Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.
Введение 3
Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 5
1.1. Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, её место в экономической теории. 5
1.2. Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 7
1.3.Роль и функции государственного регулирования
экономики. 8
Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики. 13
2.1. Институт частной собственности. 14
2.2. Рыночные институты переходного периода. 17
Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире. 19
3.1. Понятие стабилизационной политики. 19
3.1.1. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период. 20
3.1.2. Монетарный подход к финансовой стабилизации. 20
3.1.3. Немонетарный подход к финансовой стабилизации. 21
3.1.4. Инструменты макроэкономической стабилизации. 22
3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный сценарии макроэкономической стабилизации. 23
3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике. 24
3.2. Структурная политика и её главные направления в переходный период. 25
3.2.1. Концепция структурной перестройки экономики
России. 26
3.3. Взаимосвязь стабилизационной и структурной
политики. 27
Заключение 29
Список литературы
В переходной экономике преобладают три группы регулирующих функции государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной экономике:
* обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и норм собственности, условия заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
* ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системой образования и медицинского обслуживания и т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с проведением системных реформ: разработка рыночного хозяйственного законодательства, демонополизация и поощрение конкуренции и т.д.
Третья группа заключается в том, что в течении определённого периода государство в переходной экономике вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (регулирование некоторых цен, мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация прежней мощной системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются обязательные поставки по централизованным планам, предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей, ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако и после этого в переходной экономике административные средства продолжают активнее применяться по сравнению с рыночной экономикой, особенно в некоторых областях. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Так в России государство регулирует тарифы на транспортные и коммунальные услуги, цены на природный газ, и электроэнергию и некоторые другие товары. Во-вторых, сохраняется больший, чем в развитых странах, государственный контроль за частным сектором в силу как его слабости, так и доставшейся в наследство от социализма высокой бюрократии. В-третьих, велик государственный сектор, регулировать который государство может административными методами.
Тем не менее значение административных инструментов уменьшается. В результате государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления. Бюджетное и налоговое регулирование являются прерогативой парламента, а в повседневной деятельности – министерства финансов. Центральный банк осуществляет денежно-крединое регулирование. Возникают специфические для переходного периода ведомства по приватизации и управлению государственной собственностью, регулированию тарифов на продукцию естественных монополий.
Опыт стран с переходной экономикой демонстрирует три типа изменения доли государственных расходов в ВВП:
* сильный авторитарный режим (Китай): доля государственных расходов в ВВП снизилась с 32% в 1978г. до 20% в 2001 г.; при этом сокращении расходов относительно ВВП происходило за счет субсидий убыточным предприятиям и инвестиций из бюджета, тогда как доля остальных расходов осталась неизменной.
* сильный демократический режим (Польша): доля государственных расходов снизилась с 39% в 1985г. до 29% в 1995 г. в основном за счет обороны, субсидий и инвестиций, но при определенном росте удельного веса социальных расходов. Со второй половины 90-х гг. происходило увеличение государственной нагрузки на экономику до среднего западноевропейского уровня (в начале 200-х гг. доля государственных расходов в Польше, Венгрии и Словении составляла 45-х50% ВВП).
* слабый демократический режим (Россия) характеризуется снижением удельного веса государственных расходов в ВВП с 51% в 1989г. до 29,7% в 2003 г., причем снижались не только расходы на оборону, субсидии и инвестиции, но и остальные статьи расходов, включая социальные. Неизбежным результатом стала деградация всей системы общественных благ – обороны, правоохранительной деятельности, образования, здравоохранения и др. – и превращения государственных институтов в синоним неэффективности.
В ходе рыночных преобразований контроль
над экономическими ресурсами в значительной
мере перешел от государственной бюрократии
к крупному бизнесу. В большинстве стран
СНГ и в странах Юго-Восточной Европы на
первом этапе реформ сложился союз бюрократии
и олигархов, нацеленный на получение
ренты за счет сохранения при содействии
государственных структур монопольного
положения отдельных предпринимателей.
Такое положение способно заблокировать
дальнейшее продвижение рыночных преобразований
и создавать препятствия для либерализации
экономики, что, в свою очередь, может тормозить
экономический рост.
Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.
К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).
Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
* права собственности;
* договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
* порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);
* поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).
В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде "уполномоченных банков", получавших - в нарушение принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
В переходный период в экономике России
возникли основные институты рынка: частная
собственность; свобода установления
хозяйственных связей; конкуренция.
Отношения собственности, вернее, их анализ представляет собой центральную, смыслообразующую часть институциональных теорий,
поскольку
в категориях прав собственности
могут быть поняты и описаны отношения
между людьми в соответствующих
экономических системах. Права собственности
понимаются как санкционированные
обществом поведенческие
Нам важно также отметить, что собственность всегда санкционируется обществом либо позитивно, либо негативно. Позитивные санкции означают одобрение обществом имеющейся структуры прав доступа к имуществу (ресурсам), негативное - неодобрение их, из чего вытекает необходимость изменить эту структуру в целесообразную для общества сторону. Поэтому отношения собственности, а точнее, институты собственности - это исторически складывающаяся система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них, т.е. закрепить права собственности таким образом, чтобы участники хозяйственной жизни совокупно извлекали из имеющихся в их распоряжении средств наибольшую пользу. В конечном итоге, спецификация приводит к более эффективному использованию собственности, к повышению ее отдачи и снижению издержек.
Итак, что прежде всего отличает институт частной собственности, доминирующий в рыночных экономиках?
Действие института частной собственности означает, что объекты собственности (материальные и нематериальные), могут быть четко обособлены и калькулированы, они принадлежат конкретным субъектам, которые несут издержки по их содержанию и использованию, а также распоряжаются получаемым доходом. Следствием этого является возможность для собственника как достижения высокой прибыли, так и банкротства. В основе обособления лежит, во-первых, некоммунальный характер делимой материально-технологической среды, выступающей исторически первичным средством производства, и, во- вторых, возможность получать от ее использования достаточный индивидуальный доход.
Институт частной собственности означает, что объекты собственности обособляются и "по вертикалям", и "по горизонталям" хозяйственных связей. "Горизонтальное" обособление очевидно. Собственники альтернативных благ в цепочке экономических отношений (обменов) противостоят друг другу как независимые хозяйствующие субъекты. "Вертикальное" обособление менее очевидно, но также присутствует: в иерархических структурах (мы не рассматриваем здесь отношения внутри одного объекта собственности, например, фирмы) собственность верхнего уровня, например, федерального, строго отделена от собственности нижних уровней, последние сохраняют свою самостоятельность. Например, при феодализме, несмотря на господство отношений вассалитета, т.е. личной зависимости феодала от сеньора, основной объект феодальной собственности -земельный участок, или феод, - обособлен и отделен от собственности сеньора. Обозначенные выше права по владению, пользованию и распоряжению феодом закреплены именно за феодалом, т.е. собственником земли. Четкое обособление объясняет, почему объекты частной собственности относительно легко и делятся, и складываются в самых разнообразных сочетаниях, что определяет высокий уровень мобильности отношений собственности.
По поводу каждого объекта собственности существует (или может быть восстановлена) соответствующая "история собственности", фиксирующая субъектов, к которым она относилась.
Институт собственности действует таким образом, что в обществе (и в хозяйственной среде) постоянно самовоспроизводятся и преобладают частные формы собственности. Возникновение альтернативных, так называемых общественных (публичных) форм собственности связано с заполнением "провалов рынка", то есть играет роль компенсаторного механизма. Их цель - поддержать условия эффективного функционирования частных форм собственности, являющихся основными производителями благ и субъектами экономических отношений.
Базовый характер института частной собственности определяет специфику действия всех существующих в экономической системе форм собственности. Независимо от своего характера (смешанные, кооперативные, акционерные, муниципальные и т.д.), по сути, они выступают в системе хозяйственных отношений как обособленные частные собственники, обладая необходимой полнотой прав и ответственности и руководствуясь той же мотивацией на прибыль.
При доминировании института частной собственности наиболее эффективными, как показывает экономическая история, являются именно частные хозяйствующие субъекты. Они обеспечивают, основные экономические достижения и процветание "своих" типов экономик. Соответственно, рынок и рыночные отношения (являющиеся неотъемлемой рамкой взаимодействия частных собственников), устойчиво закрепляются в общественном сознании как главная и наиболее эффективная форма экономических отношений, а частная форма собственности - как общественно необходимая для прогрессивного социально-экономического развития.
Основой анализа института частной собственности
являются адекватные ему предпосылки,
на которых базируется экономическая
теория рыночной парадигмы: методологический
индивидуализм, максимизирующее поведение
индивида и достижение рыночного равновесия.
Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.
Информация о работе Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике