1.Стратегия развития жилищно-коммунального
хозяйства в РФ и её регионах
1.1 Понятие, сущность и
типы стратегий
Кризисное состояние жилищно-коммунального
комплекса обусловлено неэффективной
системой управления, дотационностью
сферы и неудовлетворительным финансовым
положением, высокими затратами, отсутствием
экономических стимулов снижения издержек,
связанных с оказанием жилищных и коммунальных
услуг, неразвитостью конкурентной среды
и, как следствие, высокой степенью износа
основных фондов, неэффективной работой
предприятий, большими потерями энергии,
воды и других ресурсов. Содержание этого
комплекса в его нынешнем виде непосильно
как для потребителей жилищно-коммунальных
услуг, так и для бюджетной сферы. Проблема
усугубляется огромным объемом накопленной
задолженности в жилищно-коммунальной
сфере. Для преодоления системного кризиса
в отрасли, а также для обеспечения перехода
к новой модели устойчивого функционирования
жилищно-коммунального комплекса необходимо
использование программно-целевого метода.
В рамках Федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
была разработана подпрограмма «Реформирование
и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации», основные
цели которой - повышение эффективности,
устойчивости и надежности функционирования
систем жизнеобеспечения населения, привлечение
инвестиций в жилищно-коммунальную
отрасль, улучшение качества услуг
с одновременным снижением затрат,
адресная социальная защита населения
при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами подпрограммы являются:
- финансовое оздоровление
жилищно-коммунальных предприятий
путем реструктуризации и ликвидации
их задолженности и доведения
тарифов на жилищно-коммунальные
услуги для населения и других
потребителей до экономически
обоснованного уровня, жесткого
соблюдения установленных стандартов
оплаты услуг населением, перехода
от дотирования жилищно-коммунальных
предприятий и предоставления
категориальных льгот к субсидированию
малообеспеченных семей, ликвидации
перекрестного субсидирования тарифов;
- снижение издержек и
повышение качества и доступности
жилищно-коммунальных услуг, формирование
инвестиционной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса
путем развития конкуренции в
сфере предоставления жилищных
услуг, создания взаимосвязанных
процедур тарифного регулирования
коммунальных предприятий и естественных
монополистов - предприятий топливно-энергетического
комплекса;
- обеспечение государственной
поддержки процесса модернизации
жилищно-коммунального комплекса
на основе современных технологий
и материалов путем предоставления
бюджетных средств и государственных
гарантий по привлекаемым инвестициям.
Достижение основных целей
подпрограммы обеспечит, начиная с
2011 года, возможность устойчивого
развития жилищно-коммунального комплекса
без использования программных
методов управления на федеральном
уровне.
Основной идеей экономической
реформы жилищно-коммунального хозяйства
является передача права распоряжения
всеми бюджетными ресурсами от коммунальных
предприятий непосредственно гражданам.
Важный момент - передача потребителям
функций заказчика и контролера
услуг ЖКХ.
Использование системы социальных
счетов будет способствовать самоорганизации
граждан в жилищной сфере, появлению
стимулов для развития товариществ
собственников жилья и иных объединений
граждан. Эта мера позволит повысить
прозрачность расходования бюджетных
средств и усилить социальную
направленность бюджетной политики.
После 2010 года планируется,
что инвестирование за счет заемных
ресурсов станет преобладающей формой
финансирования жилищно-коммунального
комплекса.
В «Основных направлениях
социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу» разработана
стратегия Жилищной политики и развития
жилищно-коммунального хозяйства. Одним
из условий повышения эффективности
жилищно-коммунального хозяйства
определен постепенный перевод
отрасли на режим безубыточного
функционирования путем сокращения
бюджетного дотирования и перекрестного
субсидирования потребителей. Одновременно
с созданием прозрачной системы
регулирования локальных естественных
монополий необходимо повышать организационно-правовую
и финансово-хозяйственную самостоятельность
коммунальных предприятий. Государственная
Дума 21 марта 2003года приняла поправки
к Закону РФ "Об основах федеральной
жилищной политики". В соответствии
с законопроектом, Правительство
РФ ежегодно утверждает федеральные
стандарты оплаты жилья и коммунальных
услуг, устанавливает основы ценообразования
в сфере ЖКХ. Правила, стандарты
качества содержания и ремонта жилья
и предоставления коммунальных услуг,
методика перерасчета оплаты, если
коммунальные услуги были предоставлены
в меньшем объеме и ненадлежащего
качества, также утверждаются Правительством
РФ. Вводится ограничение на пересмотр
или изменение цен на оплату жилья
и тарифов на коммунальные услуги
- не чаще одного раза в год, причем одновременно
с принятием решения об утверждении
бюджетов на очередной финансовый год
и только на основании результатов
независимой экспертизы фактических
затрат на оказание услуг ЖКХ. В то
же время, Государственная дума разрешила
выселять за долги по квартплате. Теперь
если жилец не платит за квартиру полгода,
его выселят в судебном порядке
с предоставлением жилого помещения,
отвечающего санитарным и техническим
требованиям (ранее при выселении
новое жилье не гарантировалось).
По новому Жилищному кодексу РФ,
вступившему в действие с 1 марта
2005 года, по отношению к семейному
доходу расходы на оплату жилья и
жилищно-коммунальных услуг превышают
предельно допустимый уровень (по федеральным
стандартам он равен 22%), такая семья
имеет право на субсидию (Ст.159). Согласно
замыслу реформы с 31 декабря 2005 г.
бюджетные субсидии на жилье для
социально незащищенных категорий
граждан будут переводиться не на
счета предприятий ЖКХ, а на адресные
персонифицированные счета, причем
деньги должны поступать на них заранее,
до дня выплат. Реформа должна быть
организована таким образом, чтобы
не вызвать необоснованной финансовой
нагрузки на население, не сопровождающейся
повышением качества услуг. Необходимо
ликвидировать отставание минимальной
заработной платы от прожиточного минимума.
Актуальна система внедрения ресурсосберегающих
технологий и сокращения потерь, налаживанию
персонифицированного учета потребляемой
энергии, тепла, горячей и холодной воды.
Задача на ближайшее будущее - создание
в сфере ЖКХ бизнес-среды, основанной на
государственно-частном партнерстве и
распределении заказов на конкурсной
основе.
По мнению представителей
Федерального агентства по строительству
и ЖКХ, суть предлагаемых новаций
в рамках инвестиционной политики Росстроя
заключается в том, что центр тяжести в
работе Федерального агентства необходимо
перенести с механического распределения
централизованных капитальных вложений,
выдаваемых на безвозмездной основе, на
создание инвестиционного механизма,
обеспечивающего развитие и поддержку
эффективного собственника и его бизнеса.
При этом не ставится целью забрать под
свое управление уже сложившуюся собственность,
региональную инфраструктуру коммунального
хозяйства, а дать регионам обеспеченные
инвестиции, технологии работы, т.е. финансы,
организацию работ и технологическое
решение проблем. Для управляющей компанией
важно повышение рыночной стоимости управляемых
объектов. Принятый 21 июля 2005 года федеральный
закон «О концессионных соглашениях»
должен защитить, с одной стороны, предпринимателей
от произвола, с другой - жильцов от диктата
коммунальных бизнесменов. Проблемы жилищно-коммунального
хозяйства выходят за рамки отрасли. Необходима
всесторонняя модернизация отрасли, но
она будет успешной лишь в том случае,
если она станет не изолированным самостоятельным
направлением политики, а будет продуманно
встроена в единую государственную социально-экономическую
политику, увязана с другими ее элементами.
Опыт становления местного
самоуправления в России в последние
10 лет показал, что в этой сфере
требуются кардинальные реформы, вплоть
до изменения его базовых основ.
В 1992 г. бюджеты местных органов
власти в общей структуре бюджетов
составляли 24%, а сегодня в подавляющем
большинстве муниципальных образований
бюджетов развития вообще нет. Города
развиваются преимущественно за
счет местных или привлеченных инвестиций.
В результате из 11,5 тыс. муниципальных
образований, которые действуют в РФ,
около половины не имеют местных бюджетов
и живут по сметам.
Это произошло потому, что
у каждого местного руководителя
существует свое видение формирования
этой системы.
В зависимости от предназначения
коммунальных услуг следует различать
три типа коммунальной деятельности
[4, с. 16]. К первому относятся услуги,
адресованные всем жителям города,
а не отдельному конкретному человеку.
Они соответствуют общей потребности
города и имеют общественный характер.
К числу таких услуг относятся:
содержание и эксплуатация общегородских
дорог, улиц, площадей, уличное освещение,
озеленение, благоустройство, мосты, магистрали
и другие инженерные соединения.
Второй тип коммунальных
услуг связан с обслуживанием
жилых зданий и прилегающих к
ним территорий. Внутри зданий это
работы по обслуживанию мест общего пользования
(лестничные клетки, лифты, мусоропроводы,
общие телеантенны, чердаки и
подвалы), вне зданий - уборка территории,
наружное освещение, уход за зелеными
насаждениями, детскими площадками. Все
эти виды услуг соответствуют
общей потребности жителей создать
внутри домов и вокруг них экологически
и санитарно чистую среду, обеспечить
сохранность зданий и их отдельных элементов.
Следовательно, они представляют собой
групповую или коллективную потребность
людей, живущих в отдельном подъезде, доме,
микрорайоне. Третий тип коммунальных
услуг предназначен для удовлетворения
индивидуальных потребностей. Это услуги,
оказываемые в квартирах. К их числу относятся
подача холодной и горячей воды, водоотведение,
отопление, подача газа, электрической
энергии, услуги телефонной связи, радиотрансляция.
К третьему типу можно отнести и услуги
общественного транспорта, поскольку
их потребление имеет также индивидуальный
характер. По мнению автора, несмотря на
индивидуальную форму потребления услуги
третьего типа, в сущности, также являются
общественными. Их общественный характер
обуславливается организацией коммунального
обслуживания в форме централизованных
систем инженерного оборудования городов.
По нашему мнению, данная классификация
рассматривает в качестве потребителей
коммунальных услуг только население.
Выше было установлено, что потребителем
коммунальных услуг является не только
население, но и предприятия. Следующая
классификация коммунальных предприятий,
на наш взгляд, более точно раскрывает
предназначение коммунальных услуг. Орловой
Р.И. в «Экономике жилищно-коммунального
хозяйства» рассмотрено деление коммунальных
услуг наличные и производственные [4,
с. 12]. Первые оказываются только населению,
носят потребительский характер и оплачиваются
из доходов членов семьи. К ним относятся
услуги жилищного хозяйства, пассажирского
транспорта. Вторые оказываются как населению
(стирка белья, принадлежащего населению,
перевозка грузов населения, удаление
нечистот из личных домов), так и производственным
предприятиям и организациям. Услуги,
оказываемые производственным предприятиям,
оплачиваются за счет денежных средств
этих предприятий. Помимо личных и производственных
услуг коммунальные предприятия оказывают
и общественные услуги, призванные создать
благоприятные условия проживания в городе
и работы городских предприятий, организаций
и учреждений (содержание зеленых насаждений,
уборка, мойка и освещение улиц и дорог).
Исходя из вышеизложенной классификации,
можно сделать вывод о том, что коммунальные
предприятия не только обслуживают население,
но, оказывая услуги производственным
предприятиям и организациям, участвуя,
таким образом, в материальном производстве,
оказывая существенное влияние на себестоимость
изготавливаемой промышленной продукции.
Особенно большой объем производственных
услуг оказывают электро- и теплосети,
газовое хозяйство. После начала рыночных
преобразований в нашей стране коммунальное
хозяйство, которое раньше дотировалось
государством, стало убыточным. Однако
некоторые коммунальные предприятия на
сегодняшний день обходятся без государственных
дотаций и даже приносят прибыль. При этом
прибыльность коммунального предприятия
часто зависит от умелого руководства
или от разумного регулирования ее деятельности
со стороны местной администрации. Однако
прибыльность или убыточность предприятия
зависит не только от умелого руководства,
но и немаловажное значение имеет предназначение
коммунального предприятия. Если деятельность
коммунального предприятия является только
затратной для администрации муниципального
образования, но при этом имеет важное
социальное или экологическое значение,
то администрация обязана оплачивать
стоимость коммунальных услуг, и поэтому
она будет заинтересована в установлении
минимально возможных тарифов. На наш
взгляд, такими предприятиями, являются
коммунальные предприятия, оказывающие
в большинстве своем общественные услуги.
В данных услугах население и предприятия,
находящие в городе, прямо не заинтересованы
и конкретных потребителей нет, поэтому
стоимость этих услуг оплачивает администрация.
Другой группой коммунальных предприятий,
являются предприятия, которые в результате
своей деятельности получают доход от
конкретных потребителей (населения, предприятий),
а из бюджета дотируются только определенные
категории потребителей. С ростом доходов
потребителей, будет происходить уменьшение
дотаций из бюджета, следовательно, затратность
деятельности коммунального предприятия
для администрации муниципального образования
будет снижаться. Такими предприятиями
являются коммунальные предприятия, которые
оказывают личные и производственные
услуги.
1.2 Понятия и определения стратегического
планирования
Стратегия - интегрированная
модель действий, предназначенных для
достижения целей предприятия. Содержанием
стратегии служит набор правил принятия
решений, используемый для определения
основных направлений деятельности.
В литературе существует два
противоположных взгляда на понимание
стратегии. В первом случае стратегия
– это конкретный долгосрочный план
достижения некоторой цели, а выработка
стратегии – это процесс нахождения
некоторой цели и составление
долгосрочного плана. Такой подход
основывается на том, что все возникающие
изменения предсказуемы, происходящие
в среде процессы носят детерминированный
характер и поддаются полному
контролю и управлению.
Во втором случае под стратегией
понимается долгосрочное качественно
определенное направление развития
предприятия, касающееся сферы, средств
и формы ее деятельности, системы
внутрипроизводственных отношений, а
также позиций предприятия в
окружающей среде. При таком понимании,
стратегию можно охарактеризовать
как выбранное направление деятельности,
функционирование в рамках которого должно
привести организацию к достижению стоящих
передней целей.
В деловой жизни под
стратегией понимается общая концепция
того, как достигаются цели организации,
решаются стоящие перед ней проблемы
и распределяются необходимые для
этого ограниченные ресурсы. Такая
концепция (соответствует стратегии
второго типа) включает в себя несколько
элементов. Прежде всего, к ним относится
система целей, включающая миссию, общеорганизационные
и специфические цели. Другой элемент
стратегии – политика, или совокупность
конкретных правил организационных
действий, направленных на достижение
поставленных целей.
Обычно стратегия разрабатывается
на несколько лет вперед, конкретизируется
в различного рода проектах, программах,
практических действиях и реализуется
в процессе их выполнения. Значительные
затраты труда и времени многих людей,
необходимые для создания стратегии предприятия,
не позволяют ее часто менять или серьезно
корректировать. Поэтому она формулируется
в достаточно общих выражениях. Это –
предполагаемая стратегия.
Вместе с тем, как внутри
организации, так и вне ее появляются
новые непредвиденные обстоятельства,
которые не укладываются в первоначальную
концепцию стратегии. Они могут,
например, открыть новые перспективы
развития и возможности для улучшения
существующего положения дел
или, наоборот, заставить отказаться
от предполагаемой политики и плана
действий. В последнем случае первоначальная
стратегия становится нереализуемой
и предприятие переходит к рассмотрению
и формулированию неотложных стратегических
задач.
В общем случае, на предприятии
может быть разработано и реализовано
четыре основных типа стратегий:
1.
Стратегии концентрированного роста
– стратегия усиления позиций
на рынке, стратегия развития
рынка, стратегия развития продукта.
2.
Стратегии интегрированного роста
– стратегия обратной вертикальной
интеграции, стратегия вперед идущей
вертикальной интеграции.
3.
Стратегии диверсификационного роста
– стратегия центрированной диверсификации,
стратегия горизонтальной диверсификации.
4.
Стратегии сокращения – стратегия
ликвидации, стратегия «сбора урожая»,
стратегия сокращения, стратегия
сокращения расходов.
Любая стратегия включает
общие принципы, на основе которых
менеджеры данной организации могут
принимать взаимоувязанные решения,
призванные обеспечить координированное
и упорядоченное достижение целей
в долгосрочном периоде. Выделяют четыре
различные группы таких принципов
(правил):
1.
Правила, используемые при оценке
результатов деятельности фирмы
в настоящем и в перспективе.
Качественную сторону критериев
оценки обычно называют ориентиром,
а количественное содержание
– заданием.
2.
Правила, по которым складываются
отношения фирмы с ее внешней
средой, определяющие: какие виды
продукции и технологии она
будет разрабатывать, куда и
кому сбывать свои изделия,
каким образом добиваться превосходства
над конкурентами. Это набор правил
называется продуктово-рыночной стратегией
или стратегией бизнеса.
3.
Правила, по которым устанавливаются
отношения и процедуры внутри
организации. Их нередко называют
организационной концепцией.
4.
Правила, по которым фирма ведет
свою повседневную деятельность,
называемые основными оперативными
приемами.
Стратегия в компании разрабатывается
и реализуется на всех уровнях
управления:
«Первый уровень – корпоративный
– присутствует в компаниях, действующих
в нескольких сферах бизнеса.» Здесь
принимаются решения о закупках, продажах,
ликвидациях, перепрофилировании тех
или иных сфер бизнеса, рассчитываются
стратегические соответствия между отдельными
сферами бизнеса, разрабатываются планы
диверсификации, осуществляется глобальное
управление финансовыми ресурсами.
Второй уровень – сферы
бизнеса – уровень первых руководителей
недиверсифицированных организаций, или
совершенно независимых, отвечающих за
разработку и реализацию стратегии сферы
бизнеса. На этом уровне разрабатывается
и реализуется стратегия, базирующаяся
на корпоративном стратегическом плане,
основной целью которой является повышение
конкурентоспособности организации и
ее конкурентного потенциала.