Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:21, курсовая работа
Основная задача - это рассмотрение процесса формирования стратегии инноваций, выявление проблем в сфере инновационных стратегий в России, определение их применения на практике.
Введение
1. Основные понятия и типология инновационных стратегий
2. Процесс формирования инновационной стратегии
3. Пример разработки и реализации инновационных стратегий на российских предприятиях
Заключение
Использованная литература
В состав инновационного проекта входят основные функциональные подразделения, участвующие в его реализации. Это: маркетинг, НИИ, производство и финансы. Здесь функции научного поиска может осуществлять как стратегический партнер, т.е. сторонний научно-исследовательский институт, так и входящее в состав предприятия научно-исследовательское инновационное подразделение.
Деятельность руководства
На этапе поиска инновационных технологий и последующего отбора наиболее перспективных идей закладывается основа инновационного проекта. Результатом этапа отбора идей должна стать постановка стратегической цели, которая будет являться составной частью корпоративного стратегического плана.
Для достижения поставленной цели необходимо сначала осуществить тщательный пофункциональный анализ, затем провести совместную проверку полученных результатов и дать оценку выдвинутой концепции. Основная задача этого этапа заключается в правильном позиционировании будущего товара, т.е. определении места нового товара в ряду существующих. Позиционирование осуществляется с целью уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок. Параллельно финансовые структуры предприятия осуществляют поиск источников инвестиций, осуществляют анализ риска и оценивают размеры необходимых вложений. Размер инвестиций определяется совместно с НИИ и производством. Если принимается решение о продолжении реализации проекта, то начинается разработка бизнес-плана. На этом этапе особое внимание необходимо также уделить проведению не только маркетинговых исследований, но и патентно-правовой экспертизе. Согласно законодательству, разработка или приобретение интеллектуальной собственности приравнивается к основным средствам производства, которые можно внести в уставный капитал. В нашей практике были случаи, когда права на использование интеллектуальной собственности служили основанием для выпуска акций и вели к увеличению посредством этого рыночной стоимости самого предприятия. Более того, если сразу не уделить достаточного внимания защите своей конкурентной позиции на рынке и не защитить свою технологию патентом, то впоследствии это может привести к сокращению валового дохода от вложения инвестиций, так как конкуренты могут воспользоваться вашей технологий. Кроме технологии необходимо зарегистрировать также и торговую марку во избежание в будущем обвала подделок. Финансовому подразделению, в свою очередь, необходимо привести все расчеты в соответствие с требованиями оформления бизнес-плана. При этом особое внимание следует уделить издержкам, которые предприятие понесет в случае неудачи нового товара на рынке. На этапе контроля анализ перспектив инновационного проекта проводится совместно с потенциальными инвесторами.
Если проект окончательно утверждается, то начинается этап разработки торговой марки, сертификации и стандартизации производства продукции, осуществляется закупка необходимого оборудования. Здесь нельзя ошибиться с поставщиком производственной линии, так как от ее качества будет зависеть качество продукции. Кроме того, станки и оборудование приобретаются на достаточно длительный срок, и весь этот период предприятию предстоит работать с производителем оборудования, который в дальнейшем станет поставщиком запасных частей и комплектующих изделий. Частые поломки означают частые простои. Поэтому, к выбору оборудования необходимо подходить стратегически и очень осторожно.
Как уже отмечалось, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Всей проектной группе следует решить где, когда и при каких обстоятельствах лучше представить новый товар. При этом за основу следует взять концепцию адаптации потребителей. На основании первых полученных данных по реальным продажам рассматриваются различные возможности дополнительного сегментирования. Так, «группа средств по уходу за ребенком Johnson’s baby» со временем начала представляться на рынке, как «группа средств по уходу за кожей для всей семьи». Бумага для записей на клейкой основе была изобретена как изделие промышленного назначения, однако свою популярность этот товар завоевал на потребительском рынке. Поэтому, первых неудач не стоит бояться.
Действуя по такому принципу, предприятие, во-первых, обеспечивает себе постоянное обновление ассортимента товарной номенклатуры. Во-вторых, поддерживает высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. В-третьих, посредством инновационного портфеля распределяет экономический риск.
3. Пример
разработки и реализации
Переход
к инновационной стратегии
Позиция
государства, как главного предъявителя
спроса на высокие технологии и единственного
социального института, способного
изменить положение дел с развитием
научно-технической сферы
С ростом потребления энергии все острее встает проблема эффективного использования энергоресурсов. Сегодня это - первоочередная задача для человечества. Новые наукоемкие разработки в этой области пользуются спросом и в России, и за рубежом. Удачным примером соединения разработок и внедрения энергосберегающего оборудования может служить производственное объединение «ПРЕССМАШ» (Челябинск).
Основные направления развития бизнеса ЗАО «ПРЕССМАШ».
Практически с момента своего появления компания выбрала четкую, социально-ориентированную стратегию, рассчитанную на удовлетворение потребностей предприятий теплоэнергетического комплекса, промышленности и жилищно-коммунальной сферы, заинтересованных в эффективном использовании энергоресурсов и в улучшении экологической обстановки в своих регионах. В состав объединения входит несколько самостоятельных предприятий, работающих в различных сферах хозяйства от производства и переработки зерновых культур до изготовления уникального энергосберегающего оборудования с лучшими мировыми характеристиками. В бизнесе компании инновации играют большую роль.
В настоящее время актуальной задачей в российской промышленности является применение наукоемких, прогрессивных технологий направленных на повышение эффективности производства. Оборудование, которое производит предприятие, принадлежит к самым современным инновационным разработкам, снижающим производственные издержки и улучшающим экологию за счёт уменьшения выбросов и химзагрязнённых стоков. Не случайно оборудование предприятия имеет награды Министерства промышленности, науки и технологии, Министерства энергетики РФ, отмечено представителем президента в УрФО, Государственными наградами и премиями.
Оборудование ЗАО «ПРЕССМАШ» - нестандартное. Оно проектируется и изготавливается под условия конкретного заказчика, поэтому для предприятия все проекты в принципе значимые. Взять, например, разработку и внедрение комплекса водоподготовки (технология термообессоливания воды) на базе испарителей мгновенного вскипания «ЭКОТЕХ» на Казанской ТЭЦ-3. Благодаря оборудованию ЗАО «ПРЕССМАШ» сброс химзагрязнённых вод в реку Волга с ТЭЦ сократился почти на 70%. В настоящее время подобные комплексы планируется внедрить на Курганской ТЭЦ, на Магнитогорском и Нижнетагильском металлургических комбинатах.
Проводятся работы по использованию технологии термообессоливания для решения проблем с водоснабжением Приморья и Владивостока путем обессоливания воды Тихого океана. Это позволит снизить расход воды из пресных водоемов, соответственно, снизить нагрузку на очистные сооружения и повысить качество и объемы потребления питьевой воды. Таким образом, существует реальная возможность обеспечить проблемные регионы нормальным водоснабжением, которое не зависит от природных факторов и дефицита питьевых ресурсов.
В перспективе
планируется использовать оборудование
на Байкальском целлюлозно-
Инновационные решения «ПРЕССМАШа» могут найти применение в ЖКХ. Можно сказать даже, что в первую очередь в ЖКХ. Ведь это оборудование (ИМВ «ЭКОТЕХ» и магистральные пароводяные элеваторы «ЭКОПАР») работают на системах тепло- и водоснабжения, а в ЖКХ имеются ТЭЦ, котельные и бойлерные. Кроме того, часто тепло- и водоснабжение подается населению с промышленных предприятий. Например, в г. Миассе Челябинской области инструментальный завод использует наши МПЭ «ЭКОПАР» для нагревания воды для горячего водоснабжения старой части города. МПЭ экономит до 30% топлива, а за счет уменьшения выбросов топочных «парниковых» газов и утилизации сбросового пара улучшает экологическую обстановку.
Каким
образом компания решает проблему доступа
к высоким технологиям и
В рамках инновационной стратегии, принятой на предприятии в 2002 году, ведутся научные работы и комплексные исследования для перехода на использование новых эффективных разработок в области безтопливных источников энергии, а также на использование и применение современных френч-технологий, которые в российской экономике в настоящее время просто не рассматриваются, так как не вписываются в традиционные законы физики. Уже сейчас по предварительным данным, полученным нашими сотрудниками, можно говорить о возможности использования низкотемпературной плазмы и водородных технологий для массового потребителя и применения их в ЖКХ. Подготовка демонстрационных моделей и опытно-конструкторские работы по разработке промышленных образцов ведутся с привлечением авторов в качестве соисполнителей. Вследствие их масштабности и актуальности, эти работы рассматриваются руководством ЗАО «ПРЕССМАШ» в качестве приоритетных направлений развития предприятия до 2010 года.
Заключение
Многие из отечественных предприятий,
осуществляющих инновационную деятельность
на мировом уровне, пошли по пути
зарубежных компаний и создали в
своем составе