Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:13, курсовая работа
Сошлемся также на результаты всероссийских конференций "Стандарты в проектах современных информационных систем", где тема стандартов управления проектами была представлена достаточно широко и вызвала живой интерес и дискуссии, как в зале заседаний, так и в кулуарах. В решениях конференций было "признание роли стандартов в организации выполнения отдельных проектов и в постановке проектного дела в целом на предприятиях".
Введение
1. Общие соображения по созданию стандарта. Специализация и детализация
2. Классификация проектов как первый этап создания стандарта
2.1 Что должно быть отражено в плане управления проектом
2.2 План управления проектом и рамочные стандарты
3. Проектные отклонения. Риски, проблемы, изменения
3.1 Управление рисками
3.2 Управление проблемами
3.3 Управление изменениями
4. Организационные структуры в проектах
5. Тактика и стратегия внедрения стандарта управления проектами
6. Дополнительные преимущества от внедрения стандарта
Заключение
Список используемой литературы
Рис. 5. Области потерь
Рис. 6. Стратегии изменений в проекте
4. Организационные структуры в проектах
Сегодня достаточно большой
редкостью являются случаи, когда
организационная структура
Для создания и функционирования команды проекта применяются определенные рецепты, которые обеспечивают эффективность выполнения этих процессов. Рецепты эти не являются универсальными и должны учитывать специфику предприятия - от его организационной структуры до производимого продукта.
Среди первых проблем, которые
возникают при формировании организационных
структур проекта и которые должны
быть решены на уровне стандарта управления
проектами, отметим проблемы, связанные
с пересечениями функций
Реализация проекта происходит в рамках организации, структура которой в значительной степени влияет на успех проекта. Выделяют следующие принципиальные организационные формы:
· функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ;
· дивизиональная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам;
· проектная структура. Данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации;
· матричная структура. Промежуточная
форма, объединяющая преимущества проектной
и функциональной структур управления.
Могут быть выделены три разновидности
матричной структуры
Прочие организационные формы управления проектами, обусловленные условиями реализации проекта.
5. Тактика и стратегия
внедрения стандарта
Затраты связаны не только
с разработкой содержания стандарта,
но в значительно большей степени
с теми преобразованиями в системе
управления предприятием, которые должны
сопутствовать внедрению
Рассмотрим некоторые
важные обстоятельства, учет которых
позволит в какой-то степени оптимизировать
тактику и стратегию разработки
и внедрения стандарта. Основные
этапы создания стандарта управления
проектами. Процесс создания и внедрения
стандарта является достаточно длительным,
трудоемким и, часто, весьма болезненным
как для отдельных сотрудников,
так и для целых подразделений.
Поэтому целесообразно
Работая в области консалтинга,
авторы отлично представляют то раздражение,
которое могут вызвать у
Концепция управления проектами
является основополагающим документом
системы управления проектами (СУП)
предприятия, обосновывающим деловую
необходимость создания СУП (включая
экономическую эффективность
Концепция должна содержать
аналитический раздел, в котором
составные части стандарта
В корпоративной методике процессы управления проектами описываются в формате процедур, определяющих порядок выполнения основных этапов проекта, применяемые технологии и методологии, а также рекомендуемые управленческие документы.
И, наконец, операционный стандарт развивает и детализирует процедуры управления проектами, дополняет их детальными инструкциями по исполнению процедур и шаблонами управленческих документов.
Стандарт управления проектами затрагивает самые различные стороны функционирования предприятия. Поэтому его разработка и внедрение должны осуществляться с учетом общего контекста управления предприятием, который составляют такие компоненты, как система качества, организационная структура, финансовая система и другие (см. Рис. 11).
Рис. 11. Стандарт управления проектами в системе управления предприятием
Стандарт управления проектами неразрывно связан с системой качества и должен быть гармонизирован со стандартами качества, применяемыми на предприятии. В оптимальном варианте стандарт управления проектами должен создаваться, как составная часть системы качества предприятия и может стать основой для подготовки предприятия, его подразделений и сотрудников к сертификации по стандарту ISO 9000 и по управлению проектами.
Внедрение проектных методов управления существенным образом влияет на организацию бизнеса компании и как правило приводит к определенным изменениям в организационной структуре предприятия, в документообороте, в некоторых деловых процессах. Стандарт управления проектами является самым подходящим способом зафиксировать эти изменения де-юре, что, конечно, не возможно без заинтересованного участия высшего руководства предприятия.
Отдельный и очень важный вопрос - финансовое управление предприятием, реализующим свою деятельность в проектной форме. Здесь должны быть определены взаимоотношения между тремя типами бюджетов - бюджетом проекта, бюджетом подразделения и бюджетом предприятия в целом.
Эти и другие подобные вопросы находятся в компетенции не столько специалистов по управлению проектами, сколько консультантов по соответствующим направлениям (качество, финансы, организационные структуры, бизнес-процессы и т.д.), которые и должны привлекаться для выполнения этих работ.
6. Дополнительные преимущества от внедрения стандарта
Стандарт управления проектами и человеческие ресурсы.
Сколь бы детальным не был стандарт в него невозможно вложить весь объем знаний, необходимых руководителю проекта. Да стандарт и не предназначен для этого. Стандарт определяет, что и когда нужно сделать, в какой форме и кому представить результат. Но как сделать - это уже вопрос не стандарта, а профессиональной компетентности менеджера. Ответ на вопрос как нужно искать в учебниках и справочниках (их не так много на русском языке, но они есть).
Стандарт не заменит этой литературы, но роль его в целенаправленном обучении персонала компании может быть весьма значительной. Здесь, на наш взгляд, будет уместной следующая параллель. В части процессов управления проектами стандарт предприятия специализирует и детализирует требования рамочных стандартов (таких как ISO 10006 или PMBOK PMI). Точно также в части квалификации управленческого персонала стандарт предприятия специализирует и детализирует требования нормативных документов рамочного характера в этой области (таких как ICB или НТК).
В стандарт предприятия включаются
разделы, относящиеся, в первую очередь,
к наиболее критичным для данного
предприятия областям управления проектами.
Именно эти темы и должны составить
предмет программы обучения персонала.
Более того, развернутая программа
обучения в виде перечня требований
к квалификации может быть включена
непосредственно в текст
И, конечно же, освоение стандарта управления проектами предприятия является важнейшей ступенькой для специалиста, рассчитывающего получить международно признаваемый сертификат в области управления проектами.
Стандарт управления проектами и уровень зрелости процессов управления.
Сам факт использования стандарта управления проектами свидетельствует о том, что на предприятии достигнут определенный уровень зрелости процессов управления. Для того чтобы измерить этот уровень и определить направления дальнейшего развития могут применяться различные способы. Одним из популярных подходов является использование моделей зрелости, широко известна модель Capability Maturity Model (CMM), применяемая для оценки зрелости организаций, разрабатывающих программное обеспечение.
Подобные модели существуют
и в области управления проектами.
Собственно, такая модель, хотя и
достаточно упрощенная, предложена нами
в одной из предыдущих заметок
при обсуждении стратегии и тактики
создания стандарта. Эта модель предполагает
использование трех уровней зрелости,
которым соответствуют
В качестве другого примера приведем пятиуровневую модель (PM) - Project Management Process Maturity Model [5].
Первый (начальный) уровень зрелости соответствует ситуации, когда в организации нет формально принятых процедур управления проектами, выполнение проектов не планируется, работы проекта слабо определены по содержанию, объёму и стоимости. Процессы управления проектами полностью непредсказуемы и слабо контролируемы. Высшее руководство часто не понимает ключевых вопросов управления проектами, поэтому успех проектов зависит в большей степени от индивидуальных усилий, чем от организации процессов управления проектами. Компании, находящиеся на этом уровне можно охарактеризовать, как пытающиеся стихийно освоить базовые процессы управления проектами.
Второй уровень зрелости
(уровень индивидуального
Третий уровень зрелости (уровень управления) предполагает частичную формализацию процессов управления проектами и использование базовой системы планирования и управления проектами в организации. Компании, достигшие этого уровня, осуществляют систематический и структурированный подход к проектному планированию и контролю. Проектный персонал подготовлен для понимания и применения методологии и инструментальных средств управления проектами.
Четвертый уровень зрелости
(уровень интеграции) характеризуется
полной формализацией с официальным
утверждением всех процессов управления
проектами и документированием
всей соответствующей информации. Компании,
достигшие этого уровня, в состоянии
эффективно планировать, управлять
и контролировать всё множество
выполняемых ими проектов. Процессы
управления проектами хорошо определены,
количественно оценены, поняты персоналом
и внедрены в практику. Данные, относящиеся
к процессам управления проектами,
стандартизованы, собраны и хранятся
в базе данных для обеспечения
эффективного и объективного анализа
и количественной оценки процессов.
Собранные данные также применяются
для прогнозирования
И наконец, на самом высоком, пятом уровне зрелости (уровне совершенствования) процессы управления проектами в компании постоянно улучшаются. Обеспечивается автоматический сбор данных по управлению проектами для выявления слабых мест в процессах. Эти данные тщательно анализируются и количественно оцениваются для определения возможностей дальнейших улучшений процессов управления проектами. Этот уровень предполагает наличие и использование инструментов постоянного совершенствования процессов управления проектами. В качестве таких инструментов могут выступать, например, организационные структуры, процедуры и информационные технологии, обеспечивающие возможности аудита, мониторинга и экспертизы проектов.
На наш взгляд, какая бы ни была принята модель зрелости процессов управления проектами, стандарт управления проектами должен играть в ней ключевую роль. Так, достижение третьего и более высоких уровней зрелости по модели (PM) просто немыслимо без стандарта управления проектами. И именно стандарт является формальным отражением достигнутого уровня зрелости процессов управления проектами.
Заключение
Стандарт управления проектами предприятия представляет собой, прежде всего, совокупность документов, объясняющих или предписывающих как, в какой последовательности, в какие сроки, с использованием каких шаблонов нужно выполнять те или иные действия в процессе управления проектами. Эти документы не являются принадлежностью какого-либо одного проекта и образуют нормативно-методическое обеспечение системы управления проектами в целом, а их количество может быть достаточно велико.