Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа
Целью данной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации, анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность лидерства и руководства, и их основные элементы.
Выявить личные качества, которыми должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства.
Рассмотреть подходы и концепции изучения лидерства.
Выявить эффективный стиль руководства.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Стиль руководства……………………………………………………………...6
1.1 Стиль: понятия и структура руководства……………………………...6
1.2 Личность руководителя…………………………………………………9
1.3 Классификация стилей руководства……………………………………11
2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией………………..16
3 Поведенческий подход к лидерству…………………………………………...20
3.1 ”Одномерные” стили руководства……………………………………..20
3.1.1 Теория Д.Мак Грегори……………………………………………..21
3.1.2 Модель К. Левина………………………………………………….23
3.1.3 Модель Лайкерта…………………………………………………...24
3.2 ”Многомерные” стили руководства…………………………………...27
3.2.1 ”Управленческая решетка” Р.Блейка и М.Муттона……………..27
4 Подход с позиции человеческих отношений………………………………...31
5 Ситуационный подход к эффективному лидерству…………………………32
5.1 Ситуационная модель руководства Фидлера………………………….32
5.2 Модель ”путь-цель” Т.Митчела и Р.Хауса…………………………...35
5.3 Модель жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара…………………...36
5.4 Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона…………38
6 Формирование эффективного стиля руководства…………………………...41
Заключение…..……………………………………….…………………………..43
Список использованных источников……………………………………………45
Федеральное агентство по образованию
НОУ ВПО « Российская международная академия туризма»
Новокузнецкий
филиал
Шулепова
Юлия Сергеевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА
СТИЛИ РУКОВОДСТВА
И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Руководитель
Старший руководитель
Курсовая
работа
допущена
к защите подпись руководителя «_____»____________20____г. |
Курсовая работа
«___»___________20___г. |
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Стиль
руководства…………………………………………………
1.1 Стиль: понятия и структура руководства……………………………...6
1.2 Личность руководителя………………………………………………
1.3 Классификация стилей руководства……………………………………11
2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией………………..16
3 Поведенческий подход к лидерству…………………………………………...20
3.1 ”Одномерные” стили руководства……………………………………..20
3.1.1 Теория Д.Мак Грегори……………………………………………..21
3.1.2 Модель К. Левина………………………………………………….23
3.1.3 Модель Лайкерта…………………………………………………...
3.2 ”Многомерные” стили руководства…………………………………...27
3.2.1 ”Управленческая решетка” Р.Блейка и М.Муттона……………..27
4 Подход с позиции человеческих отношений………………………………...31
5 Ситуационный подход к эффективному лидерству…………………………32
5.1 Ситуационная модель руководства Фидлера………………………….32
5.2 Модель ”путь-цель” Т.Митчела и Р.Хауса…………………………...35
5.3 Модель жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара…………………...36
5.4 Модель принятия решения
6 Формирование
эффективного стиля
Заключение…..……………………………………….…
Список использованных источников……………………………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30-50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследование проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства.
Итак, актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
̶ Наличием довольно скупых исследований в сфере лидерства;
̶ Низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельности организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Целью данной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации, анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования курсовой работы стали управленческие отношения и взаимоотношение руководителя с подчиненными. Предметом исследования являетсятеория и практика стиля руководства.
1. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
1.1 Стиль: понятие и структура руководства
Умению руководить, нельзя научить в школе, колледже или вузе. Это – прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт.
Успешное
руководство требует учета
До последней четверти XX столетия в большенстве организаций практиковался технократический подход к руководству людьми. В его рамках условно можно выделить три периода.
1. Ранний технократизм исходил из того, что человек – придаток машины. Поэтому в первую очередь рекомендовалось совершенствовать технику и поменьше обращать вниманя на работников. Это имело следствием жесточайшую эксплуатацию физических и духовных способностей людей (рабочий день доходил до 16 и даже 18 часов в сутки, к труду привлекались дети с 4 – 5 лет).
2. Классический технократизм признавал человека в производстве равным по значению машине. Это давало возможность осуществлять рационализацию трудовых операций с учетом особенностей и возможностей организма, принимать меры по улучшению условий труда. Однако здесь полностью игнорировалась личность.
3. Гуманистический технократизм предполагает уже обращение к человеку как таковому, но обезличенное (без учета индивидульных особенностей и интересов каждого). Это порождало психические перегрузки, нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, безответвенность и в целом неэффективное использование возможностей работников.
В конце XX века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организации работы персонала и управление им все больше нацелены на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное – развивать и совершенствовать себя.
Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях.1
Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». 2
Одно из глубоких исследований стиля управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».
В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».
По Мескону, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации. 3
В современной литературе встречаются множество определений стиля управления. Общим в определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. Поэтому, большой интерес представляют два последних определения, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений.
Руководитель - это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.4
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается. Эта работа предоставляет широкие возможности для развития личности; она престижна, приносит уважение окружающих. Наконец, она просто увлекательна.
Считается, что современный руководитель в системе управления выполняет следующие основные функции:
Во-первых, стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации и руководстве процессом планирования. В обычных условиях она считается главной.
Во-вторых, экспертно-иновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных.
В-третьих, административную, объединяющую целый ряд подфункции. К ним относятся: контрольная (оценка результатов деятельности); организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и пр.); направляющая (координация непосредственной работы людей); кадровая (подбор, обучение, развитие персонала); стимулирующая (убеждение и необходимость вдохновлять исполнителей, поощерение за успешную работу, наказание за провинности).
В-четвертых, коммуникационную. Она сводится к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров.
Информация о работе Стили руководства и лидерства в организации