Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:17, курсовая работа
Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения.
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, менеджмент должен выбрать правильные подходы которые, в свою очередь, должны строиться на сильных позициях и использовании возможностей.
Введение……………………………………………………………………..3
I. Понятие стратегический менеджмент…………………………………...4
. Альтернативное описание……………………………………………...7
1.2. Принципы и тенденции стратегического управления………………..8
II. Определение стратегического менеджмента…………………………..12
1.1. Анализ окружения……………………………………………………...12
1.2. Цели и средства…………………………………………………………13
1.3. Деятельностный подход………………………………………………..14
1.4. Комбинации этих подходов…………………………………………....14
III. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента…………..19
IV. Модель и методология стратегического менеджмента…………….....23
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы……………
Различаются и временные масштабы планирования и управления. Стратегическое планирование ориентируется на длительные временные промежутки, обычно три - пять лет, в то время как оперативное управление нацелено на решение задач, которые требуют недель или месяцев работы.
Между стратегическими и оперативными решениями существует тесная связь. Оперативные решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей. Поэтому стратегия формулируется в более общих чертах, менее детализировано, чем оперативные цели.
Различается
и использование человеческих ресурсов
в стратегическом планировании и
оперативном управлении. Стратегическое
управление осуществляется высшим управленческим
персоналом. Часто требует привлечения
внешних и внутренних консультантов. Велика
роль также групп людей, заинтересованных
в успехе организации или пытающихся повлиять
на процесс, стратегического управления -
так называемых групп поддержки. Затраты
на человеческие ресурсы в процессе стратегического
управления высоки. Оперативное управление
осуществляется средним и линейным управленческим
персоналом, и затраты на него включаются
в затраты на заработную плату.
3.
Сравнение стратегического
и оперативного менеджмента.
Стратегический и оперативный менеджмент различается и с точки зрения требований к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены большим промежутком времени с принятием решения, и поэтому причины, например неудачи, достаточно легко анализировать.
Стратегические
и оперативные решения
Риск при принятии стратегических решений несоизмеримо выше по сравнению с возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды.
Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени.
Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако, в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития.
Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ.
Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры.
Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды.
В
качестве важнейшего фактора успеха
стратегический менеджмент рассматривает
человеческие ресурсы организации
и использование скрытых резервов организационной
культуры.
Таблица
1 Основные отличия стратегического и
оперативного менеджмента
Стратегический менеджмент | Оперативный менеджмент |
мягкие проблемы | жесткие проблемы |
планирование на 3-5 лет | планирование на недели, месяцы |
высший управленческий персонал | средний и линейный управленческий персонал |
ориентация на корпоративные цели | ориентация на локальные цели |
риски от неправильных решений высокие | риски от неправильных решений низкие |
Таблица 2. Сравнение стратегического и оперативного управления
Характеристика | Оперативное управление | Стратегическое управление |
Миссия, предназначение | Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации | Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц |
Объект концентрации внимания менеджмента | Взгляд внутрь
организации, поиск путей более
эффективного использования
ресурсов |
Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении |
Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основа построения системы управления | Функции и организационные
структуры, процедуры, техника и технология |
Люди, системы информационного обеспечения, рынок |
Подход к управлению персоналом | Работники - это ресурс организации, это исполнители отдельных работ и функций | Работники - это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия |
Критерий эффективности управления | Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала | Своевременность
и точность реакции организации
на новые запросы рынка и |
4. Модель и методология
стратегического
менеджмента
Эта модель является обобщением сложного и многостороннего процесса стратегического менеджмента, который рассматривается в книге. В самом общем виде ее шаги представлены на рис. 1.
Каждый
из этих шагов представляет собой
систему действий, состоящую из многих
взаимосвязанных элементов. Детально
содержание модели мы рассмотрим в
последующих главах, сейчас же выделим
предпосылки или
Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.
Сбор информации. Организации необходимы достаточное количество каналов поступления информации, как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.
Эмпирические исследования. Стратегический менеджмент - высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей, как локальных процессов, так и разработки "глобальных" стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом.
Однако
даже на первый взгляд незначительные
отличия контекста могут быть
решающими факторами для
Рис. 1. Основные
шаги модели стратегического менеджмента
Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.
Принятие решений. Процесс стратегического менеджмента - это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.
Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать "правильно" - т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт - "харизмы", умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на; предпринимательских взглядах.
Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.
Стратегические альтернативы. Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов — одна из важнейших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям.
Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.
Оптимизация
использования ресурсов.
Осуществление
стратегии и контроль.
Информация о работе Сравнение стратегического и оперативного менеджмента