Стратегический анализ внешней среды фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ внешней среды предприятия. Для этого необходимо решить следующие задачи
1. рассмотреть функции и задачи коммерческой деятельности фирмы;
2. раскрыть сущность анализа внешней среды фирмы;
3. дать характеристику предприятия;
4. провести внешний анализ ООО «Альянс»;

Содержание

Введение
1.Теоретические основы анализа внешней среды
1.1Основные понятия
1.2Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
1.3Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)
2.Анализ внешней среды ООО «Альянс»
3. Предложения по стратегическому развитию предприятия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая страт.менеджмент2.docx

— 45.62 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы  анализа внешней среды

1.1Основные понятия

1.2Внешняя микросреда (среда  прямого воздействия)

1.3Внешняя макросреда (среда  косвенного воздействия)

2.Анализ внешней среды ООО «Альянс»

3. Предложения по стратегическому  развитию предприятия

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию  как на единое целое, объяснить с  общесистемных позиций, почему некоторые  фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или  им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей  основных участников рынка.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который  объединяет различные разделы и  дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.

В самом общем виде стратегия  может быть определена как эффективная  деловая концепция, дополненная  набором реальных действий, который  способен привести эту деловую концепцию  к достижению реального конкурентного  преимущества, способного сохраняться  длительное время. Разработка стратегии  должна основываться на глубоком понимании  рынка, оценке позиции предприятия  на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

Фактически стратегия - это  управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия, которую решило использовать руководство, указывает на то, что  «из всех направлений, имеющихся  у нас в распоряжении, и возможных  для нас действий, мы решили следовать  в выбранном направлении и  вести наш бизнес таким образом». Не обладая стратегией, руководитель не имеет продуманного курса движения и программы действий для достижения желаемых результатов.

Для того чтобы работа компании была максимально эффективной, руководители должны сочетать в себе способности  хорошего разработчика стратегий и  умелого специалиста по их реализации. Чем более продумана стратегия  компании и чем более умело  он используется, тем выше вероятность  того, что компания достигнет хороших  результатов в работе. Эффективное  использование эффективной стратегии - это испытанный рецепт успеха в  бизнесе, но и лучшее испытание качества управления.

Если организация хочет, чтобы ее управление оценивалось  как отличное, она должна продемонстрировать отличную реализацию отличной стратегии.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что  стратегического управления состоит  в обеспечении взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.

Объектом исследования работы является ООО «Альянс».

Предметом данной курсовой работы является анализ внешней среды  фирмы на примере ООО «Альянс».

Целью работы является анализ внешней среды предприятия. Для  этого необходимо решить следующие  задачи

1. рассмотреть функции  и задачи коммерческой деятельности  фирмы;

2. раскрыть сущность анализа  внешней среды фирмы;

3. дать характеристику  предприятия;

4. провести внешний анализ  ООО «Альянс»;

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на ее функционирование и поэтому  требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную  деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. В этой части анализа рассматриваются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы. [5]

Изучение рабочей среды  предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры.

Рисунок 1 - Среда фирмы

 

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом  рынка -- две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике -- прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

Один из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь  за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие “внутренние” проблемы наших предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она “заставляет” искать свою “нишу” в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных  условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних  условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. [4]

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно  учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.

Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация  обязана реагировать.

Управленческий аппарат  фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в  первую очередь теми факторами, от которых  решающим образом зависит эффективность  деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней  среды и действии ее различных  факторов. Классификация факторов внешней  среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь  в целом принятой в менеджменте  классификации можно предложить следующую классификацию прямого  и косвенного воздействия:

- Характер и состояние  рыночных отношений

- Хозяйственные факторы  фирмы

- Регулирование предпринимательской  деятельности

- Общеэкономические

- Общеполитические

Первые две категории  факторов относятся к факторам прямого  воздействия, последние три - к факторам косвенного воздействия.

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами

- взаимосвязанность факторов;

- сложность;

- подвижность;

- неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения  взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение  любой внутренней переменной может  сказываться на других, изменение  одного фактора внешнего окружения  может обусловливать изменение  других.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы.

Под сложностью внешней среды  понимается число факторов, на которые  организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Подвижность среды - скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность  внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации  и ниже для других. Учитывая сложность  функционирования в условиях высокоподвижной  среды, организация или ее подразделения  должны опираться на более разнообразную  информацию, чтобы принимать эффективные  решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений  более трудным процессом.

Неопределенность внешней  среды является функцией количества информации, которой располагает  организация по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  этой информации.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в  мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной  деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических  условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности  производства отдельных видов продуктов  и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР - производство - сбыт.

Анализ внешней среды  требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для  принятия правильных и своевременных  решений.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью  определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.

1.2 ВНЕШНЯЯ МИКРОСРЕДА (среда прямого воздействия)

Внешнюю среду подразделяют на:

-микросреду - среду прямого  влияния на предприятие, которую  создают поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции  (услуг) предприятия, торговые  и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные  учреждения, страховые компании;

-макросреду, влияющую на  предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую,  научно-техническую, экономическую  экологическую, политическую и  международную среду.

Внешняя среда организации  прямого воздействия - это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые  непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис.2 как система  ее (фирмы) материальных, финансовых и  информационных связей.

Рисунок 2 - Внешняя микросреда фирмы

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым  окружением организации. Это окружение  формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:

- поставщики (сырье, материалы,  финансы) ресурсов, оборудования, энергии,  капитала и рабочей силы;

- государственные органы (организация обязана соблюдать  требования органов государственного  регулирования, то есть принудительного  выполнения законов в сферах  компетенции этих органов);

- потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);

- конкуренты - лица, группы  лиц, фирм, предприятий, соперничающих  в достижении идентичных целей,  стремление обладать теми же  ресурсами, благами, занимать  положение на рынке;

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды фирмы