Стратегия развития ЖКХ в РФ и её регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:18, курсовая работа

Описание

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 278.83 Кб (Скачать документ)

 

Функции высшего руководства  в процессе реализации стратегии:

 

1.         Углубленное изучение состояния  среды, целей и разработки стратегий:  окончательное уяснение сущности  определенных целей и более  широкое доведение идей стратегий  и смысла целей до сотрудников  фирмы.

 

2.         Принятие решений по эффективности  использования имеющихся у фирмы  ресурсов.

 

3.         Решения по поводу организационной  структуры.

 

4.         Проведение необходимых изменений  на фирме.

 

5.         Пересмотр плана выполнения стратегии  в случае возникновения непредвиденных  обстоятельств.

 

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

 

Типы организационных  структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

 

Чтобы провести изменения  нужно вскрыть, проанализировать и  предсказать то, какое сопротивление  можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

 

2. Проблемы развития ЖКХ  в регионах в РФ

 

2.1 Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях

 

Состояние ЖКХ стало в  современной РФ критической социальной проблемой. С 1991 года капитальный ремонт жилищного фонда страны был практически  прекращен, и это достояние стало  на глазах деградировать.

 

 

Актуальность жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и  потребительским требованиям, для  значительной части населения. Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:

1)дефицит жилья - количественный  аспект;

2)несоответствие структуры  жилищного фонда демографической  структуре семей - структурный аспект;

3)несоответствие имеющегося  жилищного фонда требованиям  к потребительским качествам  жилья – качественный аспект.

Один из важных аспектов данной проблемы является то, что Средняя  жилищная обеспеченность в городах  страны составляет не более 18 кв.м. общей площади жилья на одного жителя, часть населения имеют менее 9кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок1

Тип жилья, в котором  проживают россияне в %.

 

Как видно на рисунке 1, 8% россиян проживают либо в общежитии  и служебных квартирах, либо снимают  жилье. Половина обитателей общежитий  это представители двух низших страт, а не проживающие в служебных  квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей  служебного жилья относятся к  стартам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье  также не столько люди с высоким  доходом, сколько малообеспеченные семьи- 58% арендаторов относят к  трем низшим стратам, и лишь 5% к сравнительно благополучным слоям, представляющих два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет  жилье с маленьким метражом и  не всеми коммунальными удобствами. Еще около 6% проживают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни - это неблагополучная  часть населения.

Еще одним важным аспектом данной проблемы является то, что оборудование и коммуникации в теплоснабжении находятся в изношенном состоянии. По данным Минэнерго РФ на 2008 год, «около 50% объектов инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. На каждые 100км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30% ». В 2009 году доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7%, а по водопроводным сетям – до 43,9%. В теплоснабжении с каждым годом растет число аварий. Так, за отопительный сезон 2009-2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27%.

Главной причиной большого количества аварий, по моему мнению, является следствием недостаточных  инвестиций в отрасль, так как  в 2009 году в ЖКХ было вложено около 170 миллиардов рублей инвестиций, что  составляет менее 6% от оборота рынка  услуг ЖКХ.

Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей  значительных усилий по ее решению.

Основные пути решения  жилищной проблемы:

-снижение тарифов на  жилищно-коммунальные услуги;

-повышение доступности  жилья для широких слоев населения  (создание благоприятных условий  для развития рынка жилья и  жилищных услуг по эксплуатации  жилищного фонда и т.д.);

-повышение качества эксплуатации  жилищного фонда (существенное  улучшение содержания и ремонта  жилищного фонда, экономия энергетических  ресурсов и т.д.);

-совершенствование системы  обеспечения жильем социально  незащищенных категорий населения  (разработка эффективных систем  целевой поддержки социально  незащищенных групп населения,  предоставление бесплатного жилья  или на льготных условиях и  т.д.).

Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты  функционирования жилищной сферы:

-большая часть жилищного  фонда города находится в частной  или коллективной собственности,  а городской жилищной фонд  составляет лишь незначительную  часть (10-15%);

-уровень дохода большинства  населения позволяет полностью  оплачивать наем жилья или  содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос  на строительство и выплачивать  соответствующие проценты;

-собственники жилья несут  все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и  выплачивают страховые взносы  и налоги на недвижимость;

-субсидии на содержание  жилья выплачиваются для ограниченной  части нанимателей с низкими  душевыми доходами;

-приобретение жилья в  большинстве случаев осуществляется  в кредит на длительный срок (10-25 лет);

-используются разные  формы кредитования, в том числе  ипотечные кредиты под залог  недвижимости;

-строительство и сдача  внаем жилья является прибыльной  коммерческой сферой и потому  привлекательны для частного капитала.

Для практической реализации приведенной выше системы необходимы следующие условия:

1)наличие развитого рынка  жилья и подрядных работ;

2)достаточно высокий уровень  жизни большинства населения;

3)устойчивое и надежное  действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и  страхования;

4)политическая, социальная  и экономическая стабильность.

Таким образом, можно сделать  вывод, что эти условия пока в  нашей стране не сложились, и поэтому  быстрый переход к рассматриваемой  системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение  уровня содержания жилищного фонда  возможно и в современных условиях.

2.2 Проблема ЖКХ в регионах  РФ

 Хабаровский край

У Хабаровска не хватает  денег на ремонт аварийных зданий

Хабаровск не может привлекать инвесторов, чтобы при необходимости  сноса аварийных домов иметь  возможность предоставить жилье. О  проблемах связанных с передачей  объектов социально-культурного и  коммунально-бытового назначения из федеральной  собственности в муниципальную шел разговор на состоявшемся заседании коллегии при мэре Хабаровска. Как подчеркнул мэр города Александр Соколов, проблемы эти характерны для всех муниципалитетов России и сегодня они обсуждаются на различных уровнях. Так на недавнем заседании совета по местному самоуправлению при председателе Государственной думы Борисе Грызлове был выработан ряд рекомендаций и предложений. И одно из основных предложений - передавать объекты в муниципальную собственность только при согласии органов местного самоуправления. Сегодня же эти решения принимаются в одностороннем порядке, мнение местной власти никто не спрашивает. Начальник юридического управления администрации Хабаровска Клавдия Тарасова в своем докладе охарактеризовала имущество, которое получает город при такой передаче. За период с 2006 года по июнь 2008 года муниципалитет принял 612 зданий жилых домов и общежитий более двухсот километров коммунальных сетей 38 производственных объектов. 233 дома из тех, что переданы за это время, являются аварийными. А некоторые здания, которые на бумаге в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю числились как передаваемые муниципалитету, так и просто отсутствовали. Только после обращения в арбитражный суд края удалось исключить из списка несколько адресов, где дома снесены или сгорели.

Инженерные сети, передаваемые городу, также в большинстве своем  находятся в весьма плачевном  состоянии, а на часть из них отсутствуют  и документы. На приведение в порядок  этого "наследства" навязанного  муниципалитету требуются огромные деньги - только чтобы привести в  технически исправное состояние  ветхие дома, полученные с 2006 года, требуется  более 800 миллионов рублей. А при  дефицитности городского бюджета выделить подобные средства из городской казны  не представляется возможным.

По словам специалистов, город не может привлекать инвесторов для развития этих территорий, чтобы  при необходимости сноса аварийных  домов иметь возможность предоставить жилье. По итогам работы коллегии подготовлен  ряд предложений. Среди них подготовка обращений в Государственную  думу и правительство РФ по вопросам передачи собственности, инициирование обращений по содействию в вопросах передачи объектов социально-культурного назначения, продолжение работы по обжалованию решений, которые приняты в одностороннем порядке без учета органов местной власти.

Какие изменения ждут хабаровчан после реформирования муниципального предприятия ЖКХ Слухи о том, что в ближайшее время МУП "Служба заказчика по ЖКУ" будет расформировано, ходят уже несколько месяцев. Работники этой организации получали листки о том, что пора подыскивать  новое место работы, а жители Северного  округа - о создании нового ООО, которое теперь будет заниматься содержанием и ремонтом домов в этом районе.

Больше года назад был  принят Федеральный закон "О Фонде  содействия реформированию ЖКХ", согласно которому по всей стране будет выделено 240 миллиардов рублей на капитальный  ремонт домов, на что муниципалитетам  зачастую просто не хватает средств.

Около двух миллиардов может  достаться и Хабаровску. Только для  этого необходимо выполнить ряд  условий. - Должно быть определенное количество ТСЖ, частных предприятий, частных  партнерств, - говорит начальник  Управления ЖКХ и эксплуатации жилищного  фонда администрации Хабаровска Сергей Чернышов. - До сего момента в Хабаровске существовало 22 частные организации, занимающихся управлением в сфере ЖКХ. Еще 11 начнут работу с сентября. Видимо, этого количества компаний будет вполне достаточно, чтобы снять груз управления домами со "Службы заказчика". - Будет сокращение "Службы заказчика", - рассказала сотрудник ЖЭУ N13 ООО "Жилсервис" (что в Северном округе). - Новое ООО " Северный округ " будет подчиняться городу.

Каждому - по капитальному ремонту? Что такое ООО "Северный округ", жители самого Северного округа Хабаровска знают не по-наслышке. Почти каждый собственник жилья этой части города получил извещение с призывом принять участие "во внеочередном собрании собственников в форме заочного образования". Жирным шрифтом в этом письме выделено следующее: "Основной целью собрания является привлечение дополнительных источников финансирования из государственного бюджета на капитальный ремонт вашего дома". Дальше собственникам предлагается выбрать то самое ООО, директором которого, как это ни странно, является экс "начальник городской "Службы заказчика". Но особый интерес вызывает даже не это совершенно случайное совпадение. У жителей Северного округа возникает другой вопрос. - Такие листовки получают почти все, - рассказывает житель Северного округа Евгений. - И ведь в каждом письме обещания капитального ремонта. Да на то, чтобы сделать капремонт каждого дома, не хватит никаких денег! Сейчас, как всегда, наобещают, вступим мы в это ООО, а потом скажут, что на все дома денег не хватило.


Информация о работе Стратегия развития ЖКХ в РФ и её регионах