Стратегический анализ ОАО МТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

"МТС" является ведущим оператором сотовой связи в России, предоставляющим свои услуги под семейством торговых марок "МТС", одной из наиболее известных торговых марок в стране. Лицензии на предоставление услуг сотовой связи группы компаний "МТС" охватывают территорию, на которой проживает 92% населения России (134 млн. человек), включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. "МТС" стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции Компании котируются на NYSE под символом VIP.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 4
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 6
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТРАСЛИ 6
3.2 АНАЛИЗ ДВИЖУЩИХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЭТОЙ ОТРАСЛИ 7
3.3 ВЫЯВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА ДЛЯ ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ 11
3.4 ПОСТРОЕНИЕ КАРТЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ГРУПП 12
4. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 14
4.1 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ 14
4.2 S.W.O.T. – АНАЛИЗ 14
4.3 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА И МАРКЕТИНГА В ОТРАСЛИ 19
4.4 PORTFOLIO – АНАЛИЗ 23
5. ВЫВОД О РЕАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ 25
6. ВЫБОР ВАРИАНТА СТРАТЕГИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа состоит из  1 файл

Стратегический анализ потенциала предприятия ОАО МТС.docx

— 101.87 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, становятся менее понятны базовые  условия тарифов, которые служили  основой сегментации рынка оператором. Зачастую даже лояльный по складу характера  клиент вынужден менять оператора. Слишком  активная политика, ввод множества  новых тарифов и проведение рекламных  кампаний приводят абонента (лояльного  и среднелояльного) в замешательство. В определенной степени это замедляет  естественный процесс сегментации  рынка как на этапе выбора своего оператора, так и внутри компании, между тарифами. Отсутствие точных портретов целевых потребителей по сегментам снижает в дальнейшем эффективность мероприятий, ориентированных  на увеличение лояльности, среднего счета  абонента (голосового трафика и объема используемых неголосовых услуг).

     Существуют  две возможные маркетинговые  стратегии. Первая: дозированное введение тарифов с четким позиционированием  на определенном сегменте, немногочисленные временные акции. Вторая: бурное расширение тарифных планов с небольшими модификациями, активное проведение акций. Обе имеют  право на существование, поскольку  доказали эффективность, но в краткосрочном  периоде. Складывается впечатление, что  операторы просеивают рынок: умышленно  идут на увеличение количества SIM-карт, вбрасывая новые предложения  в поисках своих абонентов  и наиболее подходящей для рынка  сегментации тарифов.

     В среднесрочной перспективе такое  просеивание может привести к  размыванию сегментов абонентских  баз. Когда неизвестно, кто твой покупатель, то непонятно, как на него воздействовать и что ему предлагать. В краткосрочном  периоде эффект случайного абонента может помочь увеличить абонентскую  базу. Но рост пойдет за счет нелояльных пользователей и того сегмента лояльных, которые подключились, но с оператором определились не окончательно.

     Маркетинговая (в первую очередь тарифная) политика оператора должна быть дозированной, понятной и прозрачной с точки  зрения того, на кого она направлена: новичка, лояльного и нелояльного  абонента для временного резкого  увеличения трафика, а значит, дохода. Исходя из этого, необходимо четко применять  следующие инструменты. Временные  акции оказывают влияние прежде всего на нелояльных абонентов.

     В отношении среднелояльных необходимо четкое обозначение базовых тарифов  для того, чтобы пользователь выбрал определенное семейство тарифов  и компанию. На закрепление их лояльности работает модификация тарифов (тарифный план внутри семейства), дополнительные опции (автоматический определитель и антиопределитель номера, переадресация, удержание вызова, голосовая почта, SMS-сервисы), которые можно по выбору включать и выключать. С их помощью абонент подгоняет тариф под свои потребности. Для лояльных абонентов важно введение услуг более высокого порядка (WAP, GPRS, видеосвязь, конференц-связь, MMS), за счет которых увеличиваются затраты абонента.

     Таким образом, если операторы, оказывающие  услуги на рынке Сибирского региона, не будут проводить более четкого  сегментирования абонентской базы и позиционирования своей компании и тарифов, то снижение темпов роста  числа пользователей связью и  доходов сотовых компаний может  сохраниться и даже усилиться.

    4.4  Portfolio – анализ

 

     Абонентская база операторов сотовой связи в  России за первое полугодие 2009 года выросла на 36,5% (на 13,2 млн человек) и составила 49,5 млн абонентов. Уровень проникновения - 34,1%. На начало сентября количество пользователей составило 55,6 млн человек, проникновение услуг - 38,3%.

     Доля  столиц в первом полугодии 2009 года сократилась с 41,4% до 36%. Регионы оказались более динамичны по сравнению с центром (рост 49,2% против 16,6% в Москве и 25,5% в Санкт-Петербурге). Они и внесли основной вклад в развитие рынка сотовой связи в первой половине 2005 года - 78,8%.

     Абонентская база четырех крупнейших сотовых  операторов Сибирского региона (Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская, Иркутская, Читинская области, Красноярский и  Алтайский края, республики Хакасия, Бурятия, Алтай и Тыва) увеличилась  за 6 месяцев этого года на 48% и  составила 3,9 млн абонентов. Уровень  проникновения - около 21% от населения  данной территории. Доля Сибири в совокупной базе России - 8,3%. К началу сентября число абонентов ведущих операторов Сибири выросло еще на 12% (по сравнению  с данными на конец первого  полугодия текущего года), составив около 4,4 млн человек. Уровень проникновения - 23%.

     Основными территориями распространения связи  по-прежнему остаются Новосибирская  область (доля в абонентской базе Сибири - 26%), Красноярский край (20%) и  Кемеровская (16,5%) область. Основными  игроками на рынке Сибири выступают  операторы "большой тройки" и  межрегиональная компания "Связьинвеста" "Сибирьтелеком". За 6 месяцев 2009 года прирост абонентской базы "МТСа" составил 59%, Би Лайн - 34%, "МегаФона" - 87,3%, "Теле 2" - 83%. В конце первого полугодия на долю "МТС" приходилось 42% всех абонентов Сибири, Би Лайн - 37%, "Сибирьтелекома" - 17%, "МегаФона" - 4%.

 

       5. Вывод о  реальной конкурентной  позиции фирмы

 

      Из  таблицы уровня конкретных сильных  и слабых сторон фирмы являющаяся частью итоговой матрицы SWOT-анализа (таблица 3) можно сделать следующие выводы самым сильным преимуществом фирмы является зона  покрытия и лидирующее положение на рынке. Эти преимущества позволяют фирме воспользоваться благоприятными возможностями и противостоять реальным угрозам. Самый низкий рейтинг среди преимуществ имеет высокое качество услуг.

      Таблица 3

      Уровень конкретных сильных и слабых сторон фирмы

Сильные стороны (S) Интенсивность (Ai)
Лидер рынка 61,13
Большая зона покрытия 66,02
Высокое качество услуг (малая доля сбоев  и перегруж) 37,18
Постоянное  внедрение новых услуг и технологий 43,30
Имидж марки (в регионе) 48,42
Слабые  стороны (W)  
Однородность  рекламы для всех сегментов потребителей -16,87
Большие издержки на обслуживание сети -30,36
Высокая цена -55,01
Низкая  ценность инноваций для потребителя -24,54
Мало  центров обслуживания -20,11
 

      Самым большим недостатком фирмы является высокая цена. Другим существенным недостатком на рынке услуг сотовой  связи Новосибирской области  можно назвать большие издержки на обслуживание сети. Эти два показателя существенно снижают конкурентоспособность  фирмы.

      Согласно  оценкам экспертов среди благоприятных  возможностей самыми вероятными являются:

  • получение лицензии на строительство сетей 3G;
  • снижение цены на взаимодополняющие товары и услуги;
  • рост спроса на дополнительные услуги.

      Среди угроз самая высокая вероятность  появления следующих:

  • увеличение числа конкурентов;
  • расширение зоны покрытия сети конкурентами;
  • снижение цены у конкурентов.

      Из  проведенного SWOT-анализа (см. табл. 4) можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются:

  • снижение уровня доходов населения;
  • распространение предубеждений у населения против сотовой связи.

      ЗАО «МТС» сможет легко справиться с такими угрозами как:

  • большое число конкурентов;
  • расширение зоны покрытия сети.

      Так как сильные стороны фирмы  помогают ей нейтрализовать последствия  этих угроз.

      Анализ  показывает, что с наименьшей вероятностью фирма сможет воспользоваться следующими возможностями:

  • благоприятные демографические изменения;
  • снижение налогов;
  • исчезновение с рынка услуг заменителей.

      Эти возможности пока не в поле досягаемости деятельности фирмы.

      Таблица 4

      Уровень конкретных угроз и благоприятных  возможностей для фирмы

      
 Благоприятные возможности (O)
 Благоприятные демогр-ие имзменения  Снижение  конкуренции  Увеличение  уровня доходов населения  Снижение  налогов и сборов  Снижение  цены на взаимодополняющие товары и  услуги  Получение лицензии на строительство сетей 3G  Исчезновени с рынка связи услуг - заменителей  Рост спроса на дополнительные услуги
 3,46  6,49  8,09  4,27  8,91  21,86  4,47  10,13
 Угрозы (T)
 Замедление  роста рынка сотовой связи  в РО  Большое число  конкурентов  Снижение  цены у конкурентов  Закон о сохранении телефонного номера при переходе в другую сеть  Расширение  зоны покрытия сети конкурентами  Выход на рынок  связи новых услуг заменителей  Снижение  уровней доходов населения.  Распространение предубеждений у населения против сотовой связи
 5,56  12,36  7,25  2,59  9,12  3,84  0,28  0,44
  

      На  основе анализа можно сделать  вывод, что компания ЗАО «МТС» достигло успехов на рынке сотовой связи в Новосибирской области благодаря тому, что эта первая фирма, которая сделала услуги сотовой связи действительно доступными широкому кругу населения. Заделы лидерства заключаются именно в этом. Следя за развитием рынка, по мере появления конкурентов компания оптимизировала тарифные планы и активно расширяла зону действия сети.

      6. Выбор варианта  стратегии 

 

     Выбранная стратегия занятия лидирующего  положения в области сотовой  связи является верной и должна применяться  в дальнейшем. Необходимо исследовать  все сегменты рынка, например, сегмент  потребителей с более низкими  доходами и разработать стратегию  работы на этом сегменте.

 

       Заключение

      В данной работе был проведен стратегический анализ рынка  услуг сотовой связи  Новосибирской области, определено занимаемое положение на рынке фирмы  ЗАО «МТС» - бренд МТС, изучены основные конкуренты. Для выявления сильных и слабых сторон компании был проведен SWOT-анализ, который показал стратегические возможности для компании и опасности которые могут навредить компании.

      Для повышения конкурентоспособности  фирмы были предложены такие меры как получение лицензии третьего поколения связи, внедрение современных  информационных систем управления бизнесом, популяризация дополнительных услуг  на базе GPRS. В работе доказана экономическая эффективность предлагаемых мер.

      Нужно отметить, что Российская законодательная  база, регулирующая рынок связи достаточно развита Российский рынок продолжает развиваться, в отличии от Европейского рынка переживающего кризис.

      Анализ рынка услуг сотовой связи Новосибирской области показал более высокий уровень конкуренции в сравнении со средними по России. Это обусловлено тем, что на рынке действуют четыре GSM оператора. В условиях такой жестокой конкуренции необходимо постоянно следить за изменениями потребительских предпочтений, в чем отличными помощниками станут  комплексы информационных систем управления бизнесом. Также

      Анализ  деятельности ЗАО «МТС» показал, что фирма является лидером рынка.

      Рассмотрены основные проблемы операторов на рынке  услуг сотовой связи в Новосибирской  области. Также проанализированы участники  рынка, которые были разделены на две стратегические группы конкурентов

Информация о работе Стратегический анализ ОАО МТС