Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание

Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям.
Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности.
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента……………….5
1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента………………………5
1.2. Процесс выработки стратегии фирмы………………………………………8
1.3. Механизм реализации стратегии развития фирмы……………………….14
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса…………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ влияния факторов внешней среды организации………………….20
2.3. Анализ влияния внутренней среды организации………………………...23
Глава 3. Разработка и реализация стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А………….25
3.1 Предложения по разработке элементов экономической стратегии……...25
3.2 Основные направления совершенствования разработки стратегии……..27
3.3 Экономическая эффективность мероприятий по реализации стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А…………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

страт менедж.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, эффективная формулировка миссии должна разъяснять намерения фирмы  и точно определять бизнес, которым она собирается заняться. Миссия должна давать убедительные, внушающие доверия ответы на вопрос о том, почему фирма вообще существует. Миссия должна дифференцировать фирму, указать на ее персональные особенности, отличающие ее от всех существующих и потенциальных конкурентов. Формулировка миссии должна предоставлять фирме возможность формулировать свои цели, в том числе долгосрочные. Еще более важно, чтобы миссия действовала вдохновляюще, стимулирующе на всех ее сотрудников и порождала мотивацию, деловую активность. Повышение мотивации сотрудников, их участия и личного вклада в принятие решений может способствовать повышению организационной эффективности в целом. Считается, что хорошо сформулированная миссия обычно содержит и отражает уникальную и действующую причину, вдохновляющую всех заинтересованных лиц добиваться общих целей. Предполагается также, что хорошая формулировка миссии способствует более целенаправленному распределению организационных ресурсов.9

Типичная формулировка миссии малого предприятия содержит такие компоненты, как долгосрочная прибыль, выживание и рост; удовлетворение клиентов; ключевые технологии; рынок, философия и ценности компании; качество продуктов и услуг; имидж, географический район , представление фирмы о самой себе, а также забота о поставщиках, - это есть также расставленные по степени важности основные заботы руководителя.

На  втором этапе формирования стратегии определяют достижимые цели. Как правило, владелец-управляющий малого предприятия должен установить цели своей фирмы на основе текущих и прогнозируемых возможностей. Эти цели должны обеспечить малому предприятию направление будущей деятельности и инвестиций.10

Обычно, следует сформулировать стратегии, определить порядок процедур и установить бюджет, причем все это должно быть направлено на поддержку достижения поставленных целей фирмы. Без установленных целей невозможно выбрать правильное направление. В этом смысле цели могут рассматриваться как конечный результат планируемой деятельности. Именно цели бизнеса приводят формулировку миссии в плоскость конкретных задач, определяющих направление и суть деятельности фирмы. Практически во всех случаях цели превращают общие места формулировок миссий в конкретные обязательства фирмы. В целом же цели бизнеса могут быть достигнуты как в долгосрочной  перспективе, так и в средне- и краткосрочной. К числу целей можно отнести прибыльность, удовлетворенность персонала своей работой, производительность труда, организационную эффективность, удовлетворение клиентов, социальную ответственность и разработку технологий. Некоторые делают упор на составление списка количественных и измеримых целей, тогда как другие предпочитают фиксировать сочетание количественных и качественных показателей.

Цели фирмы должны отражать ее миссию. Миссия и стратегическое видение должны учитывать сильные и слабые стороны фирмы, возможности и фактические или потенциальные угрозы, с которыми она сталкивается.

Стратегические цели фирмы должны включать в себя ответы на четыре основных вопроса: что? Кто? Когда? И сколько именно? Иначе говоря, цели должны включать выходы и результаты (что?), ясно указывать на целевые группы или рынки (кто?), соответствовать условиям и временным ограничениям (когда?) и, наконец, устанавливать стандарты и критерии оценки эффективности действий (сколько именно?).11

Цель должна быть подходящей для малого предприятия, она должна быть измеримой, достижимой, реалистичной, ясно выраженной, внутренне последовательной и логичной в ряду прочих целей и ее должно быть легко донести до других. В рамках малого и среднего бизнеса владелец-руководитель должен разрабатывать цели, удовлетворяющие SMART-требованиям. Таким образом, действенные цели должны содержать ряд соответствующих характеристик:

  • Конкретность (Specific);
  • Измеримость (Measurable);
  • Достижимость (Achievable);
  • Реалистичность (Realistic);
  • Ограниченность временными рамками (Time bound).

В малом бизнесе цели должны быть сфокусированными на приоритетах  бизнеса (рис. 3)12

Третий  этап процесса формулирования стратегии – разработка самой стратегии. После того как разработана формулировка миссии и установлены стратегические цели в свете проведенного анализа деловой окружающей среды, можно приступать непосредственно к разработке стратегий бизнеса.

Разработка стратегии, как правило, связана с определением того, насколько фирма соответствует своей деловой среде. Этот процесс заключается в определении возможностей фирмы и одновременно – потребностей отрасли, так, чтобы фирма могла их удовлетворить, хорошо вписываясь в деловую среду.

Разработка стратегии  представляет собой довольно трудную задачу. Ее решение требует осознания и осмысления деловой окружающей среды и детального анализа текущего состояния деловой окружающей среды и детального анализа текущего состояния самой фирмы, особенно управляющим (руководителем); впрочем, как и все другие управленческие навыки, этот развивается с приобретением опыта практической деятельности. Для малого предприятия окончательное решение по стратегиям принимает владелец-руководитель. 13


 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис.3 Разработка целей

Чтобы разработать эффективную  стратегию, следует ответить на ряд  базовых вопросов. Процесс разработки стратегии связан с поиском ответов на десять основных вопросов, выходящих за пределы SWOT-анализа:

  1. Какой именно продукт предлагает на продажу ваша фирма?
  2. На каких потребителей, и на какой рынок рассчитана ваша продукция?
  3. Почему покупатели нуждаются в предлагаемом вами обслуживании?
  4. Кто ваши основные конкуренты? Какова их доля рынка?
  5. В чем заключаются главные сильные стороны ваших конкурентов?
  6. Каковы основные слабые стороны ваших конкурентов?
  7. Каковы технические альтернативы вашего продукта (услуги)?
  8. В чем заключается сила вашей фирмы?
  9. В чем состоит ее слабость?
  10. В свете ответов на предыдущие вопросы, какие стратегии следует применить, чтобы наиболее полно использовать ваши сильные стороны и воспользоваться преимуществом слабости ваших конкурентов?

Итак, в интересах разработки адекватной стратегии нужно найти ответы на данные вопросы, учитывая результаты отраслевого анализа, ресурсы фирмы, а также принимая во внимание стратегические цели.14

1.3. Механизм  реализации стратегии развития  фирмы

Реализация стратегии - вещь непростая. Чтобы заранее разработанные  идеи стали реальностью, необходимо работать с людьми и с организационной структурой. Как правило, их реализация в рамках малого предприятия приводит к конфликтам и отнимает много времени. В ходе реализации стратегии могут возникать конфликтные ситуации, поскольку этот процесс влечет за собой организационные перемены. В любой организации всегда найдется несколько сотрудников, не желающих мириться с введением перемен. Кроме того, реализация стратегии требует времени, поскольку этот процесс связан с разработкой организационной политики, утверждением порядка действий, составлением расписания и бюджета, и все это следует делать в масштабах всей организации. Но если мы говорим о проблемах, связанных с реализацией стратегии, это вовсе не означает, что невозможно эффективно осуществлять этот процесс. Решение проблем, связанных с реализацией стратегии и подготовка предпосылок для успешного выполнения этой задачи, относятся к непосредственным обязанностям руководителей и менеджеров.15

В принципе реализация стратегии  затрагивает многие факторы организации, но среди них есть пять главных, и  именно они существенно важны  для реализации стратегий, в особенности в малом бизнесе. К ним относятся:

  1. организационная структура;
  2. руководство;
  3. человеческие ресурсы;
  4. управление организационной структурой;
  5. бюджетирование, поддерживающее стратегию.

Процесс реализация стратегии  – это перевод избранной стратегии в плоскость практических действий.

Особую важность в реализации стратегии относят к структуре организации, ее ресурсам, а также стилю руководства.

