Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:02, курсовая работа
Формирование новой системы социального порядка в российском обществе повышает роль и ответственность современного руководителя в государственной службе. В условиях, когда на смену государственности, основанной на жесткой централизации, приходит управление по принципу служения государства обществу, актуализируется значение личностных факторов профессиональной деятельности государственных служащих.
Введение
Личность как субъект управления
Качества современного руководителя
Правила хорошего руководства
Признаки слабого руководителя
Стили руководства персоналом в государственной службе
Понятие стилей управленческого воздействия
Характерные признаки различий основных стилей руководства
Связь стиля управления с особенностями личности руководителя
Демократический стиль как фактор эффективного управления
Заключение
Список использованной литературы
Различают стиль общий и индивидуальный.
Общий стиль – это, можно сказать, стиль нормативный, т.е. общепризнанный, проявляющийся в главных своих чертах повсеместно, в широких масштабах, разделяемый и поддерживаемый обществом.
Под индивидуальным стилем понимается общий стиль, преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и качествами соответствующих руководителей и должностных лиц. Существуют точки зрения, в соответствии с которыми идет психологизация стиля управления, когда все сводится к качествам человека. Особенно волевым, его напористости, энергии и силовым потенциям. В научной литературе выделено несколько стилей управления: директивный (административно-директивный, автократический, авторитарный), демократический (коллегиальный, корпоративный) и либеральный. Стиль руководства в контексте управления определяют как привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным в целях побуждения их к достижению целей организации.
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Разделение полномочий | ||
Все полномочия
руководитель сосредоточивает в своих
руках.
Устанавливает жесткий контроль |
Разделение
власти, участие работников в управлении.
Частичное делегирование полномочий |
Минимальное участие
в управлении.
Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям сверху. |
Ответственность | ||
Вся ответственность возложена на руководителя | Ответственность частично может быть разделена с подчиненными | Руководитель стремится уменьшить свою ответственность |
Принятие решения | ||
Принимает и отменяет решения единолично | Руководитель советуется с подчиненными | Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других |
Отношение к самостоятельности подчиненных | ||
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение | Поощряет самостоятельность подчиненных | Руководитель предоставляет подчиненным возможность полнейшей самостоятельности |
Методы руководства | ||
Приказание и волевое давление со стороны руководства | Обращение к подчиненным за советами, убеждение служит примером вежливости | Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчиненных |
Контроль | ||
Вмешивается в дела подчиненных, критикует | Отмечает успехи, ненавязчиво контролирует | Контролирует от случая к случаю |
Отношение к критике | ||
Относится отрицательно, отторгает ее | Прислушивается, делает надлежащие выводы | Выслушивает, но выводов не делает |
Отношение к нововведениям | ||
Положительно реагирует на свои нововведения | Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор | Избегает всего нового |
Контакты с подчиненными | ||
Амбициозен, держит своих подчиненных на расстоянии | Регулярно общается с ними, дает и получает информацию | Испытывает трудности в общении |
Оценка себя | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу | Не проявляет превосходства | Занимает позицию зависимого, часто идет на поводу |
Продуктивность работы в отсутствие руководителя | ||
Снижается | Не хуже | Даже лучше |
2.3.
Связь стиля управления
с особенностями
личности руководителя
Авторитарный стиль руководства, и поныне не изжитый в практике государственной службы, жестко делит служебные роли на тех, кто должен приказывать, навязывая свою волю исполнителям, и тех, кто должен исполнять. Это накладывает отпечаток и на характер взаимоотношений руководителя и подчиненного, и на поведение того и другого, порождает и поощряет такие черты первого, как властная категоричность, непоколебимая вера в свое безусловное превосходство над подчиненными, волюнтаризм и пренебрежение чужым мнением, а во внешних проявлениях – окрик, грубость, попрание человеческих достоинств тех, кто занимает более низкое положение по служебной лестнице и от кого, в свою очередь требуется лишь беспрекословное слепое исполнение приказов начальства и безоговорочное повиновение. Такой стиль управления освобождает руководителя от необходимости помнить о требованиях служебной морали и делового этикета.
Директивным
признается стиль, который отличается
чрезмерной централизацией власти, приверженностью
к единоначалию в гипертрофированных
формах, самовластным решением большинства
не только крупных, но и сравнительно мелких
вопросов жизни коллектива, сознательным
ограничением контактов с подчиненными.
2.4.Демократический
стиль как фактор
эффективного управления
Демократический стиль предполагает предоставление подчиненными самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и заботу об их потребностях. Демократизация всех сторон жизнедеятельности российского общества коснулось и государственной службы, актуализировав потребность в таком типе руководителя, который ориентировался бы не на задачу, а на человека и сочетал в себе способности практика – организатора, теоретика-аналитика и психолога-воспитателя – строителя принципиально иных нравственных отношений в подчиненном ему коллективе.
Руководитель, ориентированный на человека, строит взаимоотношения с подчиненными на основе взаимного уважения, доверия и взаимопомощи, избегает мелочной опеки. Формального и профессионального авторитета такому руководителю недостаточно. Чтобы эффективно руководить людьми ему надо владеть искусством воспитания и обладать личным авторитетом. Личный авторитет руководителя может покоиться только на фундаменте высоко нравственной культуры в единстве трех его компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающего наличие таких личных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, гражданам, окружающим, к самому себе; культура поведения, как воплощения нравственных убеждений и установок, в конкретных поступках, в определенных формах этикета.
Либеральный стиль отличают рассогласованность деятельности, бесконечные увязывания личностных интересов и амбиций, много говорение, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны.
Кроме указанных, выделяют:
Разумеется,
что в чистом виде ни один стиль
управления не проявляется. Чаще всего
имеет место сочетание, смешение
стилей при явном преобладании какого-либо
одного. Естественно также, что свойство
стиля управления, складывающегося в его
системе и подсистемах, напрямую зависит
от качеств лиц, занятых в управленческих
процессах.
Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его обратную направленность к выполнению определённых видов работ и сферам деятельности. В сфере управления типизация личностей играет важное значение в совместном анализе с мотивацией и поведением в социальной группе.
Темперамент – очень важная психологическая характеристика личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приёмов работы с конкретным человеком.
Черты
характера определяют
Направленность личности – важная психологическая характеристика человека и рассматривается с точки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.
Интеллектуальные
способности характеризуют
Методы познания – инструменты, с помощью которых человек изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений.
Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением о конкретном или обобщенном объекте. Они отражают нравственные переживания человеком его реальных отношений с окружающей средой в виде эмоций.
Эмоции – конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния.
Главной
задачей службы управления персоналом
является обеспечение соответствия
качественных характеристик персонала
высшим целям организации. Стиль руководства
определяется характером задач, стоящих
перед коллективом, уровнем его развития
и личностью лидера. Совокупность своеобразных
приемов управления, манеру повседневного
поведения руководителя по отношению
к подчиненным и называют стилем руководства.
В научной литературе выделено несколько
стилей управления персоналом: директивный,
демократический, либеральный, анархический.
Разумеется, в чистом виде ни один стиль
управления не проявляется. Чаще всего
имеет место смешение стилей с преобладанием
какого- либо одного. Исторический опыт
показывает, что наиболее целесообразным,
продуктивным и ориентированным на длительную
перспективу является демократический
стиль государственного управления. Именно
он позволяет стабилизировать управленческие
процессы и поддерживать подлинно гуманные
взаимоотношения между руководителями
и подчиненными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование
Основной составляющей успешного управления в государственной службе становится инновационность. Однако следует отметить, что в сферах государственной службы где преобладают рутинные функции и решения повторяющихся стандартных задач, доминируют и традиционные бюрократические методы управления.
Главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных характеристик персонала высшим целям организации. К качественным характеристикам руководителя прежде всего относятся:
Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития и личностью лидера. Совокупность своеобразных приемов управления, манеру повседневного поведения руководителя по отношению к подчиненным и называют стилем руководства. В научной литературе выделено несколько стилей управления персоналом: директивный, демократический, либеральный, анархический. Разумеется, в чистом виде ни один стиль управления не проявляется. Чаще всего имеет место смешение стилей с преобладанием, какого- либо одного. Исторический опыт показывает, что наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным на длительную перспективу является демократический стиль государственного управления. Именно он позволяет стабилизировать управленческие процессы и поддерживать подлинно гуманные взаимоотношения между руководителями и подчиненными.
Осуществление радикальных реформ, как правило, связано с определённой дегуманизацией отношений между людьми, включёнными в различные системы управления. Ситуация в России – не исключение. Тем не менее, преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И всё более управление персоналом признаётся одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить её эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического. В процессе управления персоналом государственной службы должны применяться современные кадровые механизмы и технологии. По аспектам влияния на интересы и мотивы человека и соответственно по содержанию методы управления можно разделить на: административные, экономические, социально-политические, психологические, правовые и морально-этические. Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы и в этих пределах он должен вовлекаться в государственное управление.