Стрессы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выяснить значение стресса в современном обществе и его влияние на человека в различных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность стресса 6
1.1 Понятие стресса и его особенности 6
1.2 Причины возникновения стресса 10
1.3 Стадии стресса 14
1.4 Признаки стресса 16
Глава 2. Стрессы в управленческом труде 18
2.1 Причины возникновения стресса на предприятии 18
2.2 Последствия рабочего стресса 20
Глава 3. Стресс-менеджмент 22
3.1 Принципы стресс-менеджмента 22
3.2 Наступление на стресс 23
3.3 Ограничение современных исследований в области рабочего стресса 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 84.37 Кб (Скачать документ)

    Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко  не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации  внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу [4, с. 358] :

  1. «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.
  2. «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.
  3. «Львы» - лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.

    В серии исследований М. Фридмана и  Р. Ройзенмана проведен анализ поведения  обширного контингента лиц умственного  труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. [10, с.86]. Ими выделены два основных типа:

    1. Тип А – лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов.
    2. Тип В – лица, сосредоточенные на саморазвитии и самосовершенствовании, не склонные к бурным проявлениям успеха.

    Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая  приводит к физическим, психологическим  и / или поведенческим изменениям у работников организации.

    1. Причины возникновения стресса

   Специалисты считают, что любая ситуация, на которую  человек реагирует сильным эмоциональным  возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как  положительные эмоции, такие как  рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие  стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди  или в пробке).

   Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

   Различают физиологические и биологические  стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

     Всякая  перемена в нашей жизни выступает  в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые  мы расцениваем как негативные.

     Проиллюстрирую  это на примере градации степени тяжести. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются по шкале от 0 до 100 баллов.

     Таковы  избранные категории стрессорных факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению Создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, человек оказывается перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и др.). Так что если за год он успеет закончить учебу, устроиться на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные события принесут около 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает  бюджет и человек немного задолжает, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов. [7, с.38-39]

Таблица 1. Категория стрессоров

 
Смерть  партнера (мужа, жены) 100 Перемена в  ответственности по месту работы 29  
Развод 73 Уход сына или  дочери из родного дома 29  
Разлад  в супружеской жизни/разрыв 65 Конфликты с  тестем (свекром), тещей (свекровью) 29  
Тюремное  заключение 63 Исключительный  личный поступок или достижение 27  
Смерть  близкого члена семьи 63 Поступление в  школу или ее окончание 26  
Серьезная травма или заболевание 53 Перемена в  условиях жизни 25  
Брак 50 Смена привычек 24  
Потеря  работы 47 Проблемы и  конфликты с начальством 23  
Примирение  и другие перемены в семейной жизни  45 Изменение рабочего времени или условий работы 20  
Выход на пенсию 45 Смена жилья 20  
Изменение в состоянии здоровья члена семьи  44 Перемена школы 20  
Беременность 40 Смена отдыха 19  
Сексуальные проблемы 39 Перемена в  общественной деятельности 18  
Появление нового члена семьи 39 Мелкий долг 17  
Перемена  места работы 39 Перемены, связанные  со сном и режимом дня  16  
Изменения в финансовом состоянии 37 Перемены в  семье 15  
Смерть  близкого друга 37 Перемены в  привычном образе питания 15  
Перевод на другую работу 36 Отпуск 13  
Серьезные разногласия с партнёром 35 Праздник 12  
Крупный долг 31 Проступок (штраф  за проезд без билета и т. д.) 11  
Приближение срока уплаты долга 30      
         

     Индивидуальная  выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком  ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение  резервов организма. Решение главной  задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

     Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как  следствия изменения степени  ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров  находится в прямой зависимости  от степени их ответственности при  счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота  пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о  посадке, хотя степень опасности  и осознание этой опасности одинаковы  для всех членов экипажа.

    1. Стадии  стресса

В своем  развитии стресс проходит три стадии.

     Стадия 1. Стадия мобилизации, напряжения или тревоги. Организм задействует все свои защитные силы. Активизируются все функциональные системы и резервы психики. Субъективно эта стадия воспринимается как волнение, «мандраж». Такое состояние свойственно многим людям перед экзаменом, ответственной встречей, стартом, операцией. Необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато «перегоранием». Перегорание можно определить как преждевременное истощение и нехватку ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. Но излишнее спокойствие также не пойдет на пользу, так как оно не даст мобилизоваться организму в той степени, которая достаточна для преодоления проблемной ситуации.

     На  этой стадии в организме человека усиливаются анаболические процессы, и прежде всего протеосинтез и образование РНК, а также отмечается усиление иммунологической сопротивляемости.

     Стадия 2. Стадия адаптации. Активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизированном состоянии. Организм и стресс-фактор сосуществуют вместе в противостоянии. Между ними создается «стратегический паритет».

     Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление стрессу приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу. Развивается истощение. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как психические, так и физические ресурсы. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов. Это особенно вероятно, если стресс-фактор продолжает влиять. Возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт). Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, что требует соответствующей медикаментозной терапии и помощи врача-психиатра-психотерапевта.

     Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса  зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма: во-первых, генетически обусловленными возможностями  