Стратегическое управление организацией в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание

Основной целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического анализа, их эффективного использования и применения в деятельности ООО «Старый мебельный»
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучение существующих подходов к проведению стратегического анализа;
2. рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………….3
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦЕЙ……………………………………………………………………….5
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления организацией…………………………………………………………………..…5
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления……......9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ООО «СТАРЫЙ МЕБЕЛЬНЫЙ»)…………………………………………………..…………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Старый Мебельный»………………………………………..………………...17
2.2. Анализ внешней среды……………………………………………………19
2.3. Анализ внутренней среды………………………………………….……..23
2.4. SWOT–анализ………………………………………………….…………..26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ООО «СТАРЫЙ МЕБЕЛЬНЫЙ»)………………………………..……………………………..29
3.1 Основные направления совершенствования разработки стратегии……………………………………..…………………………………29
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии………………………………………………………..………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……..40

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое управление организацией в условиях рынка.doc

— 2.85 Мб (Скачать документ)



ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Стратегический менеджмент»

Вариант 1: «Стратегическое управление организацией в условиях рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса

Факультет: Менеджмент и  маркетинг

Специальность: Менеджмент организации

№ 05ммб03279

Савенковой Е.И.

 

Преподаватель: Пилипчак Ю.В..

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга – 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………….3

Сущность стратегического управления организацей……………………………………………………………………….5

1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления организацией…………………………………………………………………..…5

1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления……......9

2. Анализ деятельности организации (ООО «Старый Мебельный»)…………………………………………………..…………..17

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Старый Мебельный»………………………………………..………………...17

2.2. Анализ внешней  среды……………………………………………………19

2.3. Анализ внутренней  среды………………………………………….……..23

2.4. SWOT–анализ………………………………………………….…………..26

3. Совершенствование процесса разработки  и реализации стратегии на  предприятии (ООО «Старый Мебельный»)………………………………..……………………………..29

3.1 Основные направления совершенствования  разработки стратегии……………………………………..…………………………………29

3.2 Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии………………………………………………………..………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……37

Список литературы…………………………………………….……..40

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы «Стратегическое  управление организацией в условиях рынка» бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всём деловом мире. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.

Разработка стратегии  является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов.  

Основной целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического анализа, их эффективного использования и применения в деятельности ООО «Старый мебельный»

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. изучение существующих подходов к проведению стратегического анализа;
  2. рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;
  3. исследование зарубежного опыта проведения стратегического анализа, определение тех позитивных элементов, которые могут быть использованы в практике отечественных предприятий.

Объектом исследования является стратегическая деятельность предприятия мебельной промышленности на примере ООО «Старый мебельный».

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, механизмов и инструментов стратегического управления промышленным предприятием.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих методические вопросы стратегического анализа, статистические материалы и отчеты Государственного комитета по статистике Российской Федерации по мебельной промышленности, финансовая отчетность, данные планово-экономических отделов, служб маркетинга, НИОКР, финансовых служб по результатам деятельности ООО «Старый мебельный».

Практическая значимость исследования состоит в совершенствовании стратегических методов управления промышленным предприятием на примере ООО «Старый мебельный», с целью улучшения рыночных характеристик организации, а именно рост доли рынка, определение оптимального ассортимента товаров и необходимой номенклатуры товаров, эффективного ценообразования и роста доли продаж.

    Концепция стратегического управления имеет серьезную научную основу. Хотелось бы отметить ученых Селзника Ф.,Эндрюса К.,Акоффа Р.,Альстрэнда Б.,Ансоффа И.,Дойля П.,Карлоффа Б.,Кинга У.,Клиланда Д.,Куинна Дж.,Ламбена Ж.,Лэмпела Дж.,Минцберга Г.,Портера М.,Прахалада К.,Стерлина А.Р.,Стрикленда А.Дж.,Томпсона А.А.,Тулина И.В.,Хасси Д.,Хаттена К.,Хэмела Г.,Шенделя Д.и др., труды которых послужили возникновению и развитию стратегического управления как науки и практической деятельности.

Особая роль в становлении  стратегического анализа как  области деятельности принадлежит Ансоффу И., Карлоффу Б., Стрикленду А.Дж., Томпсону А.А., Портеру М., Шенделю Д., Хасси Д., Хаттену С., Шоффлеру, коллективным исследованиям консалтинговых фирм McKinsey & Со, Arthur D.Little, BCG.

