Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:40, курсовая работа
Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в
искусстве управления.
работников, и управляющий проводил беседу прямо в ходе застолья. В ходе встреч обсуждалось, как идет бизнес, какие жалобы у потребителей, как дела у конкурентов. Обсуждались в ходе встреч и вопросы занятости.
Управляющий
постоянно подчеркивал, что залогом
сохранения рабочих мест на предприятии
может быть только успех на рынке.
Информация о конкурентах, начиная
от их новых изделий до оценок новых
инвестиционных программ, также фигурировала
в ходе этих бесед. Их результатом
стало лучшее взаимопонимание между
рабочими и администрацией, лучшее
понимание работниками
Более тонким,
но от этого не менее важным является
неравенство в доступе к
Чтобы полнее раскрыть организационными средствами потенциал работников предприятия, необходимо также внести больше определенности в ожидании и перспективы
людей. Все
те изменения в организации
Прежде всего, рабочие должны четко знать, что с ростом производительности на предприятии неуклонно будет возрастать и их заработная плата.
Они также четко должны знать, что произойдет с частью из них, если выяснится, что предприятию после всех преобразований требуется уже меньше людей.
Точно так же управляющие среднего звена должны четко знать, чем им самим придется заниматься, когда выяснится, что для руководства меньшим числом рабочих требуется и меньшее число начальников.
Главным фактором снижения неопределенности в результате проведения реорганизации производства и управления поэтому является гарантия занятости работникам предприятия. Принятие такого рода обязательств руководством компании играет важную роль в реализации политики, направленной на поиск постоянных улучшений в производственных процессах. Если такого рода обязательства существуют, более безболезненными становятся и куда более радикальные сдвиги в организации производства. Кроме того, компании просто бессмысленно вкладывать средства в подготовку рабочих, в разного рода мероприятия по повышению уровня квалификации рабочих и качества человеческого капитала в целом, если на предприятиях наблюдается высокая текучесть кадров. Недавно компания «Чапаррел стил» внедрила у себя два преобразования такого рода. Во-первых, заводских рабочих теперь просят непосредственно обращаться к руководству предприятия во всех случаях, когда возникают проблемы, связанные с обслуживанием потребителей. Руководство компании просто почувствовало, что есть вопросы, в которых рабочие разбираются лучше, чем кто бы то ни был. Поэтому нет смысла перепоручать управляющим среднего уровня то, с чем лучше справятся сами рабочие. Кроме того, такой подход дает возможность руководству завода непосредственно быть в курсе событий вовремя, получать обратную связь. Другим изменением была ликвидация сбытового персонала, занимающегося реализацией изделий из высококачественных сортов стали, производство которых требует применения высоких технологий. Эти работники прошли курсы переподготовки и получили другую работу. Сбыт же такой продукции был поручен службе контроля качества. Эти люди и так уже изрядную часть своего времени тратили на виды деятельности, связанные с реализацией данной продукции, и имели опыт работы с потребителями. Роль качества настолько возросла, что для налаживания более тесных отношений с потребителями, расширения сбыта продукции деятельность службы качества стала куда более важной, чем просто умение торговать. В результате уменьшились накладные расходы, возросла общая производительность труда. И что самое главное, сбыт данного вида изделий утроился в течение нескольких месяцев, после того как произошла реорганизация.
Внимание ко всему комплексу мер по повышению качества человеческого капитала на предприятии имеет особое значение для повышения эффективности производства при внедрении новой техники.
На одном из заводов компании «Проктер энд Гембл» в течение одного года размер прибыли вырос на 17 млн дол. Из этой суммы 10 млн дол. пришлось на долю собственной более высокой производительности нового оборудования. Остальные 7 млн явились результатом совершенствования организации производства и повышения качества рабочей силы. Именно это обстоятельство позволило «Проктер энд Гембл» намного превысить расчетную пропускную способность производственных мощностей на своем заводе.
Сегодня много рассуждают о необходимости «вернуться к основам в управлении производством», к его основополагающим принципам. Это хороший совет, но только в том случае, когда сами основы производства не претерпели изменений. Сегодня мы повсеместно можем наблюдать, какие разительные изменения произошли и продолжают происходить в технике и технологии производственных процессов во всех без исключения отраслях промышленности. И хотя некоторые основополагающие принципы организации производства остались без изменений, лучше всего все же подумать, каким образом можно эффективно соединить их или, быть может, приспособить их к тем новым реальностям, с которыми приходится сталкиваться предприятию.
Как заявил один из наиболее выдающихся менеджеров современной Америки: «Я верю в политику открытых дверей: откройте дверь своего кабинета и побыстрее выметайтесь из него». Руководители могут научиться многому, посещая заводы других фирм того же профиля, исследовательские лаборатории своей корпорации, предприятия поставщиков технологического оборудования и производителей мирового класса, общаясь с потребителями своей продукции.
Помните: необходимо изучать поведение других, концентрируя при этом свое внимание на проблемах собственного производства.
2.4 Способы привлечения персонала к управлению
Эту проблему
рассмотрим сквозь призму другой, более
широкой, проблемы самостоятельности
подчиненных как обладающей наиболее
сильным мотивационным
Определенная
степень самостоятельности
Более высокой
ступенью развития самостоятельности
следует считать
Ориентация
на индивидуальную организацию труда
исчерпала себя на рубеже 50 —60-х
гг. К этому времени резервы
повышения интенсивности труда
оказались исчерпаны. Она была доведена
до физиологического максимума. Как
альтернативная начинает использоваться
групповая форма организации
труда в организациях социотехнического
типа.
Поскольку трудовые взаимоотношения между
рабочими детерминированы профессией
(специальностью) и технологическим процессом,
переход к групповой организации труда
сопровождался изменениями в технологии
и производственной технике. Так, реорганизация
конвейерного производства на автомобильных
заводах "Вольво" и "СААБ" в 70-е
гг. позволила на основе стендовой сборки
перейти к созданию автономных (полуавтономных)
групп на отдельных, законченных участках
сборки. Создаются так называемые производственные
ячейки, включающие весь набор машин, оборудования
и работников. Каждая такая ячейка становится
ответственной за часть производственного
или сборочного процесса. Конкретный продукт
или деталь выходят из каждой ячейки в
готовом виде.
Автономная рабочая группа (в составе
7—12, до 25 человек) создается лишь в тех
случаях, когда она в состоянии выполнять
отдельный, законченный цикл работ, при
этом отсутствует жесткая закрепленность
работников за фиксированным рабочим
местом (в целях обеспечения взаимозаменяемости
работников), существует возможность измерить
результат работы бригады (объем и качество).
С введением групповой формы организации труда (при любой форме заработной платы) возникает функциональная зависимость между оплатой членов бригады. При создании бригады по принуждению "сотрудничество" ее членов осуществляется в виде давления на отстающих, прежде всего — новичков. В случае добровольно организованной бригады необходимым становится перманентное изменение ее состава путем отсева отстающих, набора новых работников. Происходит переход от самоконтроля отдельного работника (как при индивидуальной сдельщине) к контролю со стороны организованных в автономные группы рабочих за мерой интенсивности труда, качеством продукции, дисциплиной и пр. Р. Акоффом они отнесены к системам "автократия целей — демократия средств": их цели или задачи предписаны, но они вправе выбирать средства, какие сочтут нужными. При коллективном подряде высшего типа работники сами определяют количественный состав бригады, необходимый для выполнения установленного задания.
С введением
групповой формы организации
возникает эффект кооперации, усиленный
коллективной ответственностью рабочих
за результаты труда, которая и заставляет
их практиковать совмещение профессий,
взаимозаменяемость, чередование видов
работ (ротация рабочих постов). В
условиях групповой формы организации
труда расширяются и
В 1986 г. обследование 1600 компаний показало, что более 8% из них использовали различного типа самоуправленческие структуры. Групповой подход к организации позволил повысить производительность труда от 60 ДО 600%.
Самоуправляемая рабочая группа обладает определенной самостоятельностью в решении некоторых вопросов организации собственной работы (планирование, составление графиков производств, поставка материалов и доставка готовых изделий, определение темпа работы, режимов труда и отдыха и пр.). Таким образом, рабочие привлекаются к принятию решений, которые традиционно входят в компетенцию низового звена управления. В этих условиях мастерам делегируются функции среднего звена — координация работы различных групп, их взаимоотношений с функциональными службами — и что весьма важно — возрастают чисто консультативные функции (техническое консультирование, планирование производства и пр.). Становление производственного самоуправления приводит к превращению директивных органов управления в консультативные. Управляющие продают услугу не по директивному руководству, а по консультированию самоуправляющейся производственной ячейки. Однако предприниматели зачастую сопротивляются этому прогрессивному развитию. В этих условиях рабочие добиваются права избирать бригадиров и мастеров или, по крайней мере, учитывать их мнение при назначении последних.