Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание

Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Стратегический менеджмент………………………………………………….. 4
1.1Подходы к определению стратегического менеджмента…………….…4
1.2 Значение стратегического менеджмента…………………………….….. 8
1.3 Условия разработки стратегии …………………………………..…..……9
2 Необходимость в стратегическом менеджменте………………………...…..11
2.1 Сущность стратегического менеджмента ……………………….…....13
2.2 Условия возникновения стратегического менеджмента………....….. 13
Заключение…………………………………………………………………... ….15
Список литературы……………………………………………………….. . …18

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 38.35 Кб (Скачать документ)

Более глубокое понимание природы и  целей стратегического менеджмента  можно получить при сравнении  его с оперативным менеджментом. Такое сравнение может осуществляться по следующим параметрам:

- организационный  уровень разработки и принятия  решений;

- непрерывность  процесса планирования и осуществления; 

- преобладание "жестких" или "мягких" проблем и решений;

- количество  рассматриваемых альтернатив решения;

- объем  и тип необходимой управленческой  информации;

- временные  интервалы планирования, осуществления  и контроля управленческих действий;

- приоритетность  решений; 

- детализированность  разработок;

- используемые  человеческие ресурсы управления;

- точность  контроля и оценки;

- превалирующие  интересы участников процесса  принятия решений;

- отношение  к риску, степень риска и  последствия реализации рисковых  решений.  
 

1.2 Значение стратегического менеджмента 

Стратегический  менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия  и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия  и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.

Зарождение  стратегического менеджмента связывается  с перспективным планированием  крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и  видов войск, в союзе с армиями  других стран. Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в  результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения  роли человеческого фактора в  управлении, возникновения новых  методологий предвидения и моделирования  тенденций общественного развития.

Сегодня область применения стратегического  менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных  сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются  в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности  у персонала организаций и  их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

Стратегический  менеджмент - не только разработка программы  развития, но и принятие и выполнение стратегических решений. Это также  комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и  динамики развития, своевременность  решений и действий, предвидение  будущего, анализ последствий управляющих  воздействий и инноваций. Стратегический менеджмент находит выражение в  методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в  технологиях, моделях, парадигме и  концепции партисипативного управления. 

1.3 Условия разработки стратегии 

1)Условия  неопределенности. Разработка стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. Отсюда проистекают следующие различия стратегического и оперативного менеджмента: прерывистость и системность процесса управления, а также преобладание в стратегическом управлении "мягких" проблем, т.е. таких, которые характеризуются неопределенностью исходных параметров и граничных условий. Прерывистость означает, что стратегические решения принимаются, не так часто, а их реализация требует длительного времени, иногда нескольких лет. Нужны весьма серьезные причины, чтобы приостановить развитие уже принятой для реализации стратегии. Оперативное управление в меньшей степени прерывисто, планирование осуществляется повседневно, задачи носят краткосрочный характер; оно имеет дело в основном с "жесткими", определенными проблемами.

При стратегическом планировании важно на ранних этапах процесса выдвинуть и рассмотреть  максимально возможное количество альтернатив.

Эта процедура  снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить  усилий и времени для их оценки. В случае оперативного управления менеджеры  имеют дело или с хорошо структурированными, "жесткими" проблемами, решения  которых запрограммировано, или  с "мягкими" решениями, но с невысоким  риском серьезного ущерба при ошибке.

Риск  при принятии стратегических решений  несоизмеримо выше по сравнению с  возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется  как масштабами решений, так и  различным уровнем неопределенности и сложности среды.

2)Информационное  обеспечение. Для разработки стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов, часто здесь решающими факторами являются интуиция и опыт. Процессы же сбора информации для оперативного управления в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.

3).Стратегическое  и долгосрочное  управление. Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. В качестве важнейшего фактора успеха стратегический менеджмент рассматривает человеческие ресурсы организации и использование скрытых резервов организационной культуры. 
 

2 Необходимость в стратегическом менеджменте

Управление  компанией требует применения обоснованной стратегии. Без перемен в среде, в которой действует компания, новые возможности для бизнеса  не могут появиться. Использование  Интернета, например, положило начало взрывообразному росту электронной  коммерции. Компании практически любой отрасли получили как почти неограниченные возможности по предложению новых видов продукции, так и новые способы выхода на потребителей. Но надо иметь в виду, что в условиях конкурентного окружения новые каналы, как и новые продукты недолго остаются таковыми. Стратегия, используемая компанией, быстро превращается в типовую, т.е. уже не дает конкурентных преимуществ, хотя и порождает изменения в общем контексте конкуренции. Поэтому следует уделять особое внимание управлению этими изменениями, что требует не просто понимания этого процесса, но и его правильного использования. Для этого стратегический менеджмент должен решить три взаимосвязанные задачи:

1. Управление  стратегией на рынке: разработка, реализация и уточнение стратегий,  обеспечивающих победу на рынке.  Стратегия - это средство, с помощью  которого изменяются взаимоотношения  организации с партнерами и  конкурентами. За счет этого она  получает конкурентные преимущества.

2. Управление  организацией: внутренние перемены  организации, определяющие и ее  действия на рынке, и направленность  этих действий. Без подобных перемен  организация не может надеяться  изменить свои ТОП-характеристики (совокупность технического оснащения  компании, ее организационной структуры  и профессионального мастерства  ее руководителей и сотрудников). Это позволяет ей адекватно  реагировать на изменения окружающей  среды, адаптироваться к ним  и использовать в своих целях.

3. Реализация  стратегического менеджмента: взаимодействие  между стратегией (тем, что организация  делает на рынке) и организационн  ыми процессами (тем, что происходит  в самой организации). На протяжении  всей книги мы будем разбираться  в том, как развивается стратегический  менеджмент, поскольку это в значительной  степени определяет, сможет ли  компания добиться победы на  рынке уже сегодня и как  она позиционирует себя для  будущего.

Последнее время интерес российских компаний к теме стратегического управления заметно усилился и это не просто дань моде. В стратегическом менеджменте  возникает объективная необходимость. Сейчас уже можно сказать, что  заканчивается период большой дележки  активов. Это вовсе на значит, что  сейчас подобных операций не происходит, но они уже носят более продуманный  характер. У большинства предприятий  появились частные собственники и на первый план выходит задача эффективного управления этими предприятиями. Более того, на части этих предприятий уже налажено оперативное управление, но собственники понимают, что предприятия могут работать более эффективно, но эту задачу практически не возможно решить на оперативном уровне. Без продуманной стратегии и эффективного механизма реализации этой стратегии обойтись очень сложно.

Сегодня многие руководители пришли к выводу, что стратегический менеджмент для  них все-таки является средством, а  не роскошью или какой-то ненужной приставкой, без которой можно обойтись. Причем это средство можно использовать для того, чтобы сделать свою компанию еще более успешной и заработать на это прибыль и увеличивать  стоимость компании.  
 

2.1 Сущность стратегического менеджмента

Сущность  стратегического менеджмента заключается  в ответе на три важнейших вопроса:

- В каком  положении предприятие находится  в настоящее время?

- В каком  положении оно хотело бы находиться  через три, пять, десять лет?

- Каким  способом достигнуть желаемого  положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться  дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  менеджмента связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию.  
 
 

2.2 Условия возникновения стратегического менеджмента

К основным условиям возникновения стратегического  менеджмента относятся:  

- технологические  прорывы, требующие прогнозирования  новых производственно-технологических  возможностей;

- насыщение  рынка товаров и услуг, что  привело к усилению конкуренции  и усложнению запросов потребителей;

- начавшийся  процесс глобализации рынков  и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегический менеджмент