Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть вопросы внедрения стратегического планирования на примере филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Основными задачами курсовой работы являются:
-Рассмотреть общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления;
-Дать характеристику и проанализировать деятельность филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
-Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития
предприятия и осуществления стратегического управления
1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия………………….….5
1.2 Этапы стратегического планирования……………………………..10
1.3 Виды стратегического планирования и общий вид структуры
стратегического плана…………………………………………….…14
Глава 2.Анализ и характеристика деятельности филиала ОАО «МРСК
Сибири» - «Красноярскэнерго»
2.1 Краткая характеристика филиала ОАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго»………………………………………………….25
2.2. Анализ стратегического планирования филиала ОАО
«МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»……………………….…38
2.3 Проблемы реализации стратегического планирования в
филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»…………44
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию стратегического
планирования в филиале ОАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию
стратегического планирования в филиале ОАО «МРСК Сибири»
- «Красноярскэнерго………………………………………….……47
3.2 Социально экономический эффект от реализации мероприятий
по совершенствованию стратегического планирования в
филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго …………….49
Заключение……………………………………………………………...….….57
Список используемой литературы……………………………………………59
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева»
Институт психолого-
Кафедра экономической теории и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Стратегическое планирование деятельности компании на примере филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»
Красноярск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития
предприятия и осуществления стратегического управления
1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия………………….….5
1.2 Этапы стратегического планирования……………………………..10
1.3 Виды стратегического планирования и общий вид структуры
стратегического плана…………………………………………….…14
Глава 2.Анализ и характеристика деятельности филиала ОАО «МРСК
Сибири» - «Красноярскэнерго»
2.1 Краткая характеристика филиала ОАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго»………………………………
2.2. Анализ стратегического планирования филиала ОАО
«МРСК Сибири»
- «Красноярскэнерго»……………………….…
2.3 Проблемы реализации стратегического планирования в
филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»…………44
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию стратегического
планирования в филиале ОАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию
стратегического планирования в филиале ОАО «МРСК Сибири»
- «Красноярскэнерго…………………………………
3.2 Социально экономический эффект от реализации мероприятий
по совершенствованию стратегического планирования в
филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго …………….49
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………59
Введение
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой организации, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. (1)
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях.
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».(2)
Стратегическое управление и планирование определяют цель движения вперед. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Актуальность данной темы курсовой работы объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Объектом является деятельность филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Предметом является стратегическое планирование филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Цель данной работы рассмотреть
вопросы внедрения
Основными задачами курсовой работы являются:
-Рассмотреть общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления;
-Дать характеристику и проанализировать деятельность филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
-Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
-Оценить социально экономический эффект от реализации мероприятий.
Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления
1.1.Понятие и назначение стратегии предприятия
В первой главе данной работы рассмотрены общие принципы формирования стратегии развития предприятия. Показано назначение стратегии развития предприятия. Подробно освящены этапы и виды стратегического планирования и рассмотрена общая структура стратегического плана.
Стратегии, единой для всех организаций не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации уникален, так как зависит от позиции на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Но существует ряд
обобщенных принципов выработки
стратегии поведения организаци
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности и в результате позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, в действиях организаций можно наблюдать отсутствие стратегии, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. (3)
Отсутствие стратегического управления выражается прежде всего в следующих двух формах:
1. Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение вообще не будет меняться или в нем не будет происходить качественных изменений. Предпринимается попытка составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно долгосрочной перспективе, либо найти в исходный период решение на многие годы вперед. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая стратегического управления. Но это не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния на долгие годы.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться.
2. Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не может достичь целей, так как их достижение целиком и полностью зависит от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов.(4)
В целом, стратегическое
управление – это симбиоз интуиции
и искусства высшего
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат. (5)
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Отечественные и международные аналитики бизнеса считают, что российский рынок вступил в ту стадию развития, когда отсутствие стратегии предприятия мешает компании на каждом шагу ее деятельности.
Растет понимание важности
для каждого предприятия
Понятие «стратегия» («наука
и искусство развертывания
По своему существу стратегия - комплексный план для принятия управленческих решений, определяющий границы возможных действий организации. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Стратегия организации – взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер по укреплению жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам. Стратегия поведения организации в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от изменений и порождаемых ими возможностей.
Стратегия организации по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Правила устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым функционирование организации на реализацию ее стратегий.(4)
Экономическая сущность стратегии организации состоит в следующем: стратегия – это процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Процесс выработки стратегии включает анализ внешней и внутренней среды организации, постановку целей, выработку стратегии, и не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций организации. На следующей ступени в рамках стратегического анализа, организация сравнивает полученные результаты первого и второго этапов и определяет возможные варианты стратегий, выбирает наиболее предпочтительный вариант и формулирует собственную стратегию. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах. (6)
Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
На последнем этапе организация подготавливает окончательный стратегический план исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде можно выделить следующие виды планов: