Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:12, курсовая работа
Целью настоящей работы: проведение сравнительной характеристики японского и российского менеджмента.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать российскую модель менеджмента
- рассмотреть особенности японской модели менеджмента
- провести сравнительную характеристику японской и российской моделей менеджмента.
Введение………………………………………………………………………… 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ИХ ОСОБЕННСОТИ……………………………………………………………….. 4
1.1 Становление и развитие менеджмента в России……………………4
1.2 Культура труда в России……………………………………………. 8
1.3 Специфика российского менеджмента……………………………..10
2 ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………16
2.1 Особенности японского менеджмента……………………………...19
2.2 Система контроля…………………………………………………….24
2.3 Пожизненный найм…………………………………………………..27
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………….35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ИХ ОСОБЕННСОТИ…………………………………………………
1.1
Становление и развитие
1.2
Культура труда в России…………………
1.3 Специфика российского менеджмента……………………………..10
2 ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………16
2.1
Особенности японского
2.2
Система контроля……………………………………
2.3
Пожизненный найм……………………………………
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………….30
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент-это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской и, конечно же, российской модели менеджмента.
Успех работы организации обеспечивают занятые в ней работники. Поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с кадровой составляющей-персоналом. В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом, свойственных современному, и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. Изменения в принципах управления персоналом должны быть направлены в первую очередь на реализацию политики мотивации работников, приобретающей решающее значение в современных условиях. Поиски соответствующих мотиваторов,которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев. За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно. В течение многих десятилетий в нашей стране административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Отличие менеджмента управления в Японии от большинства стран Европы и Америки заключается, прежде всего в своей направленности: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий-повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимилизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто ступил на стезю менеджмента.
Целью настоящей работы: проведение сравнительной характеристики японского и российского менеджмента.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать российскую модель менеджмента
- рассмотреть особенности японской модели менеджмента
- провести
сравнительную характеристику
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Начиная с ХVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшения ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский ( кабинет-министр с 1738г. по 1740г.), В.Н. Татищев ( главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях ( с 1730г. по 1740г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А.Столыпина. С 1906г. он совмещал две должности – министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
В 30-егг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность- инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Начиная с 1957г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пересечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических
методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И.Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:
-
реформа системы управления
- реформа системы управления 1979г.
-
ускорение социально-
В
связи с произошедшими
1 внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
2
быстрый переход к рынку без
какого-либо государственного
3
создание системы управления
на основе регулируемой
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку.
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако,
несмотря на принятые меры, не удалось
приостановить развала
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
Основная проблема состоит в следующем: должна ли Россия слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике? Заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.
Старая парадигма управления в России в течении 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:
-закрытостью
хозяйственного комплекса
-критерием
на социальную ориентацию, на
общественную собственность и
справедливое разделение по
-крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию производства.
-централизацией и бюрократизацией управления.
В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие процессы как:
-интеграция хозяйства России в мировую экономику.
-формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем.
-гибкое
сочетание методов
-использование
рыночных и административных
методов управления
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Подход
с позиций человеческого
1.2
Культура труда в России.
Культура труда в России связана с советской моделью, построенной на принципах научной организации труда и созданной советскими учеными А.К. Гастевым, А.Ф. Журавским и др. Это модель основывалась на методах « школы научного управления» Ф.У. Тейлора и вобрала в себя многие достижения зарубежного менеджмента.
Информация о работе Сравнительная характеристика японского и российского менеджмента