Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:20, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.1
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.2 Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА……………………….. 5
ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА…………………………….. 13
Теория стилей руководства Р. Лайкерта…………………………. 13
Теория «X» и «Y» д. Макгрегора…………………………………. 17
Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Маутон………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 23
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители уделяют внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и строят отношения, основанные на взаимопомощи. И хотя позже было обнаружено, что выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям, например из-за характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению производительности труда, заслуга этого исследователя в том, что он углубил существующие представления о деловых отношениях между сотрудниками и показал, как принципы упоминавшейся нами теории «Y» могуг быть реализованы в структуре организации.
Преимущество
концепции Лайкерта состоит в том, что
ее можно легко операционализировать
и использовать в социологическом исследовании.
Для ускорения анализа организации автор
разработал специальный инструмент, полный
вариант которого состоял из 20 пунктов
(переменных), таких, например, как «уровень
доверительности в отношениях руководителя
и подчиненного», «характер мотивации»,
«характер взаимодействия» и др. Их можно
строить в виде шкалы и опрашивать как
руководителей, так и подчиненных. Например,
переменная «уровень доверительности»
включает описание следующих четырех
пунктов шкалы: «доверие к подчиненным
отсутствует», «доверие снисходительное,
как у хозяина к слуге», «значительное,
но не полное доверие: проявляется желание
удержать контроль в своих руках» и «полное
доверие по всем вопросам». Пункты шкалы
представляют собой конкретизированный
вариант описания моделей 1, 2, 3 и 4.
2.2. Теория «Х» и «Y» д. Макгрегора
Эта теория несколько обособлена от
других описанных процессуальных теорий
мотиваций, в связи с тем, что она
описывает типы и поведение руководителей
организаций. Тем не менее, в связи с тем,
что руководители это также сотрудники
коллектива, которым свойственна мотивация
труда и определенное поведение в процессе
труда, то ее также относят к процессуальным
теориям мотивации.9
В качестве поведенческой характеристики руководителя Д. МакГрегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство.
Летократичное руководство означает, что руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизует полномочия. Прежде всего это касается формулирования задания подчиненным и регламента их работы. Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «X». Согласно ей: человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого; у человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили; эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания.
Следует отметить, что такая категория работников действительно встречается. Например, люди, являющиеся по типу личности психастеноидами. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству и при этом жаловаться на свои условия труда, низкую зарплату и т.п.
Демократичное руководство означает, что руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным, включает их в процесс принятия решений и определение регламента работы. Предпосылки демократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «Y». Согласно ей: труд для человека — естественный процесс; в благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю; он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.
Именно такие люди и такой стиль руководства
наиболее приемлемы для достижения эффективной
мотивации в рыночных условиях хозяйствования.
2.3. Управленческая
решетка Р. Блейка и Дж. Моутон
В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон.10
Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как
1. 1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1. 9. - дом
отдыха. Руководитель
9. 1. - авторитет
- подчинение. Руководитель очень
заботится об эффективности
5. 5. - организация.
Руководитель достигает
9. 9. - команда.
Благодаря усиленному вниманию
к подчиненным и эффективности,
|
Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.
Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому «убогому» стилю управления (1.1).
Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки», и когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.
В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом и пряником».
Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.
Управленческая
решетка Блейка и Моутон оказала
значительное влияние на диагностику
организаций и деятельности менеджеров,
позволяя выявить ограничения и на этой
основе разрабатывать и осуществлять
программы организационного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.
Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на достижение.
Аналогичная ситуация может возникнуть, как это часто и происходит, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Конечно, некоторые люди имеют более выстроенную личность, чем другие, и они менее способны реагировать на различные ситуации, требующие изменений в характере поведения. Хотя в этой области необходимо проводить дальнейшие исследования, предыдущие исследования показали, что эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, т.е. меняя стили.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством.
В каждом конкретном случае между "властью руководителя" и "властью подчиненных" складывается определенная пропорция - баланс властей. Именно он определяет выбор руководителем того или иного стиля управления. Если баланс сдвинут в сторону власти руководителя, то доминируют авторитарный стиль и методы управления. Если он смещен в сторону власти подчиненных, то руководитель вынужден действовать демократически. При максимальном усилении власти подчиненных ему ничего не остается делать, как прибегать к попустительским методам управления. Более того, руководитель должен помнить, что использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть.
Поэтому рационально действующий руководитель
старается поддерживать разумный баланс
властей. Используемая им власть должна
быть необходимой и достаточной для достижения
целей, но не вызывать у подчиненных ощущения,
что ими манипулируют, используют их как
"безропотное средство", и не провоцировать
их на проявления непокорности. В то же
время показано, что при наличии допустимых
условий руководитель проявляет достаточно
сильную тенденцию к "сдвигу* этого
баланса в сторону своей власти. Данная
тенденция реализуется в двух поведенческих
проявлениях: в стремлении усилить свою
власть и в стремлении уменьшить власть
подчиненных, а тем самым - изменить общий
баланс властей в свою пользу. Итак, концепция
"баланса властей" вскрывает реально
существующие закономерности взаимодействия
трех важнейших категорий теории управления
- руководства, лидерства (и их стилей),
а также эффективности управленческой
деятельности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бармашова, Л.В. Менеджмент: Учебное пособие – РИЦ ВФМГИУ. 2004, - 256 с.
2. Блэйк, Р.Р., Мутон, Д.С. Научные методы управления, - Киев, 2002, -425с.
3. Виханский, О.С. , Наумов, А.И. Менеджмент, - М., 2001, - 520с.
4. Гроув, Э.С. Высокоэффективный менеджмент, - М., 2003, - 574с.
5. Дункан, У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте, - М., 2005, - 327с.
6. Карлоф, Б. Деловая стратегия, - М., 2003, - 320с.
7. Карлоф, Б. Вызов лидеров, - М., 2005, - 453с.
8. Лэнд, П.Э. Менеджмент - искусство управлять, - М., 2005, - 356с.
9. Поршнев, А.Г., Ефремов В.С. Менеджер ХХI века. Кто он.// Менеджмент в России и за рубежом, № 4, - 2001, - 25с.
10. Френсис, Д., Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. – М.,1994., - 512 с.
11. Якокка, Л. Карьера менеджера, - М., 2006, - 575с.