Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа
Стратегию развития муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года повторно рассмотрели на коллегии при Главе города. Проект документа дополнен информацией о механизмах реализации долгосрочных целей развития города.
В качестве основных разработчиков Стратегии выступили специалисты администрации города Нижний Тагил, Центра региональных экономических исследований Уральского университета, Министерства экономики Свердловской области.
Достижение уровня развития сферы услуг гостеприимства, необходимого для выполнения функций делового туризма и отдыха, повышение обеспеченности гостиничными услугами на территории области за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям.
Реализация проектов комплексного развития сферы потребительского рынка с ориентацией на общемировые тенденции формирования инфраструктуры торгового обслуживания населения и инновационные технологии.
Опора на традиционные духовные ценности, воспитание патриотического самосознания
Развитие потенциала молодых граждан, создание условий для социализации и участия молодежи в социально-экономическом развитии города, обеспечение максимального использования потенциала социально активных, талантливых молодых граждан.
Развитие гражданского общества, территориального общественного самоуправления, укрепление и совершенствование правового государства.
Миссия города
Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, его предназначения, стратегического статуса (типа) в будущем, определение его кредо.
Определение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые, в общем, задают определенные границы для траектории (вектора) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность стратегического плана.
Миссия города позволяет оценить его конкурентные возможности в разделении труда разного уровня, показывает, чем город может и должен быть полезен разным группам его жителей, помогает распределять ресурсы и принимать стратегически выверенные управленческие решения.
Девизом стратегического развития города Екатеринбурга может быть: «Производство, сила, мощь предприятий».
Анализ исходной ситуации (SWOT-анализ)
Для того, чтобы сформулировать эффективную стратегию, необходимо узнать, что происходит в промышленности, правительстве и обществе в целом. При формулировке производственной стратегии необходимо тщательно следить за информацией о конкретной отрасли: о потребителях, поставщиках, потенциальных и существующих конкурентах, для того, чтобы выбрать оптимальную стратегию.
Профиль организации отражает количество и качество основных ресурсов компании, а также опыта и знаний се руководства в трех широких областях: финансовой, технологической и еще одной области, которая включает в себя степень организованности, человеческий фактор и др. Менеджеры изучают профиль компании, чтобы определить и увидеть сильные и слабые стороны своей организации.
Следующая фаза принятия решений в процессе стратегического планирования: анализ альтернатив и выбор стратегии. Эта фаза является «сердцем» процесса стратегического планирования. Для удобства усвоения мы разобьем стратегический анализ на четыре шага. В действительности же менеджеры осуществляют каждый шаг по несколько раз, когда из множества альтернатив они пытаются выбрать оптимальную стратегию. Первый шаг на этом пути — SWOT-анализ. SWOT —это сочетание первых букв слов strengthness (сильные стороны), weakness (слабые стороны), оррortunity (возможность), threat (угроза). На этом этапе процесса стратегического планирования менеджеры сопоставляют результаты анализа внешней среды с профилем компании, чтобы увидеть, какие у фирмы существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы их бизнесу.
Когда SWOT-анализ завершен, менеджер начинает поиск различных стратегий, которым может следовать фирма, чтобы извлечь максимальные преимущества из имеющихся возможностей. Сначала они рассматривают нынешнюю стратегию фирмы и проводят процедуру, которая называется «выборочный анализ». На этом этапе определяют, насколько позволила нынешняя стратегия достичь целей, которые были поставлены перед фирмой. В тех случаях, когда выбранная стратегия привела к достижению поставленных целей, стоит подумать о том, чтобы воспользоваться ею и в дальнейшем, естественно, пытаясь ее усовершенствовать. Если же обнаружено значительное несоответствие между полученными и желаемыми результатами, необходимо искать другие стратегические альтернативы и, может быть, использовать другие стратегические подходы.
На следующем этапе процесса стратегического планирования менеджеры оценивают варианты стратегии, применяя четыре крупных критерия:
1. Совместим ли каждый вариант с общими целями, ценностями и миссией организации? И не будет ли эта стратегия требовать значительных отклонений от этих фундаментальных целей (или более того, изменений в них)?
2. Использует ли стратегия ключевые возможности и главные факторы успеха организации?
3. Позволяет ли эта стратегия извлекать преимущества из сильных сторон фирмы и не возлагает ли она слишком больших надежд на те области, которые являются слабым местом?
4. В конечном итоге, реальна ли эта стратегия? Если да, то каков риск, что она не будет эффективно работать?
Основная задача менеджеров, занимающихся оценкой альтернативных стратегий, заключается в пристальном изучении каждой стратегии и выяснении, какими конкурентными преимуществами должна обладать фирма, чтобы сделать эту стратегию успешной, а также, насколько вероятно, что фирма сумеет получить или создать эти конкурентные преимущества.
Выбор стратегии обычно тесно связан с оценкой альтернативных стратегий. Менеджеры, имеющие большой опыт в стратегическом планировании, обычно проводят попарное сравнение стратегий, чтобы каждая альтернатива получила справедливую оценку, прежде чем принят окончательное решение. Следует также помнить, что все члены организации имеют разные интересы, и поэтому одна и та же стратегия будет одобрена одними и может вызвать острое недовольство у других.
Плюсы и минусы каждой стратегии взвешены и обсуждены, менеджеры выбирают стратегию организации, пытаясь уравновесить риск, связанный с выбором каждой из стратегии, с их потенциалом для долгосрочных целей. Процесс принятия решений обычно происходит следующим образом; сначала дается оценка каждой из альтернатив, затем следует продолжительный период обсуждений и дебатов, который заканчивается голосованием. Когда согласие достигнуто и решение принято, необходимо сфокусировать внимание на том, чтобы новая стратегия и соответствующие ей долгосрочные цели были подробно изложены. После этого нужно приступать к внедрению стратегии в каждодневную деятельность компании. Это означает, что стратегия должна быть переведена в конкретные действия для всех членов организации.
Сильные стороны города
К ним относятся:
благоприятное экономико-географическое города;
высокая концентрация научных и образовательных учреждений;
- высокая концентрация предприятий промышленных, химических;
емкий потребительский рынок;
развивающийся региональный центр оптовой торговли;
развитая социальная инфраструктура;
Слабые стороны города
К ним относятся:
удаленное положение относительно важных центров России, Европы, мира;
расположение в зоне континентального климата с характерными для Урала погодными аномалиями;
высокая степень износа основных производственных фондов, приводящая к трудно преодолимому технологическому отставанию;
изношенность городской инженерной инфраструктуры, общественного транспорта;
невысокий уровень общественной безопасности;
невысокий уровень экологической безопасности города;
ограниченные рекреационные возможности.
Социально-экономическое развитие
В связи со сложившейся ситуацией в сфере социального и экономического развития г. Н. Тагила, администрацией был принят План перспективного развития на период 2009-2013 годов, который включает в себя мероприятия по улучшению следующих сфер:
1. Социальная сфера, общественная безопасность, в том числе:
Образование
Здравоохранение
Культура
Социальное обслуживание
Общественная безопасность
2. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, жизнеобеспечение, в том числе:
Промышленность
Сельское хозяйство
Жизнеобеспечение населения
Основная цель плана мероприятий - устойчивое социально-экономическое развитие МО. Все мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- увеличение объемов производства сельского хозяйства;
- рациональное использование лесных ресурсов;
- освоение минерально-сырьевой базы;
- ведение личного подсобного хозяйства;
- привлечение и закрепление в секторах сельской экономики выпускников ВУЗов, средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния здоровья сельского населения;
- повышения образовательного уровня учащихся сельских школ;
- активизация культурной деятельности на селе;
- повышение уровня и качества электро-водо-газоснабжения сельского населения, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
- повышения уровня занятости сельского населения,
- сохранение и создание новых рабочих мест.
Таким образом, при выполнении всех мероприятий, предусмотренных планом Перспективного развития выше перечисленные задачи должны быть достигнуты к 2013 году.
Основные проблемы реализации функции стратегического планирования в администрации МО
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития.
За последние десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии: наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни.
Как видно на протяжении лет наблюдается уменьшение численности населения. Ежегодно население района сокращается на 200-300 человек.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга тормозят развитие торгово-бытового обслуживания и других видов сервиса.
Прямое автобусное сообщение отсутствует в 28 населенных пунктах. Не телефонизировано 29 населенных пунктов. Обеспеченность квартирными телефонами на 1000 жителей составляет 117. Телефонная сеть сельских населенных пунктов физически и морально изношена.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. При этом 75% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 20% в полном восстановлении. В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей ни санитарным нормам, ни стандартам.
За последнее десятилетие сократилась сеть участковых больниц, ФАПов. На сегодняшний день в районе имеется 5 больниц на 205 больничных коек, одна поликлиника, 41 фельдшерско-акушерский пункт. Численность врачей в районе 30. Обеспеченность врачами на 10000 жителей составляет 6 человек (среднеобластной показатель -33), средним медицинским персоналом -50.
Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. За последние годы сократилась подготовка специалистов в сельских профессиональных училищах для агропромышленного комплекса.
Таким образом, необходимость разработки плана развития на долгосрочную перспективу по МО обусловлена:
1. Для устойчивого социально-экономического развития района необходима государственная поддержка, в том числе и предприятиям АПК
2. Комплексный подход к развитию территории
3. Для эффективного проведения социальных реформ в МО необходима финансовая поддержка государства.
Заключение
Стратегическое планирование в государственном управлении является эффективным инструментом и основой менеджмента в осуществлении социально - хозяйственной деятельности.
Современная наука управления предлагает достаточно большое количество различных типов стратегий и методов их построения.
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования «город Нижний Тагил»