Стратегическое планирование на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 06:20, лекция

Описание

Цели, задачи и функции стратегического планирования.
Методология стратегического планирования

Работа состоит из  1 файл

Вводная лекция.ppt

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Интерактивизмориентация на взаимодействие. Методология планирования основана на “проектировании” желаемого будущего и изменении путей его построения. При этом интерактивное планирование ближе к идеальной, чем к практической модели управления и планирования, поскольку более вероятностным способом планирования будущего является не проектирование его, а адаптация, эффективное приспособление хозяйственных субъектов к условиям будущего. В связи с этим получил распространение “адаптационный” или “ситуационный” подход к планированию.

Методология  и типология страт. планирования 

 Данный методологический  подход позволяет принимать стабильные  решения, адекватно реагирующие  на изменение внутренних и  внешних условий и не допускающие  снижения достигнутого уровня  эффективности.

  Для создания оптимального плана развития, учитывающего и использующего все изменения окружающей среды, применяетсяоптимизационный подход”.

 Методология  оптимизационного подхода к планированию, ориентирующегося не на минимизацию  усилий, а на поиск оптимальных  решений, имеет совпадающие направления  с преактивным подходом.

 Цели в стратегическом планировании понимаются как идеальное состояние или результаты функционирования объекта планирования в определенный момент времени.

 Задачиэто цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования. Задачи должны быть осуществлены в течение планируемого периода.

 Идеалцель, которую невозможно достичь, но к которой можно неограниченно приближаться.

Методология  и типология страт. планирования 

 В стратегическом  планировании на макроуровне  цели и задачи содержатся в  Концепции социально-экономического  развития страны. Концепция это общий замысел прогнозов, проектов стратегических программ и планов, выражающийся в формулировке глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде и определение важнейших путей, форм и методов их достижения.

 Тактическое  планирование – предполагает выбор тактических задач и средств их достижения в рамках известной стратегии и идеала.

 Оперативное  планирование – предполагает выбор средств достижения целей, которые намечены.

 Нормативное  планирование – характеризуется наибольшей свободой при планировании деятельности.

  Важнейшим элементом планирования являются целевые программы.

 Комплексные целевые  программы федерального уровня  разрабатываются как программы, имеющие важное значение для  решения проблем развития национальной  экономики.

Методология  и типология страт. планирования 

 Программно-целевой  метод может быть эффективным средством централизованного управления решением крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей т.д.

 В РФ стратегическое  планирование осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  “О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического  развития РФ” от 20 июля 1995г. с  последующими изменениями.

  Предусмотрены цели и задачи плановой работы, система разрабатываемых исполнительной властью плановых документов, назначение и общая характеристика входящих в эту систему структурных элементов.

Методология  и типология страт. планирования 

 Закон  описывает механизм реализации  установок по экономическому  и социальному развитию страны, т.е. дано глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы; согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов Федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.

 Государственные  программы формируются исходя  из прогнозов по ограниченному  кругу особо важных государственных  задач, а их финансирование должно  осуществляться из государственного  бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранных инвесторов. Материально-техническое обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей.

Объект  стратегического  планирования 

 Объект  стратегического  планированиядеятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, национальная экономика с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

 Стратегической  целью макроэкономического планирования  становится обеспечение динамического  экономического роста, согласованного  с требованиями долгосрочной  макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости  развития национальной экономики, включая социальный и экономический  аспекты.

 Концепция развития  должна ориентироваться не на  приумножение финансового капитала, а на обеспечение реального  роста национальной экономики  и благосостояния народа, всестороннее  развитие личности. Как свидетельствует  мировой опыт, перестройка планирования должна осуществляться на всех иерархических уровнях управления, прежде всего, за счет смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, особенно на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной связи общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.

Объект  стратегического  планирования 

 В теории  стратегического планирования выделяют  три важных аспекта.

 Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов.

 Второйметодология стратегического планирования. Она представляет собой инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов.

 Третий  аспект науки стратегического планирования – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.

Объект  стратегического  планирования 

 Содержанием  стратегического планирования является  обоснование и выработка способов  и методов регулирующего воздействия  государства на будущую траекторию  развития национальной экономики, планомерная организация регулирования  развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование  деятельности коммерческих структур.

 Речь идет, прежде  всего, о регулировании с помощью  макроэкономического стратегического  планирования динамики национальной  экономики и структурных сдвигов  в ней, занятости населения, решения  других социальных проблем (уровня  качества жизни, развития отраслей  социальной инфраструктуры), осуществления  мероприятий в сфере экологии, поддержки науки, направления финансовых  потоков в стране и т.д.  

Формы  планирования 

 Формы  планирования многообразны. Они определяются многоаспектностью управления. В частности, различают:

 а) отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты  планирования;

 б) в зависимости  от уровней планирования, такие  его уровни, как: межстрановый, общегосударственный, региональный (субъектов Федерации), уровень хозяйствующих субъектов (коммерческих и других рыночных  организаций);

 в) в зависимости  от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное, текущее;

 г) в зависимости  от круга решаемых проблем: стратегическое  и тактическое.

 Централизованное  макроэкономическое планирование включает разработку концепции развития долгосрочных прогнозов, целевых программ, государственного плана по сферам ведения. Например, в Южной Корее сильное централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением объектами порой децентрализованных производственных заданий, сочетается со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической и административно-командной отбраковкой неудачников, - и все это встроено в рынок.

Формы  планирования 

 Исходные предпосылки  планирования синтезируются в  модели воспроизводственного процесса, в которой фиксируется тип  хозяйственного роста, темпы, пропорции  развития единого народно-хозяйственного  комплекса страны.

 Экономическая  модель представляет собой систему  взаимосвязанных балансов - межотраслевых, материальных финансовых, трудовых.

 В наиболее формализованном  виде такая модель была представлена  в 60-х - 70-х годах в системе оптимального  функционирования экономики, которая  предусматривала рациональное построение  системы хозяйственных отношений, экономических интересов и мотивации. Все виды ресурсов оценивались  в ней с позиции вклада в  конечную цель - удовлетворения потребностей  общества.

 Управление  постиндустриальным типом экономики  невозможно без стратегического  замысла.

 В связи с  быстрым изменением конъюнктуры  на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного  развития общества в долгосрочной  перспективе на макро и микроуровне  социально-экономической системы  все больше возрастает роль  стратегического планирования.

Формы  планирования 

 Наибольшее распространение  среди форм стратегического планирования  получили: прогнозирование, программирование, планирование на макроэкономическом уровне. Государство, используя названные формы, стремится ускорить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, предотвратить негативные социальные процессы и экономические явления. Применяя прогнозирование, программирование и планирование, оно не только воздействует на экономические и социальные процессы, но и поддерживает стабильный уровень макроэкономического развития.

 Для экономики  России на этапе перехода к  рынку государственное стратегическое  планирование особенно актуально. По мере стабилизации ситуации  в экономике, возможности для  выявления закономерностей и  тенденций социально-экономического  развития расширяются, повышается  степень предсказуемости изменений  в экономике и поведения разных  субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более  глубокой и всесторонней проработке  долговременной и многоплановой  экономической политики. С переходом  к новому этапу рыночных реформ  на всех уровнях управления  возрастает роль специалистов, умеющих  принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно  согласовывать текущую деятельность  со стратегическими целями. Развитию  навыков стратегического мышления  и способствует изучение курса  “Стратегическое планирование”.

Информация о работе Стратегическое планирование на макроуровне