Стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание

Управление персоналом - отнюдь не новая наука, но вместе с тем в нашей стране ей долгое время не уделялось должного внимания. Обеспечение рынка необходимым количеством товара, соответствующим спросу, в большинстве случаев связано с производительностью работников. С другой стороны, квалификация персонала не является определяющим фактором. Многое зависит от выбранной системы управления персоналом и личных качеств, опыта и знаний менеджеров. Если управление осуществляется неэффективно, то даже самый квалифицированный персонал не будет работать с полной отдачей, он будет использоваться неэффективно.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Материальное стимулирование труда на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Социальное стимулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Моральное стимулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
4. Влияние психологических и физических факторов на поведение работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
4. 1.Усталость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
4.2.Запугивание на работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
4. 3.Рабочая среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
4.5Условия работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
5.Мотивация поведения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Работа состоит из  1 файл

Соц-но психолог аспекты упр-я персоналом.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

б.)Слишком контрастная освещенность предмета задания и окружающего рабочего пространства вызывает усталость глаз и может 'привести к несчастному случаю, поскольку для работника бывает трудно приспособиться к контрастному освещению при переходе от сильно освещенного к затемненному рабочему пространству.

в.)Блики могут создать дискомфорт или привести к снижению остроты зрения работника. Их следует свести к минимуму, обеспечив, чтобы потоки света не были направлены непосредственно в глаза работника; нужно также убедиться, что рабочие поверхности не отражают свет.

г.)Следует создать некоторое разнообразие визуальной обстановки, например, выкрасить стены в разные цвета или обеспечить вид на удаленные предметы, например вид из окна вдаль.

д.)Даже если производственные цеха и офисы кажутся хорошо освещенными дневным светом через окна и стеклянные крыши, следует дополнить это освещение искусственным электрическим светом, поскольку некоторые места могут оказаться в тени. Тогда искусственное освещение станет хорошим дополнением дневного света.

е.)Грязные стекла, стены или плафоны искусственного освещения значительно снижают освещенность рабочего помещения. Нужно следить, чтобы они поддерживались в чистоте.

 

 

Шум

     Существует  четыре негативных последствия  избыточного шума на производстве.

а)Глухота — продолжительное пребывание в помещении с громким шумом вызывает у большинства людей глухоту, которая начинается с потери способности слышать высокие звуки. Глухота может наступать так медленно, что работник может и не заметить начала процесса. Заботящийся о коллективе работодатель непременно периодически будет организовывать медосмотры с целью проверки слуха для работников, находящихся в шумных цехах.

 б)Производительность труда — исследования показали, что простая механическая работа, не связанная с умственными усилиями, в условиях шума не становится менее производительной. Однако работа, требующая точности, сосредоточения внимания и быстрой реакции, в условиях шума может стать менее производительной. Например, в условиях шума менее производительными становятся расчеты и наблюдения, увеличивается число попыток и учащаются ошибки. Вероятно также, хотя это и не доказано однозначно, шум повышает число несчастных случаев.

в)Раздражение — практика показывает, что со временем работники могут привыкнуть практически к любому уровню шума, но они станут жаловаться на шум в случаях, если он:

-носит случайный характер (особенно если он высокого тона)

-очевидно не нужен, лишний;                                                  

-неожиданный;                                                                          

-необъяснимый.                                                                         

Раздражение, вызванное  шумом, можно снизить, если давать соответствующие  предупреждения перед тем, как он возникает, или объяснить его происхождение.

г.)Нарушение коммуникаций — устные распоряжение могут быть плохо услышаны тем, к кому они обращены, или неправильно поняты из-за сильного шума.

 

 

Отопление и вентиляция.

    Здесь особую важность имеют три фактора: температура, влажность и ток воздуха. Все эти факторы могут оказывать влияние на эффективность работы и комфортность рабочих условий.

а.)Температура — на фабриках оптимальная температура для выполнения легкой работы составляет 10°С (65°Р), тогда как большинство людей чувствуют себя комфортно при температуре от 15 до 20°С (60—70°Р). Тяжелую работу лучше всего выполнять при температуре в диапазоне от 12 до 15°С (55—60°Р). В офисах комфортная температура составляет от 19 до 23°С (от 67 до 73°Р).

б.)Влажность — приобретает особую важность только тогда, когда условия работы характеризуются избыточной влажностью или чрезвычайной сухостью. В первом случае работники жалуются на духоту, во втором — на сухость в носоглотке.

в.)Ток воздуха — общепринятым считается мнение, что для комфортности пребывания в помещении  ток воздуха в нем должен иметь скорость 10 м/мин. Если температура в помещении выше или ниже идеальной, ток воздуха должен быть быстрее или медленнее, чем 10 м/мин. Для улучшения тока воздуха можно использовать вентиляторы или системы кондиционирования воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 УСЛОВИЯ РАБОТЫ

Время работы

     Работники,  занятые физическим трудом,  как  правило, работают более длительное  время, чем работники нефизического  труда, отчасти из-за традиционно более раннего начала рабочего дня, а отчасти потому, что они выполняют большой объем сверхурочной работы. Статистика, публикуемая министерством занятости, показывает, что в среднем мужчины — работники физического труда работают на семь часов в неделю больше, чем мужчины — работники нефизического труда, а женщины, занятые физическим трудом, — на три часа в неделю больше, чем женщины, чей труд не связан с непосредственными физическими усилиями.

Сверхурочная работа

     Компания предлагает своим работникам сверхурочную работу по следующим причинам:

а.)чтобы обеспечить уровень выпуска продукции, компенсируя нехватку рабочей силы;

б.)для временного или сезонного увеличения объема производства   без соответствующего увеличения численности штата;

в.)чтобы производить ремонт и обслуживание предприятия и производственного оборудования в часы, когда оно не эксплуатируется.

  Таким образом, при правильной организации дела сверхурочная работа может существенно увеличить эффективность деятельности компании. В то же время исследования показывают, что в основном сверхурочная работа объясняется не названными причинами, а стремлением увеличить доходы работников. Вследствие этого сверхурочная работа становится неэффективной практикой, поскольку ремонт и обслуживание оборудования необходимо проводить в нерабочие часы и без ущерба для объема производства.

 

    Посменная работа

   За последние 30 лет общепринятой стала практика непрерывного использования дорогостоящего оборудования для покрытия затрат на его приобретение. Следствием этого является неуклонное возрастание использования посменной работы, т.е. такая организация труда, при которой одна смена работников сменяет на производстве другую, что позволяет обеспечивать непрерывность производственного процесса.

    Посменная работа является или двухсменной, когда в течение дня две смены сменяют одна другую без ночной работы, или трехсменной, когда три смены работников обеспечивают непрерывную круглосуточную работу предприятия.

   Те, кто работает посменно, могут стать причиной и жертвой более серьезных аварий и несчастных случаев, а качество их работы зачастую бывает весьма низким.

Гибкий график работы

    Этот относительно новый вариант организации рабочего времени позволяет работникам самим выбирать время присутствия на рабочем месте в указанном работодателем диапазоне. Детали организации работы по гибкому графику могут различаться, но наиболее распространенными являются следующие схемы.

а.)Работники в обязательном порядке должны присутствовать на своих рабочих местах в определенную часть дня, которая обычно называется «ключевое время», например с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00.

б.)Работники могут по своему усмотрению покидать работу или прибывать на нее в определенный период времени, установленный компанией, например, не раньше 8.00 и не позже 19.00.

в.)Работники по своему усмотрению могут укоротить или удлинить перерыв на обед.

г.)Часы переработки сверх установленной нормативной продолжительности рабочего времени за отчетный период, как правило, за месяц, могут быть взяты работниками в виде отгулов или частичных отгулов.

  Считается, что преимуществом подобной организации рабочего времени является существенное повышение уровня удовлетворенности работников, поскольку им предоставляется определенная свобода для решения своих личных проблем, снижение уровня прогулов, а также обеспечение присутствия на рабочих местах персонала вне нормального рабочего времени. Но при гибком графике работы возрастают затраты на освещение и отопление, а, кроме того, некоторые работники, приходящие раньше или позже остальных, иногда не могут продуктивно работать из-за отсутствия на рабочих местах тех, с кем они обычно сотрудничают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мотивация поведения  персонала. 

 Необходимость удовлетворения человеческих нужд или потребностей является важнейшей социально-экономической задачей в рыночных отношениях. На рынке под нуждой принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо: товара, услуги, блага. Нужды не создаются усилиями людей, а являются исходными составляющими природы человека. Как правило, нужда переходит в потребность людей.

  Потребность человека характеризует его конкретную нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Все потребности человека по основным своим признакам можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, позитивные и негативные, прямые и косвенные, общие и особенные, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, беспрерывные и прерывные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные и т.д.

  По мере развития общества растут и потребности людей. Производители пытаются сформировать прочную связь между выпускаемыми товарами и потребностями человека. Тот или иной товар пропагандируется и рекламируется как средство удовлетворения одной или нескольких специфических нужд человека.

  Однако потребитель выбирает только тот товар, который доставит ему наибольшее удовлетворение при имеющихся финансовых возможностях. Так потребность в дальнейшем превращается в спрос. Спрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью людей на определенный товар.

        На рынке под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребность или нужду человека и предлагается с целью его приобретения и использования или потребления. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем больше продукции может выпускать производитель и тем выше получит он доход или прибыль.

 В условиях рынка  каждый человек выступает, с одной стороны, как потребитель материальных благ, производимых предприятием, а с другой—   как обладатель рабочей силы, знаний, умений и способностей, необходимых различным предприятиям и организациям для осуществления своей экономической деятельности.

  На рынке труда величина спроса на рабочую силу определяется потребностями производителей, объемом выпускаемой продукции, необходимым количеством рабочих мест, продуктивностью труда работников, а предложение — численностью желающих работать трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационным составом. На рынке товаров и услуг объем спроса  формируется исходя из потребностей населения в той или иной продукции, а предложение — с учетом наличия у производителей ресурсов, в том числе количества и состава рабочей силы. Следовательно, в том и другом случае потребности людей служат основным рыночным регулятором спроса и предложения на труд и товар.

       Система человеческих потребностей является также основой совершенствования организации и управления трудом в современном производстве. Потребности людей определяют не только величину спроса на тот или иной товар, но и производственное поведение участников процесса труда.    

       Современная экономическая теория позволяет классифицировать все человеческие потребности как первичные и вторичные. Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными, вторичные потребности по своему происхождению можно считать психологическими. Первичные потребности заложены в человеке генетически, вторичные появляются с опытом. Вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. Потребности, как и мотивы поведения человека, невозможно непосредственно наблюдать, или измерять, об их существовании можно судить лишь по поведению людей.

       Механизм взаимодействия между потребностями человека  и мотивами его поведенческой деятельности был раскрыт американским психологом А. Маслоу, разработавшим так называемую иерархию потребностей, согласно которой все потребности людей можно разделить на пять основных категорий.

1. Физиологические потребности  являются необходимыми для   выживания человека и включают  потребности в пище, воде, жилье,  одежде, отдыхе и многие другие  естественные потребности людей.

2. Потребности в безопасности  и уверенности в будущем определяются необходимостью защиты людей от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного уровня жизни и, конечно, наличия интересной и высокооплачиваемой работы и т.д.

Информация о работе Стимулирование труда