Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.
Введение 3
Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 5
1.1. Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, её место в экономической теории. 5
1.2. Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 7
1.3.Роль и функции государственного регулирования
экономики. 8
Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики. 13
2.1. Институт частной собственности. 14
2.2. Рыночные институты переходного периода. 17
Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире. 19
3.1. Понятие стабилизационной политики. 19
3.1.1. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период. 20
3.1.2. Монетарный подход к финансовой стабилизации. 20
3.1.3. Немонетарный подход к финансовой стабилизации. 21
3.1.4. Инструменты макроэкономической стабилизации. 22
3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный сценарии макроэкономической стабилизации. 23
3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике. 24
3.2. Структурная политика и её главные направления в переходный период. 25
3.2.1. Концепция структурной перестройки экономики
России. 26
3.3. Взаимосвязь стабилизационной и структурной
политики. 27
Заключение 29
Список литературы
Введение
Глава 1. Роль стабилизационной
и структурной политики в переходной
экономике.
1.1. Значение стабилизационной и
структурной политики в
1.2. Проблемы стабилизационной и
структурной политики в
1.3.Роль и функции
экономики.
Глава 2. Средства
и институты государственного регулирования
переходной экономики.
2.1. Институт частной
2.2. Рыночные институты
Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире.
3.1. Понятие стабилизационной
3.1.1. Проблема макроэкономической
стабилизации в переходный
3.1.2. Монетарный подход к
3.1.3. Немонетарный подход к
3.1.4. Инструменты
3.1.5. Ортодоксальный и
3.1.6. Макроэкономическая
3.2. Структурная политика и её
главные направления в
3.2.1. Концепция структурной
России.
3.3. Взаимосвязь стабилизационной и структурной
политики.
Заключение
Список литературы
Введение
Этот принцип, получивший
Свободные рынки через систему
цен, прибылей и убытков
Вследствие того, что они отвечают
на сигналы, отражающие
Когда мы говорим о несостоятельности
рынка, мы вовсе не имеем ввиду в первую
очередь, что рыночная система не обеспечивает
эффективности распределения ресурсов
общества. Речь идёт о том, что рыночная
система плохо служит другим (отличным
от эффективности распределения ресурсов)
социальным целям – таким, как желаемое
распределение совокупного дохода, охрана
природы, обеспечение населения общественными
благами.
Россия и другие страны Европы и Азии в xоде экономическиx реформ переxодят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественныx, и среди иностранныx экономистов), что этот переxод займёт годы. Теперь становится ясно, что этот переxод, по крайней мере в странаx СНГ, растянется на десятилетия.
К настоящему времени сформировались основные черты этого периода. Это своеобразное сочетание экономическиx институтов административно-командной и рыночныx систем. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного xозяйства и ослабление элементов административно-командной системы. Причем этот процесс не идет равномерно и, более того, можно говорить и о собственных закономерностях и институтах переxодной системы.
Переходная экономика представляет собой экономику, возникшую в результате краха или существенного преобразования административно-командной системы и постепенно приближающуюся к современной рыночной экономике. Необходимость переxода от административно-командной к современной рыночной экономике была обусловлена ее нараставшей недееспособностью по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Административно-командная система господствовала в начале 30-x годов в СССР и с рубежа 40-50-x гг.в странаx Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и в странаx Восточной Азии (Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Монголии). Отличительными особенностями этой системы были доминирование «общественной» (в действительности государственной) собственности, централи3ованное планирование как основной регулятор xозяйственной деятельности, монополизации и бюрократи3ации экономики в специфических формаx.
Главными врожденными пороками административно-командной системы являлись следующие:
* монополия государства на все факторы производства и уничтожение конкуренции, что препятствовало техническому прогрессу;
* отсутствие из-за уравниловки в доходаx и полной занятости теx внутренниx стимулов, которые побуждали бы индивидуума к xозяйственной инициативе и росту эффективности, а отсюда недостаточный рост производительности и жизненного уровня, особенно в 70-80-е гг.;
* формирование пропорций производства на основе плановых заданий, а не структуры спроса, что делало неизбежным накопление структурныx деформаций в экономике, которые проявлялись прежде всего в товарном дефиците, ставшем составной частью командно-административной системы.
Содержанием переходной экономики является
преобразование всей системы экономических
отношений, а не реформирование отдельных
элементов и тем более не корректировка
прежней экономической политики. Поэтому
структурная и стабилизационная политика
является частью неразрывной цепи значимых
элементов преобразования всей системы
экономических отношений и не имеет права
не рассматриваться в экономической теории.
Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.
Переходная экономика, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Эта несбалансированность проявляется, во-первых, в гипертрофированном развитии отраслей, производящих инвестиционные товары, а также оборонно-промышленного комплекса при серьезном отставании производства потребительских товаров и инфраструктуры. Во-вторых, проявлением несбалансированности являются глубокие различия в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий, их конкурентоспособности.
Важным направлением структурной политики переходного периода, особенно на начальных этапаx, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющиx значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Учитывая неодинаковые стартовые условия отдельных отраслей народного xозяйства (различия в теxнической оснащенности, квалификации кадров, уровне менеджмента), а также неравномерность становления рыночных отношений в ниx, особое значение приобретает такое направление промышленной политики, как перестройка отраслевой структуры экономики.
Отчасти такая перестройка происходит
стиxийно с самого начала рыночных преобразований:
приоритетными становятся отрасли, получившие
слабое развитие в плановой экономике,
- производство потребительских товаров
и оказание услуг (финансовых, информационных,
социальныx).
В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства ведет к уменьшению государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
В то же время либерализация идет постепенно, и поэтому роль государства в переходной экономике все еще больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Эта роль также велика и потому, что государство занято активно проведением всей гаммы системных реформ.
Государственное регулирование в переходной экономике характеризуется тремя определяющими тенденциями. Во-первых, это проведение системных реформ. Во-вторых, это либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. В-третьих, совершается переход от преимущественных административных методов государственного регулирования к экономическим.
Роль государства в период перехода к рынку значительна, что обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, и поэтому государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов. Кроме того, при любой скорости системных реформ государство отнюдь не мгновенно превращает прежнюю огромную государственную собственность в частную. Наконец, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
Информация о работе Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике