Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения.
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, менеджмент должен выбрать правильные подходы которые, в свою очередь, должны строиться на сильных позициях и использовании возможностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Понятие стратегический менеджмент…………………………………...4
. Альтернативное описание……………………………………………...7
1.2. Принципы и тенденции стратегического управления………………..8
II. Определение стратегического менеджмента…………………………..12
1.1. Анализ окружения……………………………………………………...12
1.2. Цели и средства…………………………………………………………13
1.3. Деятельностный подход………………………………………………..14
1.4. Комбинации этих подходов…………………………………………....14
III. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента…………..19
IV. Модель и методология стратегического менеджмента…………….....23
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

(ГОУ  ВПО) 

Саратовский  государственный технический университет 

Кафедра Менеджмента, коммерции  и права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Стратегический менеджмент»

на  тему:

«Определение стратегического менеджмента

3 подхода: анализ  окружения,

цели  и средства,

деятельностный  подход, а так же

комбинации этих подходов.

Сравнение стратегического  и оперативного менеджмента» 
 
 
 

                ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                студент  гр. МНЖ № 31

                Пудовикова  Т.В.

                НАУЧНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Саратов

2011 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………..3

    I. Понятие стратегический менеджмент…………………………………...4

    1. . Альтернативное описание……………………………………………...7

     1.2. Принципы и тенденции стратегического управления………………..8

    II. Определение стратегического менеджмента…………………………..12

    1.1. Анализ окружения……………………………………………………...12

    1.2. Цели и средства…………………………………………………………13

    1.3. Деятельностный подход………………………………………………..14

    1.4. Комбинации этих подходов…………………………………………....14

    III. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента…………..19

    IV. Модель и методология стратегического менеджмента…………….....23

    Заключение…………………………………………………………………..28

    Список литературы………………………………………………………….29

 

    
 
 

   Введение  

     Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения.

     Для того чтобы добиться оптимального функционирования, менеджмент должен  выбрать правильные подходы которые, в свою очередь, должны строиться на сильных позициях и использовании возможностей.

     Наконец отметим, что, при всей важности формальных родовидовых определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

     Понимание задач и методов стратегического  менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное  сопоставление стратегического  и оперативного менеджмента.

 

   1. Понятие стратегического менеджмента 

     Термин "стратегический менеджмент" был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера, Филипа Зельцника, Игоря Ансоффа и Питера Друкера.

   Существует  десять принципиально отличных систем знаний о стратегическом менеджменте, носящих названия "Школы стратегического менеджмента":

  • Школа дизайна - формирование стратегии как процесс осмысления
  • Школа планирования - формирование стратегии как формальный процесс
  • Школа позиционирования - формирование стратегии как аналитический процесс
  • Школа предпринимательства - формирование стратегии как процесс предвидения
  • Когнитивная школа - формирование стратегии как ментальный процесс
  • Школа обучения - формирование стратегии как развивающийся процесс
  • Школа власти - формирование стратегии как процесс ведения переговоров
  • Школа культуры - формирование стратегии как коллективный процесс
  • Школа внешней среды - формирование стратегии как реактивный процесс
  • Школа конфигурации - формирование стратегии как процесс трансформации.

   Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

   Стратегический  менеджмент - разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

   Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Пять элементов  стратегии (Г. Минцберг):

  1. Стратегия как план
  2. Стратегия как позиция
  3. Стратегия как «ловкий приём»
  4. Стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель)
  5. Стратегия как перспектива.

   Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам.

   Стратегия организации - по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

   Стратегический  план - план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес - единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

   Стратегический  анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

 

   

1.1 Альтернативное описание. 

     Стратегическое  управление (СУ) — единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.

     Стратег - руководитель, имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.

     Стратегическая  цель - цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.

     Стратегия - решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов. Стратегические решения чаще всего основаны на интуиции и опыте Стратега, так как рассчитать логически все возможности и варианты развития ситуации конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний Стратега, возможно, привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо «процесс, стратегического планирования» превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.

     В более ранних определениях акцент делался на формулировании миссии и целей организации. Миссия представляет собой формулировку долгосрочного видения смысла организации и выражение сути ее деятельности. Цели в свою очередь дают более конкретное и детальное представление о предполагаемом развитии организации в той или иной сфере ее деятельности.

     Стратегия – это выражение пути достижения целей и, наконец, тактика – это конкретные планы действий.

     Позднее сформировался взгляд на стратегический менеджмент как на процесс оценки сильных и слабых сторон организации, рыночных внешних возможностей и угроз и формирования на их основе пути достижения устойчивой конкурентоспособности компании.

     В одной из последних книг по стратегическому  менеджменту вводится следующее  определение:

     Стратегия – это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее хозяйственной деятельности. «Хорошая» стратегия – это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны.

     В этом определении специального пояснения  требует термин «результаты хозяйственной  деятельности». В англоязычной литературе используется выражение «organizational performance», которое очень часто и переводят  как термин «результаты хозяйственной деятельности». Прямое же значение слова «performance» - исполнение. В том смысле как это, например, применяется в спорте, когда говорят об исполнении прыжка или упражнения. В театре можно говорить об исполнении балета, пьесы или отдельного танца.

     Именно  в этом смысле употребляется слово  «performance» - как исполнение организацией своей миссии или роли на рынке. Англоязычный термин намного шире, чем его русский  перевод «результаты хозяйственной  деятельности». Поэтому предыдущее определение можно было бы переформулировать следующим образом.

     Стратегия – это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ. 

1.2. Принципы и тенденции стратегического управления. 

     Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей  бизнеса фирмы;

- анализ внешней  среды фирмы;

- анализ ее  внутренней обстановки;

- выбор и разработка  стратегии фирмы;

- анализ портфеля  диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

- выбор степени  интеграции и систем управления;

- управление  комплексом «стратегия - структура  – контроль»;

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее  деятельности;

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании;

- совершенствование  стратегии, структуры, управления.

     Можно выделить основные принципы и тенденции  стратегического управления предприятиями  в современных российских условиях.

Информация о работе Сравнение стратегического и оперативного менеджмента