Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание

Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям.
Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности.
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента……………….5
1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента………………………5
1.2. Процесс выработки стратегии фирмы………………………………………8
1.3. Механизм реализации стратегии развития фирмы……………………….14
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса…………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ влияния факторов внешней среды организации………………….20
2.3. Анализ влияния внутренней среды организации………………………...23
Глава 3. Разработка и реализация стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А………….25
3.1 Предложения по разработке элементов экономической стратегии……...25
3.2 Основные направления совершенствования разработки стратегии……..27
3.3 Экономическая эффективность мероприятий по реализации стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А…………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

страт менедж.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)


Финансовый университет  при правительстве РФ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

На тему: Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск  2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента……………….5

1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента………………………5

1.2. Процесс выработки стратегии фирмы………………………………………8

1.3. Механизм реализации  стратегии развития фирмы……………………….14

Глава 2. Аналитические  основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса…………………………………………………………………...19

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А………………………………………………………………………..19

2.2 Анализ влияния факторов внешней  среды организации………………….20

2.3.  Анализ влияния внутренней среды организации………………………...23

Глава 3. Разработка и  реализация стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А………….25

3.1 Предложения по разработке элементов экономической стратегии……...25

3.2 Основные направления совершенствования разработки стратегии……..27

3.3 Экономическая эффективность  мероприятий по реализации стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А…………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………32

Список используемой литературы……………………………………………..34

Введение

Стратегия — сложное  и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям.

Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности.

Поэтому стратегия заслуживает  самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений.

В настоящее время государственная политика в отношении малого бизнеса преследует главную цель – увеличение численности малых предприятий. Основными рычагами при этом являются упрощение системы налогообложения, снижение административных барьеров, более гибкая система кредитования и т.д. Однако не принимается во внимание тот факт, что значительная часть малых предприятий (около 40%) как в нашей стране, так и за рубежом, прекращает свою деятельность на начальном этапе развития, так и не успев окупить первоначальных вложений.

Из-за этого общество несет неоправданные затраты, связанные с неэффективным использованием административных и других ресурсов. Основной причиной досрочного прекращения деятельности является то, что вновь созданные малые предприятия сталкиваются с рядом особенностей, связанных с жизнедеятельностью предприятия на начальном этапе развития, обостренной конкуренцией, отсутствием управленческого и профессионального опыта у предпринимателя, большими затратами и др. Возникает типичная ситуация, когда в силу объективных и субъективных причин при принятии управленческих решений вновь созданные малые предприятия отдают предпочтение реализации краткосрочных целей, а не долгосрочному планированию. Кроме того, низкая степень прогнозируемости внешней среды, вызванная наличием большого числа аналогичных малых предприятий в пределах одной отрасли (рынка), затрудняет процесс долгосрочного планирования.

В сложившейся ситуации малые предприятия изначально подвержены риску сокращения жизненного цикла и досрочного ухода с рынка.

Таким образом, перед малым предприятием встает задача стратегического характера: заимствовать типичные образцы поведения предприятий на рынке, а значит заранее обрекать себя на уход с рынка, или находить собственную модель поведения, позволяющую предприятию дожить не только до точки окупаемости, но и перейти на стадию устойчивого развития. Именно процесс долгосрочного планирования с позиции стратегического управления как способа снижения неопределенности неустойчивой внешней среды для крупных корпораций является актуальным и для малого бизнеса, поскольку он функционирует в той же среде. Поскольку классические стратегии изначально были разработаны для крупного бизнеса, можно сделать вывод, что это накладывает ограничения на принципы, условия и период реализации стратегии в малом бизнесе.

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, возникшим интересом российского бизнеса к стратегическому планированию деятельности, а с другой стороны, явно недостаточным количеством успешных реализаций, что связано с особыми условиями для ведения бизнеса в России и недостаточным практическим опытом топ - менеджмента

Цель исследования заключается в обосновании целесообразности стратегического подхода на этапе жизнедеятельности малого предприятия.

Объектом исследования является предприятие малого бизнеса ПБОЮЛ Пацюк В.А. по изготовлению и реализации кондитерских изделий

Предметом исследования является механизм поведения малого предприятия в условиях динамичной внешней среды, направленный на формирование благоприятных условий его развития.

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента

1.1 Сущность  и функции стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.1

В настоящее время  существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

"Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом,

что предприятие  получает единое направление движения"2.

"Стратегическое управление— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь— ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей".3

Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная  обязанность которого состоит в  определении предпочтительных направлений  и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение назначения  и главных целей бизнеса фирмы,

- анализ внешней среды  фирмы,

- анализ ее внутренней  обстановки,

- выбор и разработка  стратегии фирмы,

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы,

- проектирование ее  организационной структуры,

- выбор степени интеграции  и систем управления,

- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",

- определение нормативов  поведения и политик фирмы  в отдельных сферах ее деятельности,

- обеспечение обратной  связи результатов и стратегии  компании,

- совершенствование стратегии,  структуры, управления.4

Все это отражено на рис.1.

 

Рисунок 1. Содержание стратегического  менеджмента

 

Выделяют следующие  функции стратегического менеджмента:

  • планирование стратегии;
  • организация выполнения стратегических планов;
  • координация при решении стратегических задач;
  • мотивация к достижению стратегических результатов;
  • контроль процесса выполнения стратегии.

Планирование стратегий  включает в себя:

  • прогнозирование - в него входят анализ внутренних и внешних факторов, обоснование стратегии, оценка риска и т.д.
  • разработка стратегии - формирование миссии, определение перспектив, формулировка стратегии, увязка стратегий по подразделениям и тд.;
  • бюджетирование - стоимостная оценка стратегии, распределение ресурсов, составление бюджета и т.д.5

 

Организация выполнения стратегических планов включает:

  • формирование потенциала фирмы;
  • согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией;
  • создание корпоративной культуры поддерживающей стратегию

Координация действий по формированию и реализаций стратегий заключается в следующем:

  • согласование управленческих решений отдельных уровней;
  • последовательная консолидация целей;
  • консолидация стратегий структурных подразделений.6

Мотивация, как функция  стратегического менеджмента представляет собой систему стимулов побуждающих персонал к выполнению стратегии, достижению нужных результатов. Непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Контроль состоит  из следующих действий:

  • непрерывное наблюдение за реализацией стратегии;
  • заблаговременное выявление опасностей;

минимизация последствий  ошибок, отклонений. непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Данные функции стратегического  менеджмента выражают его сущность, способствуют реализации стратегии  в нестабильной внешней среде.

1.2. Процесс  выработки стратегии фирмы

Разработка и формирование стратегии, естественно, представляют собой одну из основных задач менеджеров. Это особенно верно применительно  к малому бизнесу, где управляющий  или владелец-руководитель изначально ответственны за разработку бизнес - стратегий: именно они занимаются принятием стратегических решений. Таким образом, необходимо изучать, как руководители малых предприятий разрабатывают и реализуют бизнес - стратегии.7

Как стадию стратегического менеджмента разработку стратегии часто называют стратегическим планированием или планированием на долгосрочную перспективу; эта стадия связана с разработкой миссии, целей и стратегий. Ряд исследователей предполагают, что процесс формирования стратегии в организации включает три основных элемента: разработку стратегического видения и миссии бизнеса, разработку стратегических целей организации и разработку бизнес – стратегий (рис. 2).

                                       Миссия               Цели


 

Формулирование

стратегии


Разработка стратегии

 

Рис. 2 Формирование стратегии.

 

На  первом этапе разработки стратегии определяется корпоративная миссия. Четко сформулированная миссия способствует распространению среди сотрудников чувства общих ожиданий и служит формированию и распространению имиджа фирмы в сознании важных заинтересованных лиц, которые тем или иным образом могут влиять на цели компании.8

Формулировка миссии раскрывает причины существования  организации на данный момент, поэтому  неудивительно, что ее разработкой занимается высшее руководство исходя из общего стратегического видения, разделяемого всей группой руководителей. Миссия должна быть всеохватывающей и ясно сформулированной, чтобы она была понятна группам заинтересованных лиц как внутри фирмы, так и за ее пределами.

С точки зрения внешней среды миссия должна отражать объединяющий принцип, вдохновляющую идею для всех кругов заинтересованных лиц. К их числу относятся акционеры, работники, поставщики и потребители фирмы. С внутренней, организационной точки зрения  миссия очень важна, поскольку помогает работникам понять и осмыслить намерения и цели компании. Наконец, эффективная, удачная миссия служит для согласования стратегии со сложившейся в процессе работы культурой организации – этот процесс характеризуют как внедрение «духа миссии» в умы и сердца работников, т.е. ощущения, что вся их деятельность имеет существенно важное значение для общества.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса