Роль
государства в
регулировании экономики
Роль государства
в регулировании экономики характеризуется
отношением расходов госбюджета
к валовому национальному продукту.
В первой трети 20 в. в передовых
странах оно составляло 8-10%, сейчас
возросло до 30-35% в США и Японии,
до 40-55% - в Западной Европе и
Канаде, 60-70% - в скандинавских странах
и Ирландии.
Имеются объективные обстоятельства,
обусловливающие потребность макроэкономического
планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести:
1. Неспособность
механизма свободного рынка обеспечить
устойчивость национальной экономики,
преодолеть циклические колебания
производства, валового дохода,
занятости и т.д.
2. Рост в общем
объеме потребления доли коллективного
или общественного потребления.
Так как коллективное потребление
товаров и услуг в значительной
мере регулируется не обычным
рыночным механизмом, а государством,
то увеличивается и доля совокупных
ресурсов страны, распределяемых
им с помощью внерыночных механизмов.
3. Рост масштабов
воздействия человеческой деятельности
(как производственной, так и
потребительской) на среду обитания,
наличие отрицательных “внешних
эффектов” экономической деятельности.
4. Появление
более сложных и важных форм
взаимодействия друг с другом
хозяйствующих субъектов и целых
секторов экономики в результате
расширения интеграционных процессов.
Роль
государства в
регулировании экономики
5. Обострение
глобальных проблем современности
(продовольственной, истощение невоспроизводимых
природных ресурсов, ухудшение
состояния окружающей среды и
др.) обуславливает все усиливающийся
интерес общества, государства
к проблемам долгосрочного развития.
6. Возникновение
чрезвычайных ситуаций (войны,
экономические кризисы, стихийные
бедствия и необходимость ликвидации
их последствий), стимулирующих
деятельность в области планирования.
В современных
условиях макроэкономическое планирование
представляет собой научную категорию,
связанную в первую очередь
с межотраслевым интегративным
способом производства, характерным
для мировой экономики.
При этом для
основной части промышленно-развитых
стран сфера макроэкономического планирования
сформировалась в виде мощного государственно-корпоративного
сектора национальной экономики, включающего
государственные и смешанные корпорации. В следствии этих процессов
воспроизводство становится в определенной
мере общественным как по форме организации
и регулированию, так и по конечным результатам.
В этой связи объектом макроэкономического
планирования становится интегральный
кругооборот совокупного продукта воспроизводства
как единство движения товарной и денежной
массы.
В качестве
субъекта макроэкономического планирования
следует рассматривать ассоциированного
макроэкономического собственника.
Индикативное
планирование
Индикативное
планирование как форма государственного
планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий
характер. Оно
является средством реализации социально-экономической
политики государства. Его важнейшими задачами
являются систематизация информации о
деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций
государства и расходов государственного
бюджета с тем, чтобы содействовать принятию
эффективных решений. Другой целью такого
планирования является разработка системы
показателей (индикаторов) экономической
деятельности, достижение которых определяет
меру государственного воздействия на
социальные и экономические процессы.
В качестве индикаторов используются
показатели, характеризующие динамику
структуры, эффективность экономики, занятость,
уровень жизни народа, внешнеэкономические
связи. Индикативное
планирование является наиболее совершенной
формой организации взаимодействия всех
звеньев федеральных органов управления
как между собой, так и с региональными
органами. В
системе индикативного планирования на
основе научных прогнозов и целевых программ
разрабатываются государственные, региональные
и корпоративные планы. В индикативном
плане имеет место малая степень детализации
показателей.
Индикативное
планирование
Для привлечения
внимания предпринимателей к
участию в реализации индикативного
плана государство использует
различные экономические стимулы:
прямые и косвенные субсидии,
льготные амортизационные списания,
различные формы целевого кредита
и т.д.
В наибольшей
степени индикативному планированию
поддается стадия производства,
а в наименьшей – стадия
формирования потребностей и
потребления. Индикативное
планирование широко применяется во Франции,
Японии, Китае.
Особое
место в системе государственного
регулирования социального рыночного
хозяйства занимает стратегическое
планирование. Оно
позволяет, во-первых, получить представление
о состоянии экономики и уровне решения
социальных проблем на конкретный момент
времени; во-вторых, спрогнозировать на
будущее современные тенденции в развитии
экономики и социальных отношений; в-третьих,
наметить цели, к достижению которых должны
стремиться соответствующие субъекты
управления.
Государственное
регулирование экономики
В условиях рыночного
хозяйства особое значение приобретает
такая функция управления, как регулирование развития
национальной экономики.
Ее значение обусловлено
необходимостью преодоления таких недостатков
рыночной системы, как отсутствие стимулов
для производства товаров и услуг коллективного
и общественного назначения, отсутствие
заинтересованности хозяйствующих субъектов
реагировать на результаты своей антропогенной
деятельности, отсутствие гарантий на
труд тем, кто хочет и может работать, необеспечение
прав граждан на стандартное благосостояние,
неспособность содействовать развитию
фундаментальных исследований в науке,
нестабильность развития, подверженность
инфляционным процессам.
Указанные проблемы призвано решать государство
посредством использования различных
форм вмешательства в социально-экономические
процессы, происходящие в обществе.
Государственное
регулирование экономики
– это система
мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
государством с целью приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменяющимся условиям.
Инструментами
государственного регулирования
экономики являются бюджетно-финансовая,
кредитно-денежная, внешнеэкономическая
и социальная политика, ускоренная амортизация,
индикативное и стратегическое планирование.
Прямое
воздействие государство осуществляет
средствами бюджетной политики.
Государственное
регулирование экономики
Среди
методов государственного регулирования
преобладают формы безвозвратного
целевого финансирования, субвенции и
субсидии, доплаты из бюджетных и внебюджетных
фондов общенационального и регионального
уровня, а также льготное кредитование. Целью таких методов является
достижение государственных приоритетов
развития, защита общественно необходимых
секторов экономики и групп населения.
Прямое
воздействие государство осуществляет
также через инвестиции в определенные
отрасли хозяйства.
При этом воздействие может идти по двум
направлениям: субсидирование предприятий
государственного сектора и развитие
государственного предпринимательства.
Налоговая
политика используется
для стимулирования экономического роста
и научно-технического прогресса, осуществления
структурных преобразований, повышения
экспортной конкурентоспособности отечественных
товаров. Существуют две
группы методов,
с помощью которых решаются эти проблемы:
а) изменения в
системе налогов на уровне
налоговых ставок
б) предоставление
прямых и косвенных льгот предпринимателям
и физическим лицам с целью
воздействия на размеры их
инвестиционной деятельности.
Социальная
политика государства предусматривает
перераспределение доходов через налоговую
систему, разнообразную помощь малоимущим,
безработным в рамках специальных государственных
программ, сфере образования, здравоохранения,
предоставление кредитов и т.д.
Государственное
регулирование экономики
Внешнеэкономическая
политика – набор специальных
инструментов непосредственного воздействия
на связи с зарубежными странами, стимулирование
экспорта товаров, услуг, капитала, регулирование
валютного курса и т.п.
Ускоренное амортизационное
списание основного капитала
в современных условиях является
главным средством стимулирования
накопления, структурных изменений
в экономике и важным воздействием
на хозяйственный цикл, занятость
и НИОКР.
В социально-ориентированной
экономике наибольшее распространение
получили косвенные
методы воздействия.
Косвенные методы государственного регулирования опираются в основном
на товарно-денежные рычаги и воздействуют
на интересы субъектов хозяйственной
деятельности. Среди
средств денежно-кредитного регулирования наибольшее распространение
в странах с рыночной экономикой имеют: изменение
учетной ставки центрального банка, изменение
норм обязательных резервов, операции
на открытом валютном и фондовом рынке.
Кроме перечисленных
средств регулирования, государство
использует и другие, такие, как
платежи за ресурсы, финансирование
работ по восстановлению природных
ресурсов и природоохранной деятельности,
стимулирование рационального природопользования.
В постиндустриальную
эпоху прогнозирование, программирование
и индикативное планирование
вышли за рамки предприятий
и приобрели общегосударственное
значение.
Планирование
превращается в важнейший системообразующий
инструмент государственного регулирования
экономики