Сравнительная характеристика японского и российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы: проведение сравнительной характеристики японского и российского менеджмента.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать российскую модель менеджмента
- рассмотреть особенности японской модели менеджмента
- провести сравнительную характеристику японской и российской моделей менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ИХ ОСОБЕННСОТИ……………………………………………………………….. 4
1.1 Становление и развитие менеджмента в России……………………4
1.2 Культура труда в России……………………………………………. 8
1.3 Специфика российского менеджмента……………………………..10
2 ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………16
2.1 Особенности японского менеджмента……………………………...19
2.2 Система контроля…………………………………………………….24
2.3 Пожизненный найм…………………………………………………..27
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДИМА.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………… 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ИХ ОСОБЕННСОТИ……………………………………………………………….. 4

     1.1 Становление и развитие менеджмента  в России……………………4

     1.2 Культура труда в России……………………………………………. 8

     1.3 Специфика российского менеджмента……………………………..10

2 ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ………………………………16

     2.1 Особенности японского менеджмента……………………………...19

     2.2 Система контроля…………………………………………………….24

     2.3 Пожизненный найм…………………………………………………..27

3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...33

Список используемой литературы…………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Менеджмент-это  вид деятельности человека, который  имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской и, конечно же, российской модели менеджмента.

     Успех работы организации обеспечивают занятые  в ней работники. Поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с кадровой  составляющей-персоналом. В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом, свойственных современному, и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. Изменения в принципах управления персоналом должны быть направлены в первую очередь на реализацию политики мотивации работников, приобретающей решающее значение в современных условиях. Поиски соответствующих мотиваторов,которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев. За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно. В течение многих десятилетий в нашей стране административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

     Отличие менеджмента управления в Японии от большинства стран Европы и Америки заключается, прежде всего в своей направленности: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий-повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимилизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

       Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто ступил на стезю менеджмента.

Целью настоящей работы: проведение сравнительной  характеристики японского и российского  менеджмента.

Задачи  курсовой работы:

-охарактеризовать российскую модель менеджмента

- рассмотреть  особенности японской модели  менеджмента

- провести  сравнительную характеристику японской  и российской моделей менеджмента.

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА  В РОССИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 

   
    1. Становление и развитие менеджмента в России.
 

     Начиная с ХVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшения ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский ( кабинет-министр с 1738г. по 1740г.), В.Н. Татищев ( главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях ( с 1730г. по 1740г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А.Столыпина. С 1906г. он совмещал две должности – министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

     В 30-егг. была проделана большая научная  и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом  которой был выход в свет первого  советского учебника по организации  производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность- инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

     В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

     В послевоенный период времени возобновилась  научная и практическая работа в  области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пересечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических

методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И.Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

     Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965гг., по вопросам совершенствования  системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

     - реформа системы управления экономикой 1965г.

     - реформа системы управления 1979г.

     - ускорение социально-экономического  развития (1986г) и переход к рыночным  отношениям ( с 1991 г. и по настоящее  время).

     В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссия, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

     1 внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;

     2 быстрый переход к рынку без  какого-либо государственного регулирования;

     3 создание системы управления  на основе регулируемой рыночной  экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

     Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку.

     По  итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы  управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой  было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

     Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики  России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

     В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный  менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

     Основная  проблема состоит в следующем: должна ли Россия слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике? Заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.

     Старая  парадигма управления в России в  течении 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

     -закрытостью  хозяйственного комплекса страны и ориентацией на народнохозяйственную эффективность.

     -критерием  на социальную ориентацию, на  общественную собственность и  справедливое разделение по результатам  труда.

     -крайней  политизацией, вызвавшей монополизацию  и концентрацию производства.

     -централизацией и бюрократизацией управления.

В новой  парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие  процессы как:

     -интеграция  хозяйства России в мировую  экономику.

     -формирование  и функционирование рыночных  хозяйственных субъектов как  открытых систем.

     -гибкое  сочетание методов государственного  управления и рыночного регулирования.

     -использование  рыночных и административных  методов управления предприятиями  различных направлений деятельности  и форм собственности.

     Российское  предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

     Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и  стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость  использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

     Подход  с позиций человеческого фактора  для России, имеющей многолетний  опыт административно-бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен. 

     1.2 Культура труда в России. 

     Культура  труда в России связана с советской  моделью, построенной на принципах  научной организации труда и  созданной советскими учеными А.К. Гастевым, А.Ф. Журавским и др. Это модель основывалась на методах « школы научного управления» Ф.У. Тейлора и вобрала в себя многие достижения зарубежного менеджмента.

Информация о работе Сравнительная характеристика японского и российского менеджмента