Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:12, контрольная работа
Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования.
Введение
1. Сущность стратегического анализа
2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2.1 SWOT-анализ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Сущность стратегического анализа
2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2.1 SWOT-анализ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.
1. Сущность стратегического анализа
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим один из самых популярных SWOT-анализ:
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Рис. 1 Последовательность действий для проведения SWOT-анализа
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Рис.2 Матрица SWOT-анализа
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа - это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа
В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
определены основные направления развития предприятия
сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса
|
|
1. Значительная доля рынка (ОАО АвтоВаз – крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. На конец 2011 года российском рынке его доля составила 20%). 2. По объему производства входит в двадцатку ведущих мировых автопроизводителей (в 2011 году завод выпустил 561 700 автомобилей) 3. ОАО АвтоВаз - один из крупнейший участников внешнеэкономической деятельности в России (Автомобили продаются в нескольких десятках стран мира, что позволяет продавать авто за рубежом ). 4. Узнаваемость и известность бренда Лада (Бренд Лада известен более чем в 60 странах мира.) 5. Находится под контролем государства ГК Ростехнологии (Основными акционерами АВТОВАЗа по состоянию на 1 апреля 2012г. являлись госкомпания "Ростехнологии" (36,32%), ЗАО "ИК "Тройка Диалог" (19,64%) и французский автомобильный концерн Renault (25%)). 6. Наличие зарубежного стратегического партнера в лице RENAULT(Собирается модель LADA универсал на базе LOGANA) 7. Материнская компания ОАО Автоваз объединяет около 270 дочерних компаний в 17 странах – обеспечение рабочими местами) 8. Относительно невысокая стоимость Автомобилей по Сравнению с Новыми иномарками (Цены на новые автомобили Лада варьируют в переделах от 250-400 тыс. руб., это позволяет людям с небольшим заработком сделать выбор в пользу отечественных автомобилей) 9.У ОАО АвтоВаза имеется крупнейший в стране научно- технический центр для испытаний автомобилей (Центр обладает всем необходимым для проектных, исследовательских, испытательных работ) 9. Обширная дилерская сеть (дилеры продают и обслуживают автомобили по всей территории РФ и за ее пределами). 10. Развитая система кредитования (кредитная программа предлагает удобные программы) 11. Дешевизна в обслуживании и эксплуатации (ремонт и запчасти для автомобилей Лада обходится дешевле нежели ремонт иномарки). 12. Скоординированная политика в области организации оплаты труда и социальной защищенности работников (Корпоративная Система управления предусматривает большой набор инструментов и методов работы с персоналом, в т.ч. проверенную и осмысленную за многие годы социальную политику. Разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные и жилищные программы и программы помощи работникам позволяют привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять лояльное отношение работников к акционерному обществу, способствуют достижению целей предприятия). 13. Сильная база по НИОКР(позволяет Создавать новые виды высококачественных материалов для уменьшения издержек) 14. Подготовка рабочих по техническим специальностям, наиболее востребованным на заводе в учебных заведениях, принадлежащих ОАО АвтоВазу ( колледжи, лицеи, училища и т.д.) (подготовка нужных и профессиональных кадров). | 1. Слабый имидж бренда (небольшой ассортимент и невысокое качество сборки автомобилей заставляет покупателей делать свой выбор не в пользу отечественных автомобилей ) 2. Использовавшие устаревшего оборудования и технологий производства (ОАО АвтоВаз необходимо произвести модернизацию оборудования и технологий сборки автомобилей, потому что, например из- за устаревших технологий и оборудования снижается производительность труда) 3. Старый модельный ряд, не соответствующий западным образцам (иностранные производители предлагают более усовершенствованные автомобили, например разнообразие цветовых гамм авто) 4. Низкая производительность труда (1,2 млн. человек с учетом смежных производств делают 718 т. машин, а по мировым нормам, например японским, 300 работников делают 1 млн. авто) 5. ОАО АвтоВаз не располагает дополнительными финансовыми средствами (у завода нет дополнительных средств, Например для обновления модельного ряда Или модернизации оборудования) 6. ОАО АвтоВаз имеет часть неиспользованных резервом (например, землю, на которой можно было бы построить новые выставочные площадки или привлечь инвестиции и построить новый завод) 7. Несоответствие цены и качества (При такой Цене качество автомобилей остается желать лучшего из-за невысокого качества сборки, вызванное использованием устаревшего оборудования и технологий производства. ОАО АвтоВаз необходимо будет пойти на снижение цен, иначе объемы продаж авто Ваз будут снижаться дальше, нарастающими темпами, потому что сейчас стоимость ряда моделей вплотную приближается к быстрорастущему сегменту недорогих иномарок, например, корейских или иномарок отечественной сборки) 8. Дилеры ОАО Автоваза испытывают проблемы с реализацией автомобилей (дилерам приходится самостоятельно снижать цену конечному производителю без поддержки завода) 9. Невысокое качество сборки автомобилей ( по сравнению даже с подержанными иномарками новые автомобили Лада быстрее и чаще подлежат ремонту) 12. Жесткая конкуренция со стороны зарубежных производителей (отечественные производители иностранных авто предлагают большой выбор качественных и модернизированных автомобилей, что позволяет отечественным покупателем авто делать свой выбор в их пользу).
|
Угрозы внешней среды | Возможности внешней среды |
1. Рост реальных денежных доходов населения (приведет к росту продаж новых иномарок, в результате чего ОАО Автовазу необходимо будет ввести дополнительные опции Комплектации автомобилей и подготовить к производству новые модели) 2. Инфляция (приведет к росту цен На комплектующие, энергоносители и к росту себестоимости. Снижению рентабельности и возможности платить по обязательствам. В результате чего ОАО Автоваз вынужден будет повысить цены на продукцию, что приведет к снижению ценового преимущества российских производителей за счет существенного увеличения цен на материалы и металлоемкие комплектующие, электроэнергию, транспортные тарифы и поиску альтернативных поставщиков комплектующих для снижения издержек). 3. Усиление конкуренции, в частности, из-за роста импорта дешевых китайских автомобилей и сборки иномарок в РФ 4.Спад в машиностроительной отрасли 5. Развитие сборочных предприятий иностранных производителей в России (приведет к снижению доли рынка автомобилей Лада в связи с этим повысится конкурентоспособность автомобилей). 6. Изменение таможенных тарифов РФ В отношении автокомпонентов, ввозимых Для промышленной сборки – активное развитие иностранных сборочных авто (приведет К увеличению числа сборочных заводов Иностранных производителей, в результате чего ОАО Автовазу необходимо будет подготавливать новые авто). 7. Рост курса доллара по отношению к рублю: (сближение по стоимости автомобилей Лада и автомобилей иностранного производства и как следствие Автовазу необходимо будет подготовить к производству новые модели). 8. Вступление России в ВТО (Снижение таможенных пошлин на автомобили, это приведет к повышению конкурентоспособности автомобилей Автоваза и иномарок, в результате чего ОАО АвтоВаз необходимо будет подготавливать к производству новые автомобили) 9. Риск поставки некачественных комплектующих (приведет к снижению Качества автомобилей и как результат- снижению спроса на автомобили марки LADA) 10. Перепроизводство автомобилей (риск приостановки деятельности завода и в результате потеря части прибыли) 11.Риск непоставки комплектующих (сбой в производстве) 12. Риск физического вмешательства (пожар, стихийное бедствие) (приостановка производства) 13. Изменение вкуса и предпочтения потребителей (может привести к снижению спроса на авто Лада)
| 1. Рост реальных денежных доходов населения (приведет к активизации продаж автомобилей Лада. 2. Реализация отложенного спроса на автомобили Лада (приведет к активизации Продаж автомобилей Лада). 3. Изменение таможенных тарифов в РФ приведет к выбору более дешевых автокомпонентов ввозимых из-за рубежа 4. Уменьшение ввоза подержанных иномарок (приведет к уменьшению доли рынка сегмента подержанных иномарок). 5. Дальнейшее улучшение условий потребительского кредитования (приведет к активизации продаж новых автомобилей) 6. Продление Государственной программы по утилизации старых авто увеличит спрос 7. Развитие сборочных предприятий иностранных производителей в России (приведет к развитию производства автокомплектующих в России) 8. Увеличение таможенных пошлин на ввозимые автомобили (повышение цен на иностранные авто,увеличение спроса на отечественные машины) 9. Активизация рекламной компании автомобилей Лада (увеличение спроса на отечественные автомобили) 10 Грамотный ребрендинг (бренду LADA и Автоваз перестали доверять) 14. Расширение производственной линии и ассортиментного ряда моделей 15. Поддержка государства(ввиде субсидирования, льготного кредитования) 10. Создание новых более модернизированных и качественных моделей Лада 11. Укрепление позиций на быстрорастущих развивающихся рынках (выход на межрегиональный И международные рынки позволит повысить спрос на авто Лада и укрепить имидж ОАО АвтоВаз 12. Ослабление позиций фирм- конкурентов (повышение спроса на отечественные авто) 13. Использование новых технологий Производства (позволит создавать более Качественные и модернизированные автомобили) 14. партнерство и иностранными компаниями – производителями (обновление модельного ряда,более высокое качество авто, бренд мировых лидеров продаж) |
После того, как мы сопоставили внешние угрозы и возможности организации с ее
внутренними силами и слабостями, мы можем определить общую стратегию, которой будет
следовать ОАО АвтоВаз в своей деятельности. Данная стратегия в обязательном порядке
должна соответствовать миссии (философии).
· совместимость.
Формулируем цели для функциональных подсистем ОАО АвтоВАЗ :
Функциональная подсистема
Маркетинг - Сохранение лидирующего положения на российском рынке в области машиностроения
Производство – Обновление технологической базы и создание более новых и совершенных моделей автомобилей
Инновации - Завоевать лидирующее положение в отечественном машиностроении по вводу новых видов производства и технологий
Финансы - Обеспечить стабильность финансовых поступлений
Персонал - Создание условий для максимальной реализации творческого
потенциала, трудовых навыков и таланта каждого работника – правильная мотивация
Общий менеджмент - Определить приоритетные задачи, обеспечивающие получение
запланированных результатов
Исходя из установленных нами ключевых целей организации, мы можем продолжить
цепочку конечная цель - средства ее достижения, получив при этом общую стратегию
развития завода.
Стратегическая цель- Сохранить бесспорное долгосрочное лидерство на российском автомобильном рынке, предлагая качественные автомобили по доступным ценам, а затем
активно войти в мировую автомобильную элиту.
Маркетинг
1-
Сохранение лидирующего положения на российском рынке в области машиностроения
1.1 Увеличить спрос на продукцию на 15 %
1.1.1 привлечение новых потребителей осуществление маркетинговых исследований для выявления тенденций рынка больше внимания уделять рекламной деятельности проводить мероприятия, направленные на привлечение и удержания клиентов (предоставление различных бонусов, скидок),одним из основных шагов – провести качественный ребрендинг (уже этим летом изменится дизайн, цветовая гамма, а также сам логотип
1.1.2 совершенствование модельного ряда в соответствии с запросами потребителей
проводить мониторинг общественного мнения для выявления положительных и
отрицательных моментов в работе