Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 5
1.1. Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, её место в экономической теории. 5
1.2. Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 7
1.3.Роль и функции государственного регулирования
экономики. 8
Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики. 13
2.1. Институт частной собственности. 14
2.2. Рыночные институты переходного периода. 17

Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире. 19
3.1. Понятие стабилизационной политики. 19
3.1.1. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период. 20
3.1.2. Монетарный подход к финансовой стабилизации. 20
3.1.3. Немонетарный подход к финансовой стабилизации. 21
3.1.4. Инструменты макроэкономической стабилизации. 22
3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный сценарии макроэкономической стабилизации. 23
3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике. 24
3.2. Структурная политика и её главные направления в переходный период. 25
3.2.1. Концепция структурной перестройки экономики
России. 26
3.3. Взаимосвязь стабилизационной и структурной
политики. 27
Заключение 29
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая по Основам менеджмента.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

     Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства. 
 

      1. Концепция структурной перестройки экономики  России.

     В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

     Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

* топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

* отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

* отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита. 
 
 

    1. Взаимосвязь стабилизационной и структурной  политики.

     В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             3аключение  

     Экономика оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий в целом.

      Необходимо подчеркнуть отличительную особенность переходного периода: переход от одной системы хозяйствования к другой - это процесс, требующий достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти формирование смешанной экономики, основанной на разных формах собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые ценности.

     Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы развития и роста. Следовательно, на протяжении пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее объяснению и описанию.

     Во все времена в периоды фундаментальных общественных сдвигов исключительно важной становилась роль государства. И это вполне объяснимо: когда старые структуры и институты уже должным образом не функционируют, а новые только еще формируются и создаются, лишь институты государства как система власти могут обеспечить социальный порядок, предотвратить дезинтеграцию общества, ввести в нормальное русло и осуществить в желаемом направлении социальные, экономические и политические реформы.

     Первоочередной задачей настоящего периода является стабилизация производства, решение которой в огромной степени зависит от способности государства осуществлять контроль за ходом экономических процессов, обеспечить управляемость экономической системы. При этом речь не идет о возврате к прежним методам управления на основе всеохватывающего директивного планирования. Следует создать адекватную новым условиям систему государственного регулирования производства и практически овладеть его тонким и сложным искусством с помощью действенных инструментов государственной экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              
     
     
     

                              Список используемой литературы: 

  1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А.

Основы  экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 2004. – 496 с. 

  1. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева  В.В., Бузгалина А.В. МГУ, 2005.
 
  1. Экономическая теория (Экономика). Часть V. Переходная экономика. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2006.
 
  1. http://www.nuru.ru/ek/general/031_2.htm

Информация о работе Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике