Стратегический анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – сделать предварительный анализ и SWOT-анализ производственной фирмы «Харбелл» и на основе полученных результатов дать рекомендации для улучшения эффективности деятельности фирмы.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика предприятия
2. Анализ макросреды предприятия
3. Анализ мезосреды предприятия
4. Анализ микросреды предприятия
5. Построение матрицы SWOT-анализа
Выводы
Рекомендации
Литература

Работа состоит из  1 файл

стратегический анализ предприятия.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)
 

     Проведенный анализ мезосреды фирмы «Харбелл»  свидетельствует, что необходимо следить  за деятельностью как потенциальных, так и существующих в данной отрасли  конкурентов с целью поддержания  конкретных позиций на рынке (расширением  номенклатуры, гибкая ценовая политика).

     Основной  стратегией низких затрат фирмы является снижение цен на поставляемое сырье  Поставщиком, поиск Поставщиков  сырья или Производителей по более  низким ценам и надлежащего качества. 

     4. АНАЛИЗ МИКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 

     Ключевым этапом стратегического анализа внутренней среды фирмы «Харьелл» является определение его сильных и слабых сторон (SNW-анализ), основанный на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов). Анализ факторов микросреды приведен в Таблице 4.1.

 

      Таблица 4.1 – Исходные данные для  анализа факторов микросреды предприятия

Группа  факторов Фактор Текущее состояние фактора и тенденция к изменению фактора Определение возможности  или угрозы Оценка (-30

+30)

Коэф.

Знач.

Взвешенная  оценка
1 2 3 4 5 6 7
Маркетинг 1. Маркетинговая  стратегия

2. Товарная политика

улучш.

улучш.

сильная

сильная

+10

+5

0,5

0,5

+5

+2,5

  Всего:       1 +7,5
Организация 1. Наличие организационной  структуры

2. Организационная  структура производственного отдела

улучш. 

улучш.

сильная 

сильная

+5 

+5

0,6 

0,4

+3 

+2

  Всего:       1 +5
Управление 1. Степень разработки  управленческой философии

2. Отсутствие  разработки стратегического планирования

улучш. 

улучш.

сильная 

сильная

+15 

+10

0,5 

0,5

+7,5 

+5

  Всего:       1 +12,5
Персонал 1. Квалификация  персонала

2. Уровень подготовки  кадров

улучш.

улучш.

сильная

сильная

+30

+30

0,5

0,5

+15

+15

  Всего:       1 +30
Финансы 1. Степень стабильности

2. Невыполнение  обязательств

ухудш.

улучш.

слабая

сильная

-10

+5

0,6

0,4

-6

+2

  Всего:       1 -4
ИТОГО: +51
 

 

      По результатам углубленного анализа  факторов макросреды фирмы «Харбелл»  составляющие разделены на две группы: сильные и слабые стороны (Таблица 4.1, Столбец 4).

     В результате проведенного анализа внутренней среды фирмы можно утверждать, что не обращая внимания на сложившиеся  трудности, фирма «Харбелл» имеет  хороший потенциал для дальнейшего роста.

     Соответственно  следует осуществить такие мероприятия, как, усилить организационную структуру  производственного отдела фирмы  а самое главное усилить финансовую стабильность предприятия, связанную  с тем, что фирма «Харбелл»  не привлекает долгосрочные кредиты, о чем свидетельствует ведение фирмой нерациональной финансовой политики. 

     5. ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ SWOT-АНАЛИЗА 

     Следующим этапом стратегического анализа  является составление стратегического  баланса предприятия, под которым  понимают объединение факторов внешней среды, которые положительно и отрицательно влияют на деятельность предприятия, с относительно сильными или слабыми сторонами деятельности предприятия. Составление стратегического баланса в западной литературе получило название SWOT-анализ.

     Наипростейшим инструментом SWOT-анализа является матрица первичного стратегического анализа, которая позволяет упорядочить процесс осмысления всей существующей информации с использованием собственного мнения и оценок менеджера (Таблица 5.2).

     Установив возможные парные комбинации: «возможности-сильные стороны», «возможности - слабые стороны», «угрозы – сильные стороны», «угрозы – слабые стороны», определяем, какие из них следует учитывать для выбора стратегии фирмы «Харбелл». Наиболее привлекательным является поле «возможности- сильные стороны» матрицы SWOT, которое выступает основой для формирования оптимистического прогноза, а наиболее опасным – поле «угрозы- слабые стороны», потому что такое объединение способствует реализации пессимистических прогнозов относительно деятельности фирмы. Ситуация с двумя другими полями не является четко определенной.

     Составим  вначале таблицу совокупной численной  оценки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды  и микросреды фирмы «Харбелл» (См. Таблица 5.1). 

     Таблица 5.1 – Совокупная численная оценка сильных и слабых сторон, угроз  и возможностей макро-, мезосреды  и микросреды предприятия.

Микросреда Слабые  стороны Сильные стороны
1. Степень  стабильности -6 1. Квалификация  персонала +15
    2. Уровень подготовки кадров +15
    3. Степень разработки  управленческой философии +7,5
    4. Маркетинговая  стратегия +5
    5. Отсутствие  разработки стратегического планирования +5
    6. . Наличие организационной  структуры +3
    7. Товарная политика +2,5
    8. Организационная структура производственного отдела +2
    9. Выполнение  обязательств +2
  Итого: -6 Итого: +57
Макро- и мезосреда Угрозы Возможности
1. Снижение  цен на сырье -18 1. Нарушение  поставок сырья +21
2. Социальная  обеспеченность -17,5 2. Появление новой продукции +15
3. Темп  инфляции -15 3. Увеличение  номенклатуры +15
4. Уровень  политической стабильности -12,5 4. Склонность  покупателей к приобретению товаров  данного предприятия +12
5. Характер  политической борьбы -12,5 5. Появление  торговой сети у предприятия +10
6. Законы, ограничивающие деятельность предпринимателей -12 6. Появление  новых поставщиков +3
7. Уровень  загрязнения окружающей среды -12 7. Банкротство  фирм-торговцев +2,5
8. Снижение  цен на готовую продукцию -12    
9. Усиление конкурентных преимуществ конкурентов -12    
10. Выполнение  государственного (областного, местного) бюджета -10    
11. Уровень  смертности -10    
5. Введение  в действие благоприятных законодательных  актов для предпринимателей -8    
12. Криминализация  общества -6    
13. Уровень  рождаемости  -5    
14. Усиление  конкуренции -4    
15. Инновации  в отрасли создания товаров -2,5    
16. Инновации  в маркетинге -2,5    
17. Уровень  изменения потребностей, предпочтений  и вкусов покупателей -2    
18. Состояние природных ресурсов страны -1    
Итого: -174,5 Итого: +78,5
 

 

      Таблица 5.2 – Формулирование проблемного  поля для предприятия с помощью  матрицы SWOT-анализа

Микросреда  предприятия 

Макро- и мезосреда  предприятия

Сильные стороны Слабые  стороны
1. Квалификация персонала 2. Уровень подготовки  кадров 3. Степень разработки управленческой философии 4. Маркетинговая  стратегия 1. Степень стабильности      
+15 +15 +7,5 +5 -6      
Возможности 1. Поставки сырья

+21

+36 +36 +28,5 +26 +15      
2. Появление новой продукции

+15

+30 +30 +22,5 +20 +9      
3. Увеличение номенклатуры

+15

+30 +30 +22,5 +20 +9      
4. Склонность покупателей к приобретению  товаров данного предприятия

+12

+27 +27 +19,5 +17 +6      
Угрозы 1. Повышение  цен на сырье

-18

-3 -3 -10,5 -13 -24      
2. Социальная обеспеченность

-17,5

-2,5 -2,5 -10 -12,5 -23,5      
3. Темп инфляции

-15

0 0 -7,5 -10 -21      
4. Уровень политической стабильности

-12,5

+2,5 +2,5 -5 -7,5 -18,5      
 

 

      На каждом полученном поле матрицы  нужно рассмотреть все возможные  парные комбинации и выделить из них  те, которые могут учитываться  при разработке стратегии.

     Поле  Сильные стороны  и Возможности.

     Сильные стороны предприятия превосходят  слабые, а рынок предоставляет  больше возможностей, нежели образует угроз. В такой ситуации предприятие  должно применять активные действия для укрепления позиций на рынке путем расширения своей части, дифференциации продуктов, выведением на рынок товаров- новичков. Устойчивое финансовое состояние дает возможность выделить ресурсы на научно-исследовательские работы, увеличивать инвестиционный портфель, преодолевать конкурентов. 

     Таблица 5.3- Количественная оценка проблем предприятия  на основе матрицы SWOT-анализа

Проблема Оценка Стратегия
1. Степень  отсутствия финансовой стабильности  предприятия - 24 Финансовая  стратегия
2. Отсутствие  эффективной маркетинговой политики -13 Маркетинговая стратегия
3. Степень  разработки управленческой философии -10,5 Стратегия управления персоналом
4. Уровень  подготовки кадров -3 Кадровая стратегия
5.Квалификация  персонала -3 Функциональная  стратегия
 

     Поле  Сильные стороны  и Угрозы.

     Предприятие должно использовать свои сильные стороны, которые преобладают, для нейтрализации  внешних угроз, а не для роста, то есть переходить к позиционной  обороне. Эти предприятия могут  избирательно осуществлять "контратаки" — занимать отдельные рыночные ниши, но больше усилий должны направлять на стимулирование конкурентов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозы.

     Поле  Слабые стороны Возможности.

Информация о работе Стратегический анализ предприятия