические, тактические и оперативные.

     По  содержанию выделяются экономические, организационные, научные, социальные, кадровые, технические, политехнические и иные цели. Подразделяются цели также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Классифицируются цели организаций и по признаку очередности их реализации: неотложные (особо приоритетные), первоочередные (приоритетные) и отсроченные [2,с.84.].

     Цели  подразделяются на количественные и качественные. Например, «увеличение рентабельности на 15%» — количественная цель, а «проведение структурной реорганизации административного аппарата» — качественная.

     Цели  организации разделяются также  на повторяющиеся {стереотипные) и разовые {адаптационные). Классификация по признаку приуроченности к определенным стадиям существования организации включает в себя четыре категории целей: связанные с проектированием и созданием системы управления, ее развитием, устойчивым, зрелым функционированием и завершением жизненного цикла системы.

     Рассмотренные классификации целей относятся  к их общеорганизационным критериям. Наряду с ними существуют также три основных психологических критерия их классификации.

     1. Разделение целей на глобальные (общеорганизационные), 
локальные (групповые) и индивидуальные.

     2.     Различение целей по четкости их постановки: структурированные (well-defmited goals) и неструктурированные (поп- 
structurited goals).

     3.     Различение формальных и реальных целей индивидов и 
групп, входящих в организацию (Ч. Барнард) [18,с.79.].

     Большое разнообразие и разномасштабность  рассмотренных классификаций определяют многоплановость содержания деятельности руководителя и ее сложность. 

     1.2. Методологические подходы, принципы, факторы и условия целевой ориентации управленческих решений 

     Процесс разработки и реализации управленческого решения должен быть ориентирован на достижение выработанной в компании цели. При этом цель процесса разработки и реализации управленческого решения может отличаться от цели компании, например в случае, когда управленческое решение направлено на реализацию только части цели компании. Таким образом, первичной является цель компании, а вторичной — цель управленческого решения (рис. 1). 

     

     Рисунок 1 - Схема взаимодействия целей и задач 

     Тем не менее, иногда цели управленческого решения прямо противоположны целям компании из-за непрофессионализма руководителей или специалистов («все в одной лодке, но гребут в разные стороны»)

     Цель  рассматривают как процесс и  как явление.

     Цель  компании

     Как процесс цель отражает принятую в  компании тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов  и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированные документы, касающиеся развития компании, — бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы.

     Цель  управленческого решения

     Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или  реализации управленческого решения, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции». Как явление цель также представляет собой мотивированные документы — задание на разработку управленческого решения, философия управленческого решения или стратегия управленческого решения.

     В общем виде цель должна удовлетворять  пяти условиям (рис. 2):

     • быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж);

Информация о работе Совершенствования целевой ориентации управленческих решений в ООО «Стройдом»