Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:32, контрольная работа
Цель данной работы – изучить понятие «конфликт», описать способы его предупреждения.
Главными задачами, рассматриваемыми в рамках двух глав выделены следующие:
-изучить современную литературу по данной проблеме;
- проанализировать и дать понятие конфликту, его видам;
- рассмотреть способы предупреждения конфликта.
Введение…………………………………………………………………………….3
Определение понятия «конфликт……………………………………………...3
Понятие, сущность конфликта…………………………………………3
1.2. Классификации конфликтов....…………………………………………..8
2. Способы предупреждения конфликта………………………..…………………9
Заключение………………………………………………………………………….13Библиографический список………………………………………………………..15
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ
МЕНЕДЖМЕНТА
ЗАОЧНАЯ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Социология управления»
на тему:
«Способы предупреждения конфликта»
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка Смолина Светлана Анатольевна
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель
Кузнецов Юрий Валентинович
______________________________
Мурманск
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2. Классификации конфликтов....…………………………………………
2. Способы
предупреждения конфликта………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Весь
процесс функционирования общества
состоит из конфликтов и консенсусов,
согласия и противоборства. Социальная
структура общества с ее жесткой
дифференциацией различных
Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.
Любая
управленческая деятельность практически
всегда сопряжена с конфликтами.
И хотя в каждом определенном случае
причина конфликта совершенно конкретная,
при анализе обнаруживается, что
все они имеют общую основу:
фактическое положение дел
Конфликтные ситуации являются непременным атрибутом жизни активной, решительной, смелой и самостоятельной личности. Возникновение конфликтов в быту или на работе обусловлено изначальной природной непохожестью людей, расхождением во взглядах, мнениях, личностных позициях между ними, человеческим фактором, который не только обостряет межличностные отношения, но и обогащает их.
Цель данной работы – изучить понятие «конфликт», описать способы его предупреждения.
Главными задачами, рассматриваемыми в рамках двух глав выделены следующие:
-изучить современную литературу по данной проблеме;
- проанализировать и дать понятие конфликту, его видам;
- рассмотреть способы предупреждения конфликта.
Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход в определении конфликта состоит через противоречие как более общее понятие и прежде всего - через социальное противоречие.
Для определения понятия конфликта необходимо рассмотреть несколько различных точек зрения.
В Большой советской энциклопедии мы найдем такое понятие. Конфликт - (от лат. conflictus — столкновение)- столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
С точки зрения Семенова А.К., конфликт – это противоречие между двумя или более сторонами, т.е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона уверена в своей правоте и делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать то же самое.1
По мнению авторов учебников Кравченко А.И. и Тюриной И.О., конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами; ситуация, при которой сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. При этом каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.2
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие.3
В психологии конфликтом называют столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Под конфликтом понимают также столкновение противоположных целей, интересов позиций, мнений.4
По определению Дмитриева А.В., конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.5
Конфликт
— это факт человеческого существования.
Многие люди воспринимают историю человечества
как бесконечную повесть
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.
Конфликт (от латинского — confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия.
Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга
Суть конфликта – не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть из них решается путем конфликта. 7
Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон8.
Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. 9 Это наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Конфликт как столкновение людей, порождаемое несогласованностью, противоречиями в их интересах, целях деятельности, всегда социален по своей природе. Исходным понятием для исследования ситуаций конфликтного противостояния сторон является социальная напряженность – общественное явление, возникающее вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций субъектов социального взаимодействия (индивидов, общностей, институтов, организаций)10
Он складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы, имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты»
Большая
часть определений конфликта
предполагает противоречивость мотивов,
целей, установок, ожиданий и т. д. сторон
конфликта.
1.2.
Классификация конфликтов
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.
Обобщая мнения различных авторов, в организации можно выделить пять уровней конфликта: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальным и неформальным коллективами и т.п.Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. Таких конфликтов большинство – 70-80%.11 Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
Последствия конфликта могут
быть как функциональными (конструктивными),
вести к повышению эффективности организации,
так и дисфункциональными (деструктивными)
разрушающими сначала систему отношений
между людьми, а впоследствии вносящими
дезорганизацию в ходе производственных
процессов. Роль конфликта в основном,
зависит, от того, насколько эффективно
им управляют.
2.
СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
Ассоциируя
конфликт с угрозой, враждебностью,
многие считают, что это явление
однозначно нежелательное, что его
по возможности необходимо избегать
и немедленно разрешать, как только
он возникает. Так считали авторы,
принадлежащие к школе научного
управления, административной школе
и разделяющих концепцию