Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:12, курсовая работа
Целью настоящей работы: проведение сравнительной характеристики японского и российского менеджмента.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать российскую модель менеджмента
- рассмотреть особенности японской модели менеджмента
- провести сравнительную характеристику японской и российской моделей менеджмента.
Введение………………………………………………………………………… 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ИХ ОСОБЕННСОТИ……………………………………………………………….. 4
1.1 Становление и развитие менеджмента в России……………………4
1.2 Культура труда в России……………………………………………. 8
1.3 Специфика российского менеджмента……………………………..10
2 ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………16
2.1 Особенности японского менеджмента……………………………...19
2.2 Система контроля…………………………………………………….24
2.3 Пожизненный найм…………………………………………………..27
3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………….35
Существующая российская модель управления персоналом также впитала в себя многие элементы советской модели стимулирования труда, то есть технократического подхода к кадрам. Это выражалось в том, что оплата труда в советское время носила уравнительный характер и осуществлялась на тарифных ставок, не допускавших превышения установленного уровня заработной платы для конкретной категории работников, Такой порядок не способствовал полноценному раскрытию трудового потенциала работников, поскольку предельный уровень зарплаты был зафиксирован заранее и различия личностных потенциалов работников, не принималось во внимание.
Однако
не смотря на отмеченные недостатки в
условиях административно-командной
системы и планового
Такие факторы мотивации, свойственные гуманистическому подходу, как самоуважение и самовыражение, не имели большого значения, поскольку при полном огосударствлении экономики творческая инициатива и самостоятельность в принятии решений, являющиеся краеугольными камнями этих человеческих потребностей, имели крайне малое значение. Основной потребностью людей, которая удовлетворялась полностью, была потребность в безопасности и защищенности.
Работники были уверены в том, что у них всегда будет работа, так как Конституция и КЗОТ гарантировали право на труд. Однако уверенность людей в том, что они не останутся без работы, не способствовало интенсивному труду. Работники имели полную гарантию пенсионного обеспечения и гарантии социального характера, отпуск, оплату временной нетрудоспособности, значительные социальные льготы. Также производилось обучение за счет предприятий, которые направляли своих работников на различные курсы повышения квалификации и на учебу в институты, выплачивая стипендии за весь период обучения.
Средства на эти цели выделялись из специальных фондов развития и потребления предприятия, поскольку прибыль полностью отдавалась государству и вкладывать ее в различные инвестиции, в том числе и в « человеческий капитал», не было возможности.
Социальные потребности (коллективизм) удовлетворялись на довольно высоком уровне, однако это осуществлялось не по инициативе и желаниям работников, а организовывалось сверху.
Комсомольские,
партийные и профсоюзные
Активных участников трудового процесса и общественной деятельности руководство выделяло моральными поощрениями – почетными
Грамотами,
знаками отличия, представляло к
награждению орденами и медалями.
Фотографии «ударников» вывешивались
на доску почета, чтобы работники
коллектива знали в лицо своих «героев».
К награждению почетной грамотой или фотографией
на лоске почета прилагалось денежное
поощрение, непосредственно материально
стимулирующее работника в советское
время были потребности в безопасности
и защищенности, социальные потребности
и частично потребности в самоуважении.
1.3
Специфика российского менеджмента
В современной литературе принято описывать несколько концепций российского менеджмента.
1.
Концепция копирования
2.
Концепция адаптации западной
теории менеджмента-
В России конца 80-х годов опоздание на работу, уход с работы раньше положенного срока, низкое качество продукции, мелкое воровство стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, «несунами», вводить новые методы повышения качества.
И как следствие, теории адаптированные к российской действительности, слабо учитывающие ее специфику, не смогут дать экономике России то, что ожидается от них. Менталитет нации оказывает огромное влияние на специфику менеджмента.
3.
Концепция создания российской
теории менеджмента-учитывает
Преобладание бережливости, трудолюбия, пунктуальности и т.д. также будут определять управленческие формы и методы, формировать действия и поведение управленцев.
Отсюда следует, управление-форма проявления глубинной, внутренней социально-психологической программы, заложенной в человеке. Менталитет в этом качестве - основа поведенческого менеджмента, его существенная сторона. Здесь проявляется соответствие менеджмента менталитету. В настоящее время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Соответствия между менеджментом и менталитетом обуславливает относительно устойчивую систему производства, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению кризисных ситуаций. Яркий пример Россия, где переход к рынку и связанная с этим необходимость реформирования системы управления предполагает приведение ее в соответствие со спецификой российского менталитета.
Особенности российского менеджмента:
-приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;
-инфраструктура
менеджмента, социально-
-комплекс
факторов, затрудняющих и
-культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить;
Существует
два подхода в понимании
Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного характера.
Второй подход – не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.
Российский менеджмент – творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.
Проблемы менеджмента в России.
Переход
от административно-командной
Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) – осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем
Проведенные исследования позволяют выделить
следующие направления
Для
поведения руководителей в
Это, прежде всего, предложения, поступающие «снизу» и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.
Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на управление с позиций рационального использования всех внутренних ресурсов и опирались на работников – собственников этого предприятия ( владельцев крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от «закрытого» управления в сторону «открытого». При этом доля «внешних» владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения «цены» за переход под «внешним» управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.
Формирование
этой категории управленцев
Информация о работе Сравнительная характеристика японского и российского менеджмента