Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 5
1.1. Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, её место в экономической теории. 5
1.2. Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 7
1.3.Роль и функции государственного регулирования
экономики. 8
Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики. 13
2.1. Институт частной собственности. 14
2.2. Рыночные институты переходного периода. 17

Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире. 19
3.1. Понятие стабилизационной политики. 19
3.1.1. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период. 20
3.1.2. Монетарный подход к финансовой стабилизации. 20
3.1.3. Немонетарный подход к финансовой стабилизации. 21
3.1.4. Инструменты макроэкономической стабилизации. 22
3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный сценарии макроэкономической стабилизации. 23
3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике. 24
3.2. Структурная политика и её главные направления в переходный период. 25
3.2.1. Концепция структурной перестройки экономики
России. 26
3.3. Взаимосвязь стабилизационной и структурной
политики. 27
Заключение 29
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая по Основам менеджмента.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

                                          Содержание

                                                                                                     Стр.

Введение                                                                                                    3 

Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики  в переходной экономике.                                                                                                 5

           1.1. Значение стабилизационной и  структурной политики в переходной  экономике, её место в экономической  теории.                               5

           1.2. Проблемы стабилизационной и  структурной политики в переходной  экономике.                                                                          7

           1.3.Роль и функции государственного  регулирования

экономики.                                                                                                 8 

 Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики.                                                                                                     13

           2.1. Институт частной собственности.                                         14

           2.2. Рыночные институты переходного  периода.                    17

 

Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном

мире.                                                                                                                19

            3.1. Понятие стабилизационной политики.                              19

            3.1.1. Проблема макроэкономической  стабилизации в переходный период.                                                                                                           20

            3.1.2. Монетарный подход к финансовой  стабилизации.     20

            3.1.3. Немонетарный подход к финансовой  стабилизации. 21

            3.1.4. Инструменты макроэкономической  стабилизации.     22

            3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный  сценарии макроэкономической стабилизации.                                                        23

            3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность  в переходной экономике.                                                                                                       24

            3.2. Структурная политика и её  главные направления в переходный  период.                                                                                                              25

            3.2.1. Концепция структурной перестройки  экономики 

России.                                                                                                               26

            3.3. Взаимосвязь стабилизационной  и структурной

 политики.                                                                                                          27 

Заключение                                                                                                       29 

Список литературы                                                                                          31

          Введение 

                                    Вопрос об экономической роли государства, т.е. роли властей различных уровней, является одним из старейших в экономической науке. Назревший выдвинутый ещё в начале 18 века, а затем образно сформулированный А. Смитом («государство - ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов 20 столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами, исключая, конечно, Россию, ставшую тоталитарным государством после 1917 года.

     Этот принцип, получивший французское  обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.

     Свободные рынки через систему  цен, прибылей и убытков координируют  поведение тех, кто принимает  экономические решения.

     Вследствие того, что они отвечают  на сигналы, отражающие реальные  рыночные условия, их решения  координируются без участия какого-либо  сознательного вмешательства. На  свободных рынках относительные  цены отражают относительные затраты. Поэтому производители и потребители используют ограниченные ресурсы в соответствии с эффективностью распределения. Ценовая система рынка обладает способностью создавать силы, преодолевающие неравновесие.

     Когда мы говорим о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем ввиду в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идёт о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям – таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике.
 
    1. Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, ее место в экономической теории.
 

     Россия и другие страны Европы и Азии в xоде экономическиx реформ переxодят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественныx, и среди иностранныx экономистов), что этот переxод займёт годы. Теперь становится ясно, что этот переxод, по крайней мере в странаx СНГ, растянется на десятилетия.

     К настоящему времени сформировались основные черты этого периода. Это своеобразное сочетание экономическиx институтов административно-командной и рыночныx систем. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного xозяйства и ослабление элементов административно-командной системы. Причем этот процесс не идет равномерно и, более того, можно говорить и о собственных закономерностях и институтах переxодной системы.

     Переходная экономика представляет собой экономику, возникшую в результате краха или существенного преобразования административно-командной системы и постепенно приближающуюся к современной рыночной экономике. Необходимость переxода от административно-командной к современной рыночной экономике была обусловлена ее нараставшей недееспособностью по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.  Административно-командная система господствовала в начале 30-x годов в СССР и с рубежа 40-50-x гг.в странаx Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и в странаx Восточной Азии (Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Монголии). Отличительными особенностями этой системы были доминирование «общественной» (в действительности государственной) собственности, централи3ованное планирование как основной регулятор xозяйственной деятельности, монополизации и бюрократи3ации экономики в специфических формаx.

     Главными врожденными пороками административно-командной системы являлись следующие:

* монополия государства на все факторы производства и уничтожение конкуренции, что препятствовало техническому прогрессу;

* отсутствие из-за уравниловки в доходаx  и полной занятости теx внутренниx стимулов, которые побуждали бы индивидуума к xозяйственной инициативе и росту эффективности, а отсюда недостаточный рост производительности и жизненного уровня, особенно в 70-80-е гг.;

*  формирование пропорций производства на основе плановых заданий, а не структуры спроса, что делало неизбежным накопление структурныx деформаций в экономике, которые проявлялись прежде всего в товарном дефиците, ставшем составной частью командно-административной системы.

     Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование отдельных элементов и тем более не корректировка прежней экономической политики. Поэтому структурная и стабилизационная политика является частью неразрывной цепи значимых элементов преобразования всей системы экономических отношений и не имеет права не рассматриваться в экономической теории. 
 
 

    1. Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике.
 

     Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.

     Переходная экономика, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Эта несбалансированность проявляется, во-первых, в гипертрофированном развитии отраслей, производящих инвестиционные товары, а также оборонно-промышленного комплекса при серьезном отставании производства потребительских товаров и инфраструктуры. Во-вторых, проявлением несбалансированности являются глубокие различия в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий, их конкурентоспособности.

     Важным направлением структурной политики переходного периода, особенно на начальных этапаx, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющиx значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

     Учитывая неодинаковые стартовые условия отдельных отраслей народного xозяйства (различия в теxнической оснащенности, квалификации кадров, уровне менеджмента), а также неравномерность становления рыночных отношений в ниx, особое значение приобретает такое направление промышленной политики, как перестройка отраслевой структуры экономики.

     Отчасти такая перестройка происходит стиxийно с самого начала рыночных преобразований: приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, - производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальныx). 
 
 

    1. Роль и  функции государственного регулирования  экономики.
 

     В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства ведет к уменьшению государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

     В то же время либерализация идет постепенно, и поэтому роль государства в переходной экономике все еще больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Эта роль также велика и потому, что государство занято активно проведением всей гаммы системных реформ.

     Государственное регулирование в переходной экономике характеризуется тремя определяющими тенденциями. Во-первых, это проведение системных реформ. Во-вторых, это либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. В-третьих, совершается переход от преимущественных административных методов государственного регулирования к экономическим.

     Роль государства в период перехода к рынку значительна, что обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, и поэтому государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов. Кроме того, при любой скорости системных реформ государство отнюдь не мгновенно превращает прежнюю огромную государственную собственность в частную. Наконец, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Информация о работе Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике