Стратегии инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Основная задача - это рассмотрение процесса формирования стратегии инноваций, выявление проблем в сфере инновационных стратегий в России, определение их применения на практике.

Содержание

Введение
1. Основные понятия и типология инновационных стратегий
2. Процесс формирования инновационной стратегии
3. Пример разработки и реализации инновационных стратегий на российских предприятиях
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

В состав инновационного проекта входят основные функциональные подразделения, участвующие в его реализации. Это: маркетинг, НИИ, производство и финансы. Здесь функции научного поиска может осуществлять как стратегический партнер, т.е. сторонний научно-исследовательский институт, так и входящее в состав предприятия научно-исследовательское инновационное подразделение.

Деятельность руководства предприятия  не получила отражения в схеме ввиду того, что связь с покупателями, как конечными потребителями нового продукта, осуществляется, в основном, специалистами среднего звена, поэтому именно им в большей степени известны проблемы клиентов. Высшие менеджеры, по замыслу модели, привлекаются на так называемые контрольные этапы для принятия решения о переводе новинки в следующий этап или отказа от нее. Такими этапами являются генерация и отбор идей, проверка концепции, контроль проекта и коммерциализация инновации. Здесь следует особо подчеркнуть смысл и значение параллельного принятия решения отделами маркетинга, НИИ, производства, финансов и руководством. Такой подход позволяет, во-первых, совместно оценить рыночные, научно-технические, производственные и финансовые перспективы нового продукта. Во-вторых, этот метод предполагает: объединение ответственности между исполнителями инновационного проекта за его реализацию, работу в команде и исключение в будущем взаимных обвинений. В-третьих, совместное принятие решения о переходе на следующую стадию подразумевает также и общее участие в принятии решения об отказе от выдвинутых идей как на стадии генерации и отбора, так и последующих этапах, вплоть до коммерциализации. Такие решения являются поистине стратегическими, так как от них зависит вся дальнейшая деятельность предприятия. Не секрет, что ошибки, допущенные при разработке и выведении новых продуктов, несут угрозу не только утраты значительных финансовых средств, но и выживанию предприятия.

На этапе поиска инновационных  технологий и последующего отбора наиболее перспективных идей закладывается основа инновационного проекта. Результатом этапа отбора идей должна стать постановка стратегической цели, которая будет являться составной частью корпоративного стратегического плана.

Для достижения поставленной цели необходимо сначала осуществить тщательный пофункциональный анализ, затем провести совместную проверку полученных результатов и дать оценку выдвинутой концепции. Основная задача этого этапа заключается в правильном позиционировании будущего товара, т.е. определении места нового товара в ряду существующих. Позиционирование осуществляется с целью уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок. Параллельно финансовые структуры предприятия осуществляют поиск источников инвестиций, осуществляют анализ риска и оценивают размеры необходимых вложений. Размер инвестиций определяется совместно с НИИ и производством. Если принимается решение о продолжении реализации проекта, то начинается разработка бизнес-плана. На этом этапе особое внимание необходимо также уделить проведению не только маркетинговых исследований, но и патентно-правовой экспертизе. Согласно законодательству, разработка или приобретение интеллектуальной собственности приравнивается к основным средствам производства, которые можно внести в уставный капитал. В нашей практике были случаи, когда права на использование интеллектуальной собственности служили основанием для выпуска акций и вели к увеличению посредством этого рыночной стоимости самого предприятия. Более того, если сразу не уделить достаточного внимания защите своей конкурентной позиции на рынке и не защитить свою технологию патентом, то впоследствии это может привести к сокращению валового дохода от вложения инвестиций, так как конкуренты могут воспользоваться вашей технологий. Кроме технологии необходимо зарегистрировать также и торговую марку во избежание в будущем обвала подделок. Финансовому подразделению, в свою очередь, необходимо привести все расчеты в соответствие с требованиями оформления бизнес-плана. При этом особое внимание следует уделить издержкам, которые предприятие понесет в случае неудачи нового товара на рынке. На этапе контроля анализ перспектив инновационного проекта проводится совместно с потенциальными инвесторами.

Если проект окончательно утверждается, то начинается этап разработки торговой марки, сертификации и стандартизации производства продукции, осуществляется закупка необходимого оборудования. Здесь нельзя ошибиться с поставщиком производственной линии, так как от ее качества будет зависеть качество продукции. Кроме того, станки и оборудование приобретаются на достаточно длительный срок, и весь этот период предприятию предстоит работать с производителем оборудования, который в дальнейшем станет поставщиком запасных частей и комплектующих изделий. Частые поломки означают частые простои. Поэтому, к выбору оборудования необходимо подходить стратегически и очень осторожно.

Как уже отмечалось, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Всей проектной группе следует решить где, когда и при каких обстоятельствах лучше представить новый товар. При этом за основу следует взять концепцию адаптации потребителей. На основании первых полученных данных по реальным продажам рассматриваются различные возможности дополнительного сегментирования. Так, «группа средств по уходу за ребенком Johnson’s baby» со временем начала представляться на рынке, как «группа средств по уходу за кожей для всей семьи». Бумага для записей на клейкой основе была изобретена как изделие промышленного назначения, однако свою популярность этот товар завоевал на потребительском рынке. Поэтому, первых неудач не стоит бояться.

Действуя по такому принципу, предприятие, во-первых, обеспечивает себе постоянное обновление ассортимента товарной номенклатуры. Во-вторых, поддерживает высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. В-третьих, посредством инновационного портфеля распределяет экономический риск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пример  разработки и реализации инновационных  стратегий на российских предприятиях

Переход к инновационной стратегии научно-промышленного  развития страны представляется сегодня  безальтернативным решением для  сохранения России в числе развитых государств. Сегодня стало очевидным, что положенный в основу реформирования страны антикоммунизм не мог и не может служить ни идеологической основой общественных преобразований, ни методом технологической модернизации страны. Истинный смысл новой экономики, как свидетельствует мировой опыт, заключается не в самоцельной приватизации и не во внедрении рыночных отношений в «тело» каждой производственной операции, а в смене технологического уклада, развитии наукоемкого производства и информатизации общества. К началу экономических реформ 90-х годов Россия была не развивающаяся аграрном страной (для которых и составлены программы МВФ), а промышленно развитая держава, достаточно успешно решившая задачу индустриализации ещё в средние минувшего столетия. Но в последней четверти XX века страна не смогла найти достойного ответа на исторический вызов новой экономики — экономики знаний. Поэтому жестко организованная и иерархически выстроенная индустриальная модель социализма проиграла не классическому индустриальному капитализму, а набирающему силу интеллектуальному капиталу постиндустриальных обществ. Из сказанного следует, что целями и смыслами социально-экономических преобразований в нашей стране может и должна быть технологическая модернизация России с переходом к постиндустриальным формам хозяйственной деятельности. Рыночные же механизмы играют инструментальную роль в достижении названных содержательных целей, которые напрямую не связаны ни с идеологиями, ни с социально-политическими формами организации общества. Указанное замечание имеет особое значение в нынешних условиях, когда глубокие исследователи современных обществ всё настойчивее обращают внимание экономистов и политиков па глобальное нарастание процессов деструкции таких традиционных капиталистических институтов как собственность, стоимость и рыночная самоорганизация. И еще одно принципиальное замечание для понимания сути стоящих перед страной проблем. Так уж сложилась историческая судьба России, что ее самый качественный интеллектуально-кадровый потенциал сконцентрировался в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Характер чрезмерно милитаризированной советской экономики объективно выдвинул крупномасштабную конверсию на роль ведущего направления экономического реформирования страны. Примитивное же "освобождение" от государственного контроля низкокачественного в технологическом и интеллектуально-кадровом отношении гражданского сектора с постановкой рыночных идей на службу корыстным интересам новых собственников, не отягощенных ни производственно-технологическим опытом, ни веберовской этикой капитализма, привело к формированию примитивной и криминализированной экономической среды. Но без ввода в действие качественных ресурсов ОПК другого результата трудно было ожидать. Приватизация за бесценок значительной части государственных предприятий финансово-спекулятивным капиталом, не вложившим, да и не намеревавшимся, по большому счету, вкладывать деньги в развитие технологий, не способствовала повышению рыночного спроса на НИОКР и появлению альтернативных государству источников финансирования. Новая политическая и бизнес-элита не поддержала ни одного нового крупного научно-технического проекта, а старые пустила на самотек. А для извлечения новыми хозяевами экономики страны прибыли из оружейного экспорта оказалось достаточным простого паразитирования на созданном ранее технологическом заделе и государственных инвестициях. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила российскому государству решить тактические проблемы формирования и исполнения федерального бюджета, а также своевременной выплаты внешних долгов. Но объективный анализ складывающейся в России ситуации с позиций экономики знаний не позволяет воспринимать происходящие сегодня отдельные улучшения экономических показателей в качестве доказательства правильности научно-промышленной политики государства. Угрожающими темпами разрушается созданная прежними поколениями промышленная база, инфраструктура экономики страны и жизнедеятельности населения. Россия, по данным Мирового банка, скатилась на 58 место (из списка в 75 оцениваемых стран) по показателю текущей конкурентоспособности и имеет тенденцию к опусканию на 63 место к 2005 году. Но этим не исчерпывается перечень проблем и опасных тенденций. Непосредственно связанные с высокотехнологичным оборонным производством специалисты видят основную проблему нынешнего ОПК не только и не столько в плачевном состоянии его производственных мощностей, сколько в резком ослаблении кадрового и интеллектуального потенциала. Ведь для строительства корпусов и приобретения новых технологий достаточно простого привлечения финансовых ресурсов, а для формирования корпуса квалифицированных кадров необходимы долгосрочные инвестиции в образование и десятилетия на их "выращивание". К сожалению, и новая бюрократия, пришедшая к управлению страной в 2000 году, не предпринимает реальных шагов по преодолению деградации научно-промышленного комплекса. Появились и некоторые новые отрицательные моменты. Слабо регламентированный институт интеллектуальной собственности стал использоваться в качестве дополнительного средства передела материальной собственности. Реальные же проблемы ОПК и задачи коммерческой реализации ценных знаний в результате подобных навязчивых действий административной бюрократии не решаются. Зато в полной мере дискредитируется сам институт интеллектуальной собственности, являющийся важным инструментом обеспечения перехода страны на инновационный путь развития. Многие государственные институты и конструкторские бюро влачат сегодня жалкое существование, и это прямое следствие неквалифицированного менеджмента при отсутствии внятной политики государства, являющегося их главным собственником.

Позиция государства, как главного предъявителя спроса на высокие технологии и единственного  социального института, способного изменить положение дел с развитием  научно-технической сферы страны, имеет особое значение в решении  проблемы эффективного встраивания ОПК в нынешнюю социально-экономическую реальность. Но этого пока не происходит. Крупный национальный капитал, сформировавшийся на далеких от цивилизованных норм "залоговых аукционах" и технологически низкой сырьевой промышленности, скорее добавляет проблем российскому государству, чем помогает ему в их решении. Становится все более очевидным, что эффективное использование потенциала ОПК путем перехода к инновационной стратегии развития при дальнейшей "неприкасаемости" политических и экономических элит практически не возможно. И, тем не менее, промышленная политика, несмотря на столь неблагоприятную для ее разработки и реализации социально-экономическую и политическую ситуацию, остается императивом прогрессивного развития российского общества. Есть еще одно принципиальное обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание читателей: переориентация экономического курса на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, обеспечивающей формирование продуктивно-творческого человека, как главного ресурса современной экономики. Но такая переориентация должна сопровождаться масштабными программами образования и государственными капиталовложениями в информационно-технологическую инфраструктуру. В конечном же счете от экономических реформ не следует ждать чудес до тех пор, пока результаты преобразований не воплотятся в изменения социальной структуры российского общества и выведение на верхние ступени социальной иерархии его самых достойных созидательно-творческих сил3.

С  ростом  потребления  энергии  все острее встает проблема эффективного использования  энергоресурсов.  Сегодня это - первоочередная  задача для человечества. Новые наукоемкие разработки в этой области пользуются спросом и в России, и за рубежом. Удачным примером соединения разработок и внедрения энергосберегающего оборудования может служить производственное объединение «ПРЕССМАШ» (Челябинск).

Основные направления развития бизнеса ЗАО «ПРЕССМАШ».

Практически с момента своего появления компания выбрала четкую, социально-ориентированную стратегию, рассчитанную на удовлетворение потребностей предприятий теплоэнергетического комплекса, промышленности и жилищно-коммунальной сферы, заинтересованных в эффективном использовании энергоресурсов и в улучшении экологической обстановки в своих регионах. В состав объединения входит несколько самостоятельных предприятий, работающих в различных сферах хозяйства от производства и переработки зерновых культур до изготовления уникального энергосберегающего оборудования с лучшими мировыми характеристиками. В бизнесе компании инновации играют большую роль.

В настоящее  время актуальной задачей в российской промышленности является применение наукоемких, прогрессивных технологий направленных на повышение эффективности производства. Оборудование, которое производит предприятие, принадлежит к самым современным инновационным разработкам, снижающим производственные издержки и улучшающим экологию за счёт уменьшения выбросов и химзагрязнённых стоков. Не случайно оборудование предприятия имеет награды Министерства промышленности, науки и технологии, Министерства энергетики РФ, отмечено представителем президента в УрФО, Государственными наградами и премиями.

Оборудование ЗАО «ПРЕССМАШ» - нестандартное. Оно проектируется и изготавливается под условия конкретного заказчика, поэтому для предприятия все проекты в принципе значимые. Взять, например, разработку и внедрение комплекса водоподготовки (технология термообессоливания воды) на базе испарителей мгновенного вскипания «ЭКОТЕХ» на Казанской ТЭЦ-3. Благодаря оборудованию ЗАО «ПРЕССМАШ» сброс химзагрязнённых вод в реку Волга с ТЭЦ сократился почти на 70%. В настоящее время подобные комплексы планируется внедрить на Курганской ТЭЦ, на Магнитогорском и Нижнетагильском металлургических комбинатах.

Проводятся  работы по использованию технологии термообессоливания для решения  проблем с водоснабжением Приморья и Владивостока путем обессоливания  воды Тихого океана. Это позволит снизить  расход воды из пресных водоемов, соответственно, снизить нагрузку на очистные сооружения и повысить качество и объемы потребления питьевой воды. Таким образом, существует реальная возможность обеспечить проблемные регионы нормальным водоснабжением, которое не зависит от природных факторов и дефицита питьевых ресурсов.

В перспективе  планируется использовать оборудование на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, расположенном на берегу озера Байкал. Специалисты Байкальского ЦБК уже побывали у нас и  остались очень довольны технологией. Предполагается, что после внедрения нового оборудования водооборот комбината станет замкнутым и проблема загрязнения «Сибирской жемчужины» будет решена.

Инновационные решения «ПРЕССМАШа» могут найти применение в ЖКХ. Можно сказать даже, что в первую очередь в ЖКХ. Ведь это оборудование (ИМВ «ЭКОТЕХ» и магистральные пароводяные элеваторы «ЭКОПАР») работают на системах тепло- и водоснабжения, а в ЖКХ имеются ТЭЦ, котельные и бойлерные. Кроме того, часто тепло- и водоснабжение подается населению с промышленных предприятий. Например, в г. Миассе Челябинской области инструментальный завод использует наши МПЭ «ЭКОПАР» для нагревания воды для горячего водоснабжения старой части города. МПЭ экономит до 30% топлива, а за счет уменьшения выбросов топочных «парниковых» газов и утилизации сбросового пара улучшает экологическую обстановку.

Каким образом компания решает проблему доступа  к высоким технологиям и получения  в свое распоряжение современного высокотехнологичного оборудования? ЗАО «ПРЕССМАШ» активно сотрудничает с научными организациями и отдельными изобретателями. Ни для кого не секрет, как иногда тяжело ученым самим внедрить изобретение. Разработчики оборудования не обладают теми знаниями и навыками продаж, которым обучены современные менеджеры, поэтому функции продвижения и внедрения с успехом берет на себя «ПРЕССМАШ». Взяв тот научный потенциал, который у них не был востребован, «ПРЕССМАШ» смогли его синхронизировать и использовать в своей работе. Так, в настоящее время ведутся переговоры с несколькими изобретателями по поводу внедрения их разработок, позволяющих в перспективе существенно снизить расходы населения на электроэнергию.

В рамках инновационной стратегии, принятой на предприятии в 2002 году, ведутся  научные работы и комплексные  исследования для перехода на использование новых эффективных разработок в области безтопливных источников энергии, а также на использование и применение современных френч-технологий, которые в российской экономике в настоящее время просто не рассматриваются, так как не вписываются в традиционные законы физики. Уже сейчас по предварительным данным, полученным нашими сотрудниками, можно говорить о возможности использования низкотемпературной плазмы и водородных технологий для массового потребителя и применения их в ЖКХ. Подготовка демонстрационных моделей и опытно-конструкторские работы по разработке промышленных образцов ведутся с привлечением авторов в качестве соисполнителей. Вследствие их масштабности и актуальности, эти работы рассматриваются руководством ЗАО «ПРЕССМАШ» в качестве приоритетных направлений развития предприятия до 2010 года.

 

 

 

 

Заключение

Многие из отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на мировом уровне, пошли по пути зарубежных компаний и создали в  своем составе специализированные инновационные подразделения (по аналогии с отделами R&D — Research & Development). Такой подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя. Во-вторых, привлечь высококвалифицированные научные кадры и, в-третьих, быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны. Одним из первых шагов к созданию собственного инновационного подразделения может стать посещение предприятий, имеющих в своем составе специализированное инновационное подразделение («научно-технологический институт» внутри предприятия), с целью ознакомления с их опытом развития.

Информация о работе Стратегии инноваций