Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И всё-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьёзно нигде не идёт речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран – столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.
Введение 3
Глава 1. Роль стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 5
1.1. Значение стабилизационной и структурной политики в переходной экономике, её место в экономической теории. 5
1.2. Проблемы стабилизационной и структурной политики в переходной экономике. 7
1.3.Роль и функции государственного регулирования
экономики. 8
Глава 2. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики. 13
2.1. Институт частной собственности. 14
2.2. Рыночные институты переходного периода. 17
Глава 3. Стабилизационная и структурная политика в современном
мире. 19
3.1. Понятие стабилизационной политики. 19
3.1.1. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период. 20
3.1.2. Монетарный подход к финансовой стабилизации. 20
3.1.3. Немонетарный подход к финансовой стабилизации. 21
3.1.4. Инструменты макроэкономической стабилизации. 22
3.1.5. Ортодоксальный и гетеродоксальный сценарии макроэкономической стабилизации. 23
3.1.6. Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике. 24
3.2. Структурная политика и её главные направления в переходный период. 25
3.2.1. Концепция структурной перестройки экономики
России. 26
3.3. Взаимосвязь стабилизационной и структурной
политики. 27
Заключение 29
Список литературы
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются
в ограничении предприятиями ассортимента
наиболее конкурентоспособными видами
продукции, освоении выпуска новых изделий,
зачастую на основе кооперации с иностранными
партнерами. В результате начинается постепенное
оживление производства.
В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
* топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
* отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
* отрасли
обрабатывающей промышленности, которые
могут быть конкурентоспособными на внутреннем
рынке (автомобильная, сельскохозяйственное
машиностроение, пищевая). Развитие этих
отраслей напрямую зависит от умеренно
протекционистских мер и стимулирования
внутреннего спроса на их продукцию путем
лизинга и потребительского кредита.
В переходной экономике стабилизационная
и структурная политика тесно взаимосвязаны
и могут как усиливать, так и существенно
ослаблять действие друг друга. Так, успешная
макроэкономическая стабилизация приводит
к улучшению инвестиционного климата,
создает условия для притока капиталов
в конкурентоспособные отрасли реального
сектора, открывает путь к возобновлению
экономического роста. Сокращение бюджетного
дефицита ведет к уменьшению государственных
заимствований и к увеличению финансовых
ресурсов, которые могли быть использованы
в качестве частных инвестиций.
Экономика оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий в целом.
Необходимо подчеркнуть отличительную особенность переходного периода: переход от одной системы хозяйствования к другой - это процесс, требующий достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти формирование смешанной экономики, основанной на разных формах собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые ценности.
Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы развития и роста. Следовательно, на протяжении пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее объяснению и описанию.
Во все времена в периоды фундаментальных общественных сдвигов исключительно важной становилась роль государства. И это вполне объяснимо: когда старые структуры и институты уже должным образом не функционируют, а новые только еще формируются и создаются, лишь институты государства как система власти могут обеспечить социальный порядок, предотвратить дезинтеграцию общества, ввести в нормальное русло и осуществить в желаемом направлении социальные, экономические и политические реформы.
Первоочередной
задачей настоящего периода является
стабилизация производства, решение которой
в огромной степени зависит от способности
государства осуществлять контроль за
ходом экономических процессов, обеспечить
управляемость экономической системы.
При этом речь не идет о возврате к прежним
методам управления на основе всеохватывающего
директивного планирования. Следует создать
адекватную новым условиям систему государственного
регулирования производства и практически
овладеть его тонким и сложным искусством
с помощью действенных инструментов государственной
экономической политики.
Список используемой литературы:
Основы
экономических знаний. – М.: Издательство
«Вита-Пресс», 2004. – 496 с.
Информация о работе Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике