Стили руководства и лидерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации, анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность лидерства и руководства, и их основные элементы.
Выявить личные качества, которыми должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства.
Рассмотреть подходы и концепции изучения лидерства.
Выявить эффективный стиль руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Стиль руководства……………………………………………………………...6
1.1 Стиль: понятия и структура руководства……………………………...6
1.2 Личность руководителя…………………………………………………9
1.3 Классификация стилей руководства……………………………………11
2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией………………..16
3 Поведенческий подход к лидерству…………………………………………...20
3.1 ”Одномерные” стили руководства……………………………………..20
3.1.1 Теория Д.Мак Грегори……………………………………………..21
3.1.2 Модель К. Левина………………………………………………….23
3.1.3 Модель Лайкерта…………………………………………………...24
3.2 ”Многомерные” стили руководства…………………………………...27
3.2.1 ”Управленческая решетка” Р.Блейка и М.Муттона……………..27
4 Подход с позиции человеческих отношений………………………………...31
5 Ситуационный подход к эффективному лидерству…………………………32
5.1 Ситуационная модель руководства Фидлера………………………….32
5.2 Модель ”путь-цель” Т.Митчела и Р.Хауса…………………………...35
5.3 Модель жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара…………………...36
5.4 Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона…………38
6 Формирование эффективного стиля руководства…………………………...41
Заключение…..……………………………………….…………………………..43
Список использованных источников……………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

КР Стили руководства и лидерства.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

Федеральное  агентство по образованию

НОУ ВПО « Российская международная академия туризма»

Новокузнецкий филиал 

                                                                                              

                                                                                               Студент группы 072130

                  Шулепова  Юлия Сергеевна 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА

СТИЛИ РУКОВОДСТВА  И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ 

  Руководитель

Старший руководитель

                                                                Серова О.Н. 

Курсовая  работа

допущена  к защите 

подпись руководителя

«_____»____________20____г.

Курсовая  работа

защищена  с оценкой

«____________________»

 

    подпись руководителя

         «___»___________20___г.

 

                                                              Новокузнецк

2008

 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

1 Стиль руководства……………………………………………………………...6

        1.1 Стиль: понятия и структура руководства……………………………...6

        1.2 Личность руководителя…………………………………………………9

        1.3 Классификация стилей руководства……………………………………11

2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией………………..16

3 Поведенческий подход к лидерству…………………………………………...20

        3.1 ”Одномерные” стили руководства……………………………………..20

            3.1.1 Теория Д.Мак Грегори……………………………………………..21

            3.1.2 Модель К. Левина………………………………………………….23

            3.1.3 Модель Лайкерта…………………………………………………...24

       3.2  ”Многомерные” стили руководства…………………………………...27

           3.2.1 ”Управленческая решетка” Р.Блейка и М.Муттона……………..27

4 Подход с позиции человеческих отношений………………………………...31

5 Ситуационный подход к эффективному лидерству…………………………32

       5.1 Ситуационная модель руководства Фидлера………………………….32

      5.2 Модель ”путь-цель” Т.Митчела и Р.Хауса…………………………...35

       5.3 Модель жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара…………………...36

       5.4 Модель принятия решения руководителем  Врума-Йеттона…………38

6 Формирование  эффективного стиля руководства…………………………...41

Заключение…..……………………………………….…………………………..43

Список  использованных источников……………………………………………45

 

     ВВЕДЕНИЕ

      Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30-50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

      Начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще  больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана.

      До  недавнего времени в нашей  стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследование проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства.

      Итак, актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

      ̶  Наличием довольно скупых исследований в сфере лидерства;

      ̶  Низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельности организации.

      Изучение  проблемы лидерства необходимо для  выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

      Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

      Целью данной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации, анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность лидерства и руководства, и их основные элементы.
  2. Выявить личные качества, которыми должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
  3. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства.
  4. Рассмотреть подходы и концепции изучения лидерства.
  5. Выявить эффективный стиль руководства.

      Объектом исследования курсовой работы стали управленческие отношения и взаимоотношение руководителя с подчиненными. Предметом исследования являетсятеория и практика стиля руководства.

 

 

     1. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

     1.1 Стиль: понятие и структура руководства

     Умению  руководить, нельзя научить в школе, колледже или вузе. Это – прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт.

     Успешное  руководство требует учета постоянно  меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими  себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр.

     До последней четверти XX столетия в большенстве организаций практиковался технократический подход к руководству людьми. В его рамках условно можно выделить три периода.

     1. Ранний технократизм исходил из того, что человек – придаток машины. Поэтому в первую очередь рекомендовалось совершенствовать технику и поменьше обращать вниманя на работников. Это имело следствием жесточайшую эксплуатацию физических и духовных способностей людей (рабочий день доходил до 16 и даже 18 часов в сутки, к труду привлекались дети с 4 – 5 лет).

     2. Классический технократизм признавал человека в производстве равным по значению машине. Это давало возможность осуществлять рационализацию трудовых операций с учетом особенностей и возможностей организма, принимать меры по улучшению условий труда. Однако здесь полностью игнорировалась личность.

     3. Гуманистический технократизм предполагает уже обращение к человеку как таковому, но обезличенное (без учета индивидульных особенностей и интересов каждого). Это порождало психические перегрузки, нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, безответвенность и в целом неэффективное использование возможностей работников.

     В конце XX века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организации работы персонала и управление им все больше нацелены на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное – развивать и совершенствовать себя.

     Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих  его стилях.1

     Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». 2

     Одно  из глубоких исследований стиля управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее  определение: «стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

     В толковом словаре по управлению сказано  «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций  и предприятий  в своей практической деятельности».

     По  Мескону, стиль руководства –  это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние  и побудить к достижению стилей организации. 3

     В современной литературе встречаются  множество определений стиля управления. Общим в определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. Поэтому, большой интерес представляют два последних определения, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений.

     Руководитель  - это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.4

     Сегодня главная задача руководителя состоит  в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается. Эта работа предоставляет широкие возможности для развития личности; она престижна, приносит уважение окружающих. Наконец, она просто увлекательна.

     Считается, что современный руководитель в системе управления выполняет следующие основные функции:

     Во-первых, стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации и руководстве процессом планирования. В обычных условиях она считается главной.

     Во-вторых, экспертно-иновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных.

     В-третьих, административную, объединяющую целый ряд подфункции. К ним относятся: контрольная (оценка результатов деятельности); организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и пр.); направляющая (координация непосредственной работы людей); кадровая (подбор, обучение, развитие персонала); стимулирующая (убеждение и необходимость вдохновлять исполнителей, поощерение за успешную работу, наказание за провинности).

     В-четвертых, коммуникационную. Она сводится к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров.

Информация о работе Стили руководства и лидерства в организации