Создание фирменного стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:17, реферат

Описание

"Фирменный стиль" - понятие, введенное теоретиками рекламы; за рубежом используются также термины "координация дизайна", "система идентификации", "проектирование внешнего облика предприятия" и т. д. Явление же, обозначаемое как фирменный стиль, - это целый ряд приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и т. д.), которые обеспечивают, с одной стороны, некоторое единство всех изделий фирмы, воспринимаемое наблюдателем (не только потенциальным покупателем), а с другой - противопоставляет фирму и ее изделия конкурентам и их товарам.

Содержание

1. Понятие, сущность и задачи фирменного стиля
2. Современные подходы к разработке фирменного стиля организации

Работа состоит из  1 файл

Создание фирменного стиля.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)
 

1. Понятие, сущность  и задачи фирменного  стиля

2. Современные подходы  к разработке фирменного  стиля организации 

1. Понятие, сущность  и задачи фирменного  стиля 
 

     "Фирменный  стиль" - понятие, введенное теоретиками  рекламы; за рубежом используются  также термины "координация дизайна", "система идентификации", "проектирование внешнего облика предприятия" и т. д. Явление же, обозначаемое как фирменный стиль, - это целый ряд приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и т. д.), которые обеспечивают, с одной стороны, некоторое единство всех изделий фирмы, воспринимаемое наблюдателем (не только потенциальным покупателем), а с другой - противопоставляет фирму и ее изделия конкурентам и их товарам.

     В систему фирменного стиля входят следующие элементы:

     - товарный знак (фабричная, торговая марка) - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров данной фирмы от изделий других фирм;

     - логотип - специально разработанное,  оригинальное начертание полного  или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы);

     - фирменный блок - объединенные в  композицию знак и логотип,  а также разного рода поясняющие  надписи (страна, почтовый адрес,  телефон и телекс) и нередко  "фирменный лозунг", как бы  выражающий коммерческое и техническое кредо фирмы ("Чтобы вы могли больше летать" - у авиакомпании "Люфтганза"; "Мы вводим науку в практику" - у фирмы "Рокуэлл"; "Люди с широким кругозором" - у фирмы "Хитачи" и т. д.);

     - фирменный цвет (цвета);

     - фирменный комплект шрифтов;

     - фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстрации и т. д.).

     Фирменный стиль, таким образом, является особой разновидностью языка (в широком  смысле термина "язык"), которым  фирма обращается к своим действующим  и потенциальным покупателям. Опознавание фирмы и напоминание о тех положительных эмоциях, которые испытал человек, воспользовавшись ее товарами или услугами в прошлом, - вот одна из важнейших задач, на которую ориентирован фирменный стиль. "Обеспечивая идентификацию предприятия, фирменный стиль тем самым косвенно гарантирует высокое качество его товаров или услуг. Он служит свидетельством того, что предприятие работает образцово, поддерживая порядок во всем: как в производстве, так и в сопутствующей ему деятельности, не стремясь скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции".

     В известной степени фирменный  стиль - это отражение своеобразия  работы фирмы, ее технической и торговой политики, порой даже внутренней организации. Изделия фирменного стиля (т. е. оформленные  при использовании фирменных цветов и других элементов) помогают фирме завоевывать популярность, а значит и обеспечивают сбыт новых партий товара. Но все это случится лишь тогда, когда товары фирмы и ее услуги являются действительно высококлассными. Плохой товар, обманувший ожидания покупателя, немедленно соотносится с фирменным стилем, и теперь уже этот стиль превращается из притягивающего знака в отталкивающий: "Осторожно, возможен брак!". Нет нужды говорить, насколько такая метаморфоза способна подорвать коммерцию. И потому специалисты фирменного стиля рекомендуют сначала завоевать доверие покупателя отличной технической и коммерческой работой, а потом уже думать о введении фирменных цветов, лозунга и т. д. Ибо в противном случае окажется, что немалые средства, затраченные на разработку и введение фирменного стиля, буквально выброшены на ветер.

     Основную  функцию идентификации в фирменном  стиле несет товарный знак, поэтому  приведем несколько требований, которым  он должен соответствовать:

     - простота, то есть минимум линий,  отсутствие мелких деталей и всего, что мешает быстрому и точному запоминанию;

     - индивидуальность, которая должна  обеспечить отличие и узнаваемость  знака, но отнюдь не превращаться  в "похожесть" знака на  основное изделие фирмы (в практике  отечественных предприятий широко распространена эта ошибка: руководители требуют, чтобы, если предприятие выпускает автомобили, знак был похож на автомобиль, а если оно продает виноград или изделия из него, - то на виноградную гроздь; такие знаки плохо запоминаются и не выполняют своей различительной функции);

     - привлекательность, то есть отсутствие  отрицательных эмоций, вызываемых  знаком (необходимо следить, чтобы  товарный знак фирмы, выступающей  на внешнем рынке, не задевал  национальных, религиозных и других  чувств людей в различных странах);

     - охраноспособность, то есть возможность  зарегистрировать знак официально, - в частности, не могут быть  товарными знаками или использоваться  в качестве его элементов государственные  гербы, флаги или иные эмблемы  государств, правительств, международных (межправительственных) организаций, награды или иные знаки отличия, названия международных и национальных праздников и указания их дат, поскольку эти перечисленные элементы не могут быть объектом исключительной собственности (в некоторых случаях, например в силу традиции, такие элементы могут быть разрешены компетентными органами для использования, однако они все равно исключаются из правовой охраны).

     Товарные  знаки могут быть изобразительными, словесными, объемными, а также представлять собою комбинацию этих признаков. Среди изобразительных знаков все большее распространение в мировой практике получают абстрактные, позволяющие создавать запоминающиеся, оригинальные композиции, а также стилизованные цифры и буквы. Но, конечно же, знак не может быть тождествен или как-либо сходен с уже известными или заявленными для регистрации. В каждой стране, где мы хотим применять данный знак, он должен быть зарегистрирован. Необходимо помнить, что разработка нового товарного знака, намерение зарегистрировать имеющийся товарный знак в той или иной стране, - такая же важная коммерческая тайна, как контрактные цены, скидки и т. д. Дело в том, что недобросовестные лица могут зарегистрировать знак на свое имя, а потом предъявить иск и потребовать компенсации, так что в итоге фирме придется выкупать у мошенников свой собственный товарный знак! Российское законодательство, в частности, прямо запрещает использовать изображения товарных знаков до их регистрации. Это тем более важно, что процесс регистрации занимает много времени. Так, в Финляндии, где ежегодно рассматривается всего лишь около 3000 товарных знаков, срок утверждения знака, состоящего из одного или нескольких слогов, - около двух лет, а графического - до четырех.

     Многие  специалисты, не имеющие опыта внешней торговли, полагают, что марка, под которой изделие проходит в производстве (например, УКМ-3, 6-ЭМ), годится для коммерческих целей. Между тем это глубокая ошибка: многоэлементное, сочетающее то буквы, то цифры, да еще с десятыми долями название плохо запоминается, а значит, и не способно сыграть своей роли связующего звена между покупателем и продавцом. Кроме того, такие названия крайне трудно обыгрывать в рекламе, они плохо смотрятся в заголовках, да и попросту их тяжело читать.

     Иностранные фирмы уделяют разработке фирменных наименований товаров очень большое внимание, так как от звучания этого слова возникают разнообразные ассоциации, и надо позаботиться, чтобы ни на одном языке стран, в которые мы экспортируем свои товары, это название не выглядело бранно, вызывающе, неприлично или ассоциировалось с чем-то связанным с отрицательными эмоциями. Добиться такого идеального названия, конечно, непросто, но, безусловно, необходимо, тем более, что в практике отечественных внешнеторговых организаций есть отличные примеры добротной работы: "Беларусь" (тракторы), "Кардинал" и "Секунда" (часы), "Новобалт" (прессованный торф), "Лада" (автомобили), "Зенит" (фотоаппараты), "Бухара" (каракулевые шкурки и изделия из них) и т. д.

     Но  созданием хорошего фирменного названия товара дело не кончается. Такой товарный знак приходится неустанно защищать от посягательств конкурентов, потому что иначе его очень легко можно потерять. Именно так случилось со знаками "Термос" и "Аспирин" - они превратились в термос и аспирин потому, что бизнесмены недостаточно активно защищали свои права на них. Не случайно, например, всемирно известная фирма "Кока-кола" чуть ли не с первых дней своего существования выступала со многими десятками судебных исков против конкурентов, пытавшихся так или иначе воспользоваться известностью товарных наименований (знаков) "Coca-Cola" и "Coke". Часть процессов она выиграла, некоторые проиграла (тут многое зависело от законодательства стран, в которых шли процессы), - важно не это, а та настойчивость, с которой исключительное право на знак отстаивалось.

     Но  одних судебных исков мало, чтобы  сохранить фирменное название от "девальвации", которая связан с неправильным употреблением знаков (названий) в рекламе, технической  документации, статьях и т. д. На эту  сторону вопроса очень мало обращают внимания, и потому мы специально остановимся на ней.

     - Товарный знак (наименование товара) следует всегда выделять. Для  этого его нужно писать либо  в кавычках, либо прописными буквами  (например, "Фианит" или ФИАНИТ, но никогда не писать просто: фианит!), либо курсивом, полужирным шрифтом, оригинальным (скажем, рукописным) начертанием и т. д.

     - Приняв однажды какой-нибудь способ  выделения, его следует придерживаться  потом постоянно и неукоснительно, требовать такого выделения от  журналистов и издателей рекламных и иных текстов.

     - Первое употребление товарного  знака в любом тексте (объявлении, статье, пресс-релизе и т. д.) необходимо  снабжать примечанием. Например, "Фианит" и ФИАНИТ - зарегистрированные  товарные знаки В/О "Алмазювелирэкспорт" и "Лицензинторг" (пример условный). Понятно, что для этого товарный знак действительно должен быть зарегистрирован, и этим обстоятельством никак нельзя пренебречь.

     - Зарегистрированный товарный знак  необходимо, кроме примечания, снабжать  в любых текстах(по крайней мере, при первом употреблении в них) специальным значком-уведомлением R, ТМ и иным, принятым в стране, где продается товар.

     - Если товарный знак зарегистрирован  в нескольких начертаниях (например, стилизованном и обычном), то непосредственно на товарах предпочтительно наносить стилизованное изображение как более заметное, образное и запоминающееся. Необходимо следить за точностью начертания знака, поскольку человеческий глаз замечает даже ничтожные отклонения от привычного стандарта.

     - Товарный знак не склоняется. Недопустимо писать "с помощью фианитов", "благодаря  фианитам" или "технология производства "Фианитов", а только "с помощью кристаллов "Фианит", "благодаря кристаллам ФИАНИТ". Склонение провоцирует подходить к товарному знаку не как к обозначению индивидуального, исключительно только данного товара, а как к родовому имени сходных веществ: тут уж рукой подать до потери прав на знак, особенно если подобные товары стали производиться повсеместно. Отметим, кстати, что, хотя право на патент ограничено некоторым сроком, право на товарный знак, по общему правилу, не ограничено во времени (товарный знак швейных машин "Зингер" существует с 50-х гг. прошлого века).

     - Не следует (даже из самых  лучших побуждений!) употреблять  товарный знак в рекламе таким образом, чтобы он обозначал что-либо иное, кроме того, что он прямо обозначает. Не следует писать: "ФИАНИТ - это решение ваших проблем" или "ФИАНИТ - это новые возможности электроники", потому что сам по себе ФИАНИТ не является ни решением, ни возможностями, а только синтетическими кристаллами, произведенными особым способом. Поэтому более верен такой лозунг: "Там, где кристаллы ФИАНИТ, - там люди легче решают свои проблемы" или "Электроника поднимается на ;новую ступень благодаря кристаллам ФИАНИТ" (примеры условные). Это, конечно, создает определенные трудности для рекламистов-текстовиков. Но сохранение товарного знака в чистоте важнее.

     - Нельзя позволять, чтобы товарным  знаком маркировались иные товары, кроме прямо обозначенных этим  знаком и с ним непосредственно связанных. Например, недопустимо наносить знак ФИАНИТ на прибор, в котором этот кристалл использован , ибо ФИАНИТ не является эти прибором. Правильнее будет поместить на приборе, например, такое обозначение: "Использован кристалл ФИАНИТ". 

2. Современные подходы  к разработке фирменного  стиля организации 
 

     В современном менеджменте сложилась  определенная «система креативного» поведения, хотя это достаточно общая модель творческого мышления, имеющая лишь некоторое представление о процедуре креативного мышления. Основа данной модели - четыре стадии творческого процесса Грахама Уоллеса (подготовка, инкубация, озарение и верификация), выявленные им в 1926г. на основе данных самонаблюдения известных ученых (таких, как Г.Гельмгольц и А.Пуанкаре). Современная модель (была предложена Джеймсом Вебб Юнгом в 1975г состоит из пяти ступеней: подготовка, концентрация, инкубация идей, вспышки "ага-переживаний", проверка реальностью.

Информация о работе Создание фирменного стиля