Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение стилей принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть содержание управленческого решения, его понятие
Познакомиться с моделями принятия решений
Рассмотреть стадии принятия управленческих
Изучить особенности стилей руководства
Введение…………………………………………………………………………3
Содержание управленческого решения………………………………..5
Понятие управленческого решения………………………………5
Модели принятия решений……………………………………….6
Стадии принятия управленческих решений……………………..8
Принятие управленческих решений современным руководителем….12
Особенности стилей руководства…………………………………12
Стили принятия решений…………………………………………17
Индивидуальные стили……………………………………………….18
Стили, соответствующие уровням организации решений…………20
Базовые стили принятия решений……………………………………23
Взаимосвязь стилей принятия решения с этапом развития компании…………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
Пятая стадия выделяется для сравнения выработанных на предыдущей стадии альтернатив. Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнивая их и выбора наилучшей. Иногда все варианты решения выглядят хорошими и ни одно не кажется преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, менеджер нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив.
Без достаточных данных об альтернативах вряд ли можно сравнить их относительные достоинства. Собранная информация поможет измерить степень удовлетворения требований по каждому из критериев. Сбор данных является спланированным процессом, а не произвольной реакцией на информацию по мере ее появления. "Всегда сопоставлять варианты решения с критериями, никогда не сравнивать один вариант решения с другим. Важно избежать "ослепления решениями", недуга, поражающего тех менеджеров, которые беспрерывно сопоставляют между собой альтернативы и, в конце концов, теряют из виду цели и конечные результаты принятия решения [6].
На этой же стадии поиска эффективных решений может случится и другой недуг - аналитический "паралич". Он возникает тогда, когда сбор информации об альтернативах становится самоцелью. Принятие решения - это ведь процесс нахождения лучшего варианта, основанного на наилучшей и доступной информации. Между тем, вряд ли можно достичь такого положения, чтобы в наличии были все факты, данные, необходимые материалы для выработки решений. Процесс сопоставления альтернатив с критериями является попыткой помочь лицу, принимающему решение, сосредоточится на ключевых источниках информации. Оба названных "недуга" принятия решений могут быть "излечены" концентрацией внимания преимущественно на критериях, а не на альтернативах.
Критерий
оценки последствий различных
На шестой стадии определяется риск, которому может быть подвергнута фирма в случае выбора конкретной альтернативы. В предпринимательской деятельности выявление риска может варьировать от сложного вероятного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок. Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать трудности, с которыми можно столкнуться в случае реализации каждой из них.
Подчеркнем
важность рассмотрения альтернативы,
потому что отклонения, связанные
с принятием одной
На седьмой стадии разрабатывающий решение делает оценку риска. Знать о существовании риска важно, но недостаточно. Необходимо определить его значимость. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность и серьезность. При помощи фактора вероятности формируется суждение о том, что-то или иное событие действительно произойдет. Фактор серьезности позволяет сформировать суждение о степени влияния события на ситуацию, если оно произойдет.
На восьмой стадии принимается решение. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. Ведь эти данные позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив [5].
Итак,
в первой главе данной работы раскрывается
сущность такого понятия как “Управленческое
решение”, его виды. Эта информация необходима
для понимания основных теоретических
аспектов данной темы. Также рассмотрены
две основные модели принятия решений:
классическая и административная. Выбор
какой-либо из этих моделей зависит от
индивидуальных предпочтений менеджера
и от складывающейся ситуации. Каждая
из них имеет свои особенности. Далее обращается
внимание на процесс принятия управленческого
решения, состоящего из восьми стадий.
Руководитель организации должен их пройти,
чтобы принятое решение было наиболее
рациональным и действенным. И, конечно,
менеджер в данной ситуации придерживается
какого-то определенного стиля принятия
своего решения, чему и посвящена тема
данной работы. Особенности стилей рассматриваются
далее.
2. Принятие управленческих решений современным руководителем
2.1 Особенности стилей руководства
В менеджменте и психологии управления существует понятие стиля руководства, который определяется как некоторая «привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации» . В настоящее время разработано большое число классификаций стилей руководства. В их основе лежат различные критерии, такие как взаимоотношения между руководителем и подчиненными, структура и сложность решаемых задач, должностные полномочия руководителя, степень учета интересов организации и интересов людей, способы контроля подчиненных и другие.
Одним из наиболее
Во-первых, они основаны на разных представлениях о природе человека. Согласно теории «X» люди рассматриваются как пассивные и ленивые существа, которые лишены честолюбия, избегают ответственности, стремятся к защищенности и предпочитают, чтобы ими руководили. Естественно, что в этом случае людей необходимо заставлять трудиться, используя принуждение, контроль и угрозу наказания. Согласно теории «У», люди рассматриваются как творческие и активные существа, которые стремятся к ответственности и достижению целей организации, используя для этого самоуправление и самоконтроль.
Во-вторых, эти модели различаются во взглядах на методы и способы управления организацией. Для теории «X» характерны жесткое разделение труда, строгая иерархия взаимоотношений, планирование и программирование деятельности, усиленный контроль подчиненных со стороны менеджеров. Теория «У» характеризуется тем, что труд подчиненных носит творческий характер и наполнен интеллектуальными функциями, важнейшую роль при этом играют самоорганизация и самоконтроль, большое значение придается мотивации профессиональной деятельности, работники активно участвуют в подготовке и принятии решений.
Необходимо
отметить, что стили руководства «X» и
«У», выделенные Д. Макгрегором, наиболее
характерны для американского менеджмента.
Гораздо позже другой американский профессор,
имеющий японское происхождение, — Вильям
Оучи — сделал важное дополнение к двухфакторной
классификации Д. Макгрегора. На основе
сравнения моделей управления, принятых
в американских и японских компаниях,
он предложил трехфакторную классификацию,
в которой кроме авторитарного и демократического
рассматривается
2. Классификация Р. Лайкерта. Другая известная классификация стилей принятия решений принадлежит Ренсису Лайкерту, который взял за основу модель двух полярных стилей Д. Макгрегора и фактически дополнил ее двумя новыми стилями. Таким образом, Р. Лайкерт выделяет четыре стиля, расположенные на своеобразном континууме в направлении убывания авторитарности и возрастания демократичности руководства[3, c. 220].
Эксплуататорски-
Благосклонно-авторитарный
Консультативно-
Партисипативный стиль ("Y2"), или стиль, основанный на участии, напоминает теорию «Z» В. Оучи. Он предполагает, что процесс принятия решений в организации распределен по всем уровням и звеньям структуры управления. Подчиненные активно участвуют в принятии всех, в том числе стратегических, решений. Ответственность за принятие решений полностью распределена. При этом большинство решений принимается в коллективной форме, обмен информацией осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, руководители и подчиненные полностью доверяют друг другу, отношения между ними носят неформальный характер и строятся на дружеской основе. При использовании подобного стиля руководитель часто выполняет лишь символическую функцию, а основная роль в принятии и реализации решений принадлежит группе.
В предложенной
3. Классификация Р. Танненбаума и У. Шмидта
Еще одну возможную
критерию участия подчиненных