  1. Организационная структура считается базовым элементом успешной реализации стратегии. Она предназначена для того, чтобы обеспечить руководителю возможность распределять работу между сотрудниками организации, а также распределять ресурсы и налаживать административные механизмы для контроля и интеграции стратегий.
  2. Следующий фактор успеха в реализации стратегии является руководство. Это способность оказывать влияние на людей в интересах достижения целей.

Руководители, как правило, креативны, гибки, обладают инновационным  чутьем и способностью к предвидению. Стиль руководства – один из существенных факторов успешной реализации стратегий малого предприятия. Стратегическому предпринимательству свойственны восемь основных признаков: личное видение (стратегическое), эффективность контактов со всеми кругами заинтересованных лиц, организационная культура, знания и опыт, способность вызвать доверие, способность пойти на риск, выполнение руководящей роли и желание руководить. Руководители малого предприятия играют ряд ролей в процессе реализации стратегии, будучи одновременно начальниками, создателями стратегии, координаторами действий, наставниками и постановщиками задач.16

  1. В процессе реализации стратегии  в малом предприятии человеческим ресурсам отводится важная роль. Доступность корпоративных ресурсов – самый важный элемент разработки и реализации стратегии. Ресурсы – это то, из чего строится стратегия. Именно ресурсы определяют пределы возможностей компании. Это те исходные материалы, которые обеспечивают производственные процессы: это капитал, оборудование, навыки и квалификация работников, патенты, финансовая поддержка, талант менеджеров. К основным ресурсам компании, на которых, собственно, и основывается стратегия, относятся активы, умения и способности компании.

Как правило, реализация стратегии встретит меньше препятствий  на своем пути, если сотрудники организации чувствуют свою причастность к процессу ее формирования и знают, что в ней есть и их личный вклад. Если сотрудники знают, что их выслушают, учтут их мнения и пожелания, они будут готовы внести свой вклад не только в разработку стратегии, но и в ее последующее внедрение. В этом смысле реализация стратегии начинается с той первой минуты, когда рядовые сотрудники и руководители низшего звена вовлекаются в процесс определения будущего организации. Считается, что руководители зачастую опускают руки, не сумев грамотно реализовать стратегию.17

  1. Следующим из важных факторов эффективной реализации стратегии в рамках малого предприятия признано управление организационной культурой.

Организационная культура представляет собой тот общий  стиль работы, который присущ компании. Культура – это ключевой компонент, обеспечивающий компании труднодостижимое устойчивое конкурентное преимущество. Это система моральных ценностей компании, ее индивидуальность. Организационная культура формируется под воздействием трех элементов: организационных процессов (процессы принятия решений), когнитивных процессов (система ценностей, мнений, суждений, которые разделяют все сотрудники компании) и поведения работников.

Организационная культура крайне важна для предприятий малого бизнеса, потому, что этот уникальный элемент, который не может быть в точности воспроизведен конкурентами. Ключевые элементы организационной культуры малого бизнеса в целом отражают индивидуальность и личностные качества предпринимателя-основателя: его систему ценностей, проницательность; склонность следить за расходами; настойчивость; чувство времени; ответственность; последовательность; методы разрешения конфликтов.

В малом бизнесе организационная  культура идет от предпринимателя, отражая  в первую очередь его личностные качества и убеждения. Если предприниматель заинтересован в том, чтобы успешно спланировать и реализовать стратегию, он должен сначала создать такую организационную культуру и атмосферу в своей компании, которые будут способствовать успешному решению этих задач.

  1. Последний фактор - бюджетирование. Распределение ресурсов – это задача разработчика стратегии. Именно они принимают решения о том, какие ресурсы следует направить тому или иному подразделению компании. Распределение ресурсов должно обеспечить реализацию разработанной стратегии.

Главное в распределении  ресурсов – направить их в те подразделения, которые реально  могут обеспечить реализацию выбранной  стратегии. Известно довольно много  подходов и методов распределения  ресурсов. Бюджетирование представляет собой главный и самый важный инструмент распределения организационных ресурсов в целях обеспечения реализации стратегии.18

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса