Современная тенденция российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:32, реферат

Описание

Современная теоретическая экономическая мысль на Западе, во-первых, все больше внимания уделяет совершенствованию форм и методов государственного регулирования на макроуровне. Это, разумеется, не означает недооценки менеджмента на микроуровне. Но теоретики и практики приходят к выводу, что успехи на микроуровнях значительно зависят от качества регулирования экономических процессов на макроуровне.

Работа состоит из  1 файл

Современная тенденция российского менеджмента.docx

— 42.90 Кб (Скачать документ)

В социально-политической жизни  происходит переход от командно-бюрократического руководства к демократии; в командной  экономике — переход к социально  ориентированной рыночной экономике, к открытой системе с экономической  свободой; в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика»  в самостоятельного субъекта хозяйственной  деятельности.

Происходящие перемены в  России представляют собой резкий поворот  судьбы в жизни каждого человека. Каждый вызов времени таит в себе для личности, предприятия, организации, страны в целом как возможности, шанс для развития, так и угрозы. Для того чтобы успешно справиться с этим беспрецедентным в жизни  нынешнего поколения вызовом, людям  нужно, кроме всего прочего, овладеть новыми знаниями в области междисциплинарных  дисциплин, научиться использовать их на практике. Важная часть этого  знания — познание теории государственного управления, науки и практики менеджмента. /

Понятие «менеджмент» —  это самостоятельная область  знаний, требующая постоянного глубокого  и вдумчивого освоения. Менеджмент представляет системную дисциплину, а еще точнее — междисциплинарную  область знаний, которую целесообразнее называть «инновационная управленческая мысль», сочетающая в себе: науку; специализированный вид деятельности и опыт; методы и формы управления; профессионалов-менеджеров; ноу-хау, преумножаемое организационно-управленческим искусством.

Человек в системе менеджмента  притязает и ожидает по поводу: содержания, смысла и значимости работы; творческого характера работы и  ее увлекательности; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени  ответственности и риска; престижности и статуса работы; безопасности и  условий на работе; признания и  поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развития; отношений между членами организации. Для этой цели составляется модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к организации1.

Организация в свою очередь  ожидает от человека и надеется, что он проявит себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член организации, способствующий успешному  ее функционированию и развитию; человек, обладающий определенными личностными  и моральными качествами; член коллектива, способный создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения  с коллегами; член организации, разделяющий  ее ценности; специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный организации и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, готовый, осуществлять ее качествен но; член организации, способный запять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; сотрудник, поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения.

Совокупность ожиданий организации  по отношению к человеку, а также  значимость для организации каждого  отдельного ожидания могут существенно  различаться. При этом в рамках одной и той же организации по отношению к различным субъектам могут возникать различные комбинации ожиданий. В этих условиях можно предложить единую универсальную модель ожидания организации по отношению к человеку. По-видимому, можно предложить аналогичную модель ожидания человека по отношению к организации.

В связи с этим существует научная проблема стыковки как этих двух макромоделей, так и микромоделей по различным комбинациям ожиданий внутри организации. Для этой цели могут  быть использованы методы моделирования  информационных технологий. Данный метод  моделирования может быть использован  как для выявления причин и  факторов возникновения конфликтов, так и для выбора путей и  методов их разрешения.

В государственном образовательном  стандарте высшего профессионального  образования важнейшее место  принадлежит проблемам макроэкономики, экономики и социологии труда, экономики  и управления на предприятии, менеджмента, государственного и муниципального управления, коммерции и маркетинга.. Но в процессе формирования учебных  планов и выбора технологии взаимоувязки учебных дисциплин, например государственного и регионального управления, менеджмента и маркетинга, возникает ряд методических и содержательных трудностей, связанных с наполнением учебно-методических программ применительно к рабочим местам будущих специалистов и соответствующим специальностям и специализациям./

Учебно-методическое решение  этих вопросов требует четкого методологического  ответа, в чем общность, а в  чем различия реальных условий для формирования качественно нового частного и коммерческого сектором в этих отраслях.

Концептуальная интерпретация  идеи развития двух секторов позволяет  сделать фундаментальный вывод, что по законам гиперболической  кривой развивается государственный  сектор, управление которым осуществляется работниками системы государственной  службы. Деятельность этой службы организуется на основе соответствующих законов, принципов и требований. Поскольку  процессы управления государственным  сектором, предприятиями кипенными  и унитарными — это реализация складывающихся производственных общественных отношений в определенных целях, то здесь приходится иметь дело с  государственным и региональным управлением, которому присущи свои ценности, стиль и методы работы и т.д.

Что касается негосударственного, частного, коммерческого сектора  в разнообразных сферах деятельности, где формируются иные производственные отношения, то здесь вузам приходится иметь дело с теорией и практикой  современного менеджмента горизонтальных структур.

Следующим принципиальным концептуальным положением развития высшего экономического образования в России является системный  ресурсно-потенциальный подход к  формированию, функционированию различных  секторов экономики, пропорционально-сбалансированное их развитие. Для этой цели специалисты  экономического профиля должны уметь  прогнозировать системное развитие как государственного и негосударственного секторов, так и отдельных социально-экономических  систем как производственных, так  и непроизводственных.

Можно ли считать, что английское понятие «менеджмент» и русское  «управление» и, соответственно, «менеджер» и «руководитель» — это одно и  то же? Если исходить из смысла семантики, то, пожалуй, да. Вместе с тем есть и существенные отличия как в трактовке и применении этих понятий, так и в сущности.

Когда говорят американцы или европейцы о менеджменте, то они почти всегда подразумевают  менеджера — человека, субъекта управления, действующего в рыночных структурах. Когда же говорят о  менеджере, то, как правило, имеют  в виду менеджера-профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста.

Что касается общей системы  государственного управления, то во многих развитых странах применяют термин «администрация», «администрирование», который в большей степени  отражает как обезличенную систему  управления, так и административную государственную службу, которая  функционирует в органах государственного управления.

В понятийном аппарате зарубежного  управления понятие «менеджмент» очень  часто соседствует с понятием «бизнес». Он как деятельность направлен  па получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями.

Но бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен  — это тот человек, который  «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего  доход. Бизнесмен — деловой человек, у которого нет подчиненных, или  крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности  в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит  членом ее правления.

Менеджер же обязательно  занимает постоянную должность, в его  подчинении находятся люди. Более  частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое  дело, принимая па себя личный риск.

Если менеджер тяготеет к  бюрократическому стилю руководства, придерживается рационализма, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Но они стираются  в условиях, когда менеджер придерживается предпринимательского стиля управления.

Российским ученым по менеджменту  предстоит изучить ценности, характерные  для культуры Запада и Востока, и  на их основе построить стройную систему  ценностей и сформулировать этические  нормы для российских менеджеров, бизнесменов и предпринимателей. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Современный менеджмент — это  комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства  в России, созданием конкурентных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок  для активизации деятельности физических и юридических лиц на основе экономической  свободы и ответственности.

Менеджмент представляет сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов, отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой  науки.

Современный менеджмент представляет особый тип гибкой организационной  системы управления коммерческими  организациями и негосударственными предприятиями, связанными с условиями  и особенностями рыночной экономики. Современный менеджмент рассматривается  как особая динамическая организация  управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту  в рыночной экономике. Он представляет собой гибкую систему предприимчивого  и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.

Менеджмент можно представить  как сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое  явление, процесс деятельности, имеющий  дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой  науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т.е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.

Менеджмент характеризуется  определенными тенденциями развития, которые можно рассматривать  с двух точек зрения. Во-первых, это  объективные тенденции, тормозящие или ускоряющие развитие. Следовательно, менеджмент характеризуется определенным потенциалом. Поэтому необходимо своевременно выявлять объективные тенденции  и умело их использовать в процессе управления. Потенциал определяется возможностями и объемом используемых ресурсов (материальных, финансовых, производственных, трудовых, информационных, организационных), структурой ресурсов и уровнем их использования.

Во-вторых, менеджмент рассматривается  как элемент культуры, системы  ценностей и убеждении. Современный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие человека и общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения. Сердцевиной современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская экономика. Поэтому главная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

Менеджмент формирует  кадры, устанавливает систему отношений  между людьми, включает их в созидательный  процесс коллективной трудовой деятельности. Важнейшая задача менеджмента состоит  в содействии развитию персонала, его  обучению и гарантии роста. Каждый человек  имеет многоплановую структуру  личности, выступая в качестве разумного  и сознательного субъекта. Поэтому  любой человек обладает конкретными  потребностями, целями, относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.


Что касается общей системы  государственного управления, то во многих развитых странах применяют термин «администрация», «администрирование», который в большей степени  отражает как обезличенную систему  управления, так и административную государственную службу, которая  функционирует в органах государственного управления.

В понятийном аппарате зарубежного  управления понятие «менеджмент» очень  часто соседствует с понятием «бизнес». Он как деятельность направлен  па получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции  и услуг. Значит, менеджмент бизнеса  — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями.

Но бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен  — это тот человек, который  «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего  доход. Бизнесмен — деловой человек, у которого нет подчиненных, или  крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности  в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит  членом ее правления.

Информация о работе Современная тенденция российского менеджмента