Стратегическое планирование предприятия на примере кафе "Old Fashion"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в кафе «Old Fashion» на основе разработки стратегии развития предприятия. Даная цель обусловила постановку следующих задач:
изучение теоретических аспектов планирования;
изучение истории и деятельности предприятия;
анализ планирования кафе «Old Fashion»;
анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия;
составление SWOT-анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЕ
1.1 Понятие и классификация планирования
1.2 Процесс планирования в организации
1.3 Понятие и виды плана
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ кафе «Old Fashion»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ факторов внутренней и внешней среды
2.3 SWOT-анализ как основа стратегического планирования
2.4 Формулирование миссий и целей
2.5 Анализ конкурентной среды.
2.6 Экономическая целесообразность стратегического планирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая по менеджменту.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО « МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТАВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информатики 

Кафедра экономики, учёта и статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по менеджменту

на тему «Стратегическое планирование предприятия

 на примере 

кафе «Old Fashion

Выполнил: студентка гр. 42

Тихонова Арина Львовна

Проверил: канд. пед. наук

   доц. Ивлев А.В.

Магнитогорск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

        «Управлять компанией очень непросто», - говорит Пол Барроу, но, улучшив  планирование, вы повысите свои  шансы на успех. Все компании  должны составлять планы и  использовать их, чтобы сначала  устанавливать себе цели, а затем  следить за их достижением и, возможно корректировать.

Анализ опыта экономических  реформ показал, что эффективность  работы предприятия во многом зависит  от состояния внутрифирменного планирования. Сложившаяся на предприятиях методология  и методика планирования не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации. Не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятия.

Целью курсовой работы является разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в кафе «Old Fashion» на основе разработки стратегии развития предприятия. Даная цель обусловила постановку следующих задач:

  1. изучение теоретических аспектов планирования;
  2. изучение истории и деятельности предприятия;
  3. анализ планирования кафе «Old Fashion»;
  4. анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия;
  5. составление SWOT-анализа.

Объектом работы является система планирования в организации. Предметом исследования является стратегическое планирование в кафе  «Old Fashion».

При проведении исследования использовался метод анализа, метод SWOT-анализа, факторный анализ и конкурентный анализ.

Также рассчитана экономическая  целесообразность проекта.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЕ

 

    1. Понятие и классификация планирования

 

Планирование  — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Именно посредством  планирования руководство организации  стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

По сути, и  содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

  1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
  2. В каком направлении хочет двигаться организация?
  3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей  и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Планирование направлено на оптимальное  использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения  комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

  1. По степени охвата сфер деятельности:
  • общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
  • частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.
  1. По содержанию (видам) планирования:
  • стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
  • оперативное -  реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
  • текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
  1. По объектам функционирования:
  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование финансов;
  • планирование кадров.
  1. По периодам (охвату отрезка времени):
  • краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
  • среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет
  • долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.
  1. По возможности внесения изменений:
  • жесткое - не предполагает внесения изменений;
  • гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

  • полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
  • непрерывность планирования;
  • гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;
  • возможность контроля за выполнением плана;
  • экономичность планирования;
  • точность планирования.

Весь процесс  планирования в экономической организации  можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического  планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего  охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для  компании в целом и ее отдельных  подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

 

    1. Процесс планирования в организации

 

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько  основных этапов:

  1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

  1. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
  2. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
  3. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  4. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
  5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  6. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
  7. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
  8. Процесс выполнения плана.
  9. Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и целей  организации является первым и самым ответственным решением при планировании. Сформулировать миссию фирмы – наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Миссия стержень фирмы, наиболее устойчива часть ее организма, это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде.

В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организации определяет цeннocти, вepoвaния и принципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.

В том cлyчae, если имеется yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя  как cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или по кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, то ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции от ей пoдoбнoй.

Информация о работе Стратегическое планирование предприятия на примере кафе "Old Fashion"