Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:15, лекция

Описание

Термин СУ был введен только в 1960 г. – 1970 г. для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. При этом необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. Разработка идей СУ нашла отражение в работах 1971, 1972, 1974 гг.
Приведем несколько определений СУ, которые были предложены авторитетными разработчиками теории СУ:

Работа состоит из  1 файл

Стратегический менеджмент (новые лекции).doc

— 356.50 Кб (Скачать документ)

Список  рекомендуемой литературы по стратегическому  менеджменту:

1. Инвестиционная стратегия  предприятия. Лахметкина Н.И. 2006

2. Курс MBA по стратегическому  менеджменту

3. Миссия бизнеса. Коносуке  Мацусита. 2010

4. Основы стратегического  менеджмента. Боумэн

5. От теории предприятия  к теории стратегического управления. Клейнер Г.Б.

6. Разработка и реализация  деловой стратегии коммерческой  организации. Голиковы - 2005 - 94 – Protected

7. Стратегический и конкурентный  анализ. Методы и средства конкурентного  анализа в бизнесе. Фляйшер Крейг. 2005

8. Стратегический маркетинг  - Пакет средств по анализу  рынка - Слайды – 117

9. Стратегический менеджмент (курс лекций). Чуб Б.А.

10. Стратегический менеджмент. В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. 1999

11. Стратегический менеджмент. Люкшинов А.Н. 2000

12. Стратегический менеджмент. Теория и практика - Учебное пособие  для вузов - Зуб - 2002 – 415

13. Стратегический менеджмент. Томпсон

14. Стратегический менеджмент. Целевое управление персоналом  организаций. Дмитренко Г.А. 2002

15. Стратегическое планирование. Учебное пособие - Поделинская-Бянкин - 2005 – 55

16. Стратегическое  рыночное управление. Аакер Д.2003 – 1

17. Стратегическое  управление. Виханский О.С. 1998

18. Финансовая  стратегия корпорации. Бандурин  А.В., Гуржиев В.А., Нургалиев Р.З.

19. Стратегический  инновационный менеджмент. Гольдштейн  Г.Я. -  [2004]

20. Стратегический  менеджмент. Гольдштейн Г.Я

 

Тема 1. Сущность стратегического менеджмента

 

Термин СУ был  введен только в 1960 г. – 1970 г. для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. При этом необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. Разработка идей СУ нашла отражение в работах 1971, 1972, 1974 гг.

Приведем несколько  определений СУ, которые были предложены авторитетными разработчиками теории СУ:

«СУ - процесс  определения (и установления) связи  организации с ее окружением, состоящий  в реализации выбранных целей  и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

Шандел, Хаттен

«СУ – процесс  управления с целью осуществления миссии организации с ее окружением.»

Хиггенс

Существует  еще целый ряд определений  СУ, который делает упор на те или  иные аспекты, особенности СУ или  же его отличие от обычного управления.

Для того, чтобы  дать развернутое определение Су проведем сравнение этого управления с оперативным управлением. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией:

Миссия, предназначение.

ОУ – организация  существует для производства товаров  и услуг с целью получения  дохода от их реализации.

СУ – выживание  организации в долгосрочной перспективе  посредством установления динамичного  баланса с окружением.

Преимущественная концентрация внимания менеджмента.

ОУ – взгляд внутрь организации, поиск путей  более эффективного использования  ресурсов.

СУ – взгляд во вне организации, поиск новых  возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.

Учет фактора времени.

ОУ – ориентация на краткосрочную и среднесрочную  перспективу.

СУ – ориентация на долгосрочную перспективу.

Основные факторы  построения системы управления.

ОУ – функции, процедуры, техника и технология.

СУ – люди, система информационного обеспечения, рынок.

Управление персоналом.

ОУ – взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций.

СУ – взгляд на работников как на основу организации, е основную ценность и источник благосостояния.

Оценка эффективности.

ОУ – эффективность  деятельности и управления определяется как категория, отражающая прибыльность и рациональность использования производственного потенциала.

СУ – эффективность  деятельности и управления организации  выражается в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии  реагировать на новые запросы  со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения.

Обобщая рассмотренные  особенности СУ и приведенные  определения, дадим развернутое  определение СУ.

СУ – такое  управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет в результате организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

В настоящее  время постоянно можно наблюдать  в действиях организации отсутствие стратегичности, что и приводит к  поражению в рыночной борьбе.

Отсутствие  СУ проявляется прежде всего в следующих двух формах:

1. организация планирует  свою деятельность исходя из  того. Что окружение либо не  будет вообще меняться, либо же  в нем не будет происходить  качественных изменений.

Недостатки такого подхода:

- попытка составить долгосрочные  планы, которыми предписывается, что и когда делать в достаточно длительной перспективе,

- исходя из исходного  периода найти решения на многие  годы вперед,

- желание строить на  века, либо же приобретать на  долгие годы,

- составляется план конкретных  действий как в настоящем, так и в будущем, базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Преимущества СУ перед  таким подходом:

- СУ в каждый данный  момент фиксирует что организация  должна делать в настоящем,  чтобы достичь желаемой цели в будущем исходя при этом из того, что окружение будет изменяться тоже,

- осуществляется взгляд  из будущего в настоящее,

- определяются и осуществляются  действия организации в настоящее  время, обеспечивающее ей определенное  будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация будет делать в будущем,

- фиксируется желаемое  в будущем состояние организации,  вырабатывается способность реагировать  на изменения в окружении, позволяющая  достичь желаемых целей в будущем.

2. при не СУ выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не в состоянии достичь своей цели, так как ее достижения принципиально зависят от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей – это, то какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но какое количество будет куплено и по какой цене определит рынок, поэтому начинать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей их рационального использования означает идти в разрез с принципами СУ.

 

 

Тема 2. Проблемы и трудности СУ

 

Наряду с  явными преимуществами СУ имеет ряд недостатков и ограничений на использование, которые указывают на то, что и этот тип управления как и все другие не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач.

Недостатки  СУ:

1. СУ  уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной детальной картины будущего.

Формируемое в  СУ будущее, желаемое состояние организации  – это не детальное описание его  внутреннего и внешнего положения, а скорее качественное стремление к  тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию должен занимать на рынке их бизнес, какую иметь организационную структуру, входить в какие деловые группы и т.д. При этом все это в совокупности должно составить то, что определит выживет или нет организация в будущем в конкурентной борьбе.

2. СУ  не может быть сведено к  набору рутинных процедур и  схем. У него нет описательной  теории, которая указывает что  и как делать при решении  определенных задач или же  в конкретных ситуациях.

СУ – это  определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером она понимается и реализуется в значительной мере по-своему.

Конечно, имеется ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа  проблем и выбора стратегии, а  также осуществляется стратегическое планирование и практическая реализация стратегий. В целом это соединение интуиции и искусства высшего менеджмента вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм  и работоспособность служащих, обеспечивающих связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализация текущих планов и активное включение всех работников в реализацию задач организации, поиск наилучших путей достижения ее целей.

3. Требуются  огромные усилия и большие  затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления.

Необходимо  создание и осуществление стратегического  планирования, что в корне различно от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях.

Стратегический  план должен быть гибким, он должен реагировать  на изменения внутри и вне организации, и для этого требуется больше усилий и большие затраты.

Необходимо  также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение  организации в среду. Службы маркетинга. Общественных отношений и т.д. приобретают исключительное значение и требуют значительных денежных затрат.

4. Резко  усиливаются негативные последствия  ошибок стратегического предвидения. 

В условиях, когда  в сжатые сроки создается совершенно новый продукт, когда в короткие сроки кардинально меняется направление финансовых вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса, и исчезают существующие много лет, тогда цена расплаты за неверное предвидение и, соответственно, за ошибки стратегического выбора становятся зачастую роковыми для организации.

Особенно трагичными бывают последствия неверных прогнозов  для организации, осуществляющие безальтернативный  путь функционирования либо же реализующие  стратегию, не подлежащую принципиальной корректировке.

5. При  осуществлении СУ часто основной  упор делается на стратегическое  планирование.

На самом  деле важнейшей составляющей СУ является реализация стратегического плана, а это предполагает создание организационной  структуры, позволяющей реализовывать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации.

 

Тема 3. Составляющие СУ и связь между ними

 

СУ может  рассматриваться как динамическая совокупность 5 взаимосвязанных управленческих процессов:

- анализ среды

- выбор стратегии

- определение  миссии и целей

- выполнение  стратегии

- оценка и  контроль выполнения

Эти процессы логически  вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью структуры управления.

1. Анализ среды

Обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  цели фирмы, для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме достичь определенных результатов.

Анализ среды  предполагает изучение трех ее частей:

- макроокружения,

- непосредственное  окружение,

- внутреннее  окружение.

Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды:

- состояние  экономики,

- правовое регулирование  и управление,

- политические  процессы,

- природная  среда и ресурсы,

- социальная  и культурная составляющая общества,

- научно-техническое  и технологическое развитие общества,

- инфраструктура и т.д.

Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам:

- покупатели,

- поставщики,

- конкуренты,

- рынок рабочей  силы.

Анализ внутренней среды открывает внутренние возможности  и тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Информация о работе Стратегический менеджмент