Свой вклад в область  аналитического обеспечения стратегического  управления применительно к российским условиям внесли отечественные исследователи: Абдуллина С.Н., Алексеева И.В., Баранчеев В., Винокуров В.А., Градов А.П., Герчикова И.Н.,  Гительман Л.Д., Голубков Е.П.,  Гунин В., Ефремов В.С., Коротков Э.М., Маркова В.Д., Сафиуллин М.Р., Кузнецова С.А., Мельник А.Н., Мельничук Д.Б., Забелин П.В., Моисеева Н.К., Рольбина Е.С., Райзберг Б.А., Пекарский Л.С., Родионова В.Н. и др. Работы этих ученых отражают особенности использования аналитических методов стратегического управления для российских предприятий.

Основные концептуальные принципы диагностики в экономике изложены в трудах зарубежных ученых Бароли М., Броун Д., Мартинет А.Ш., Шевраль М.,Янг Я., отечественных ученых Бердниковой Т.Б., Глазова М.М., Дведенидовой С. А., Завгородней А.В., Муравьева А.И., Марковой В.Д., Соломенниковой Е.А., Трененкова Е.М., и др.

Разработке диагностических систем управления и их внедрению в деятельность предприятий посвящены работы Вебера Ю., Каплана Р.,Нортона Д., Саймонса Р.и др.

Значительный вклад в изучение проблемы стратегичеего управления предприятием особенно в рыночных условиях внес известный российский исследователь Фатхутдинов Р.А. В курсовой работе я использовала основные аналитические и методологические принципы, разработанные именно этим автором.

 

  1. Сущность стратегического управления организации

 

  • 1.1  Сущность, функции и основные принципы управления организацией
  • Стратегическое  управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества [9, с. 25].

    Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. «В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и  своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой»[2, с. 32].

    Существует целый ряд  определений стратегического управления, в которых делается упор на различные  его аспекты и особенности, приводящие к неопределённости границ понятия.

    И.Ансофф в работе «Стратегическое  управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность  по стратегическому управлению связана  с постановкой целей и задач  организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [1,с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [2, с. 24].

    Можно выделить следующие основные принципы стратегического менеджмента:

    • обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы (в области секторов рынка, новой продукции, технологий и др.);
    • постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности фирмы;
    • обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;
    • индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;
    • отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.

    На практике данные принципы в разной степени реализуются в организациях, что отражается на конкретных преимуществах [13, с.  35].

    Задача менеджера по созданию и  реализации стратегии фирмы состоит  из пяти взаимосвязанных частей. На рисунке 1 показана взаимосвязь задач  стратегического управления.

    Рис. 1. Пять задач стратегического управления [20, с. 15]

    Стратегическое  управление на предприятии выражается в следующих функциях:

      1. планирование стратегии;
      2. организация выполнения стратегических планов;
      3. координация действий по реализации стратегических задач;
      4. мотивация на достижение стратегических результатов;
      5. контроль за процессом выполнения стратегии.

    Планирование стратегии  включает в себя:

      1. прогнозирование:
      • анализ внешних (внутренних) факторов;
      • определение возможностей развития;
      • оценка риска;
      • обоснование стратегии.
      1. разработку стратегии:
    • формирование мисси;
    • оценка перспектив;
    • формирование стратегии;
    • увязка стратегий по СБЕ (стратегические бизнес-единицы).
      1. бюджетирование:
    • стоимостная оценка;
    • распределение ресурсов;
    • составление бюджета.

    Организация выполнения стратегических планов включает:

      1. формирование потенциала фирмы;
    1. согласование стратегии и системы управления с выбранной стратегией;
    1. создание корпоративных культур, поддерживающих стратегию.

    Координация действий по реализации стратегии заключается  в следующем:

      • согласование решений отдельных уровней, подразделений;
      • последовательная консолидация целей;
      • объединение стратегий СБЕ

    Мотивация, как функция  стратегического управления, представляет собой систему стимулов, побуждающих  к достижению стратегических результатов, а также совокупность методов[4, с. 13].

    Контроль состоит из следующих действий:

    –  непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

    –  заблаговременное определение опасностей;

    –  выявление отклонений, возможное исправление ошибок [10, с. 29]

    Таким образом, сущность стратегического управления состоит  в формировании и реализации стратегии  развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений  в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

    Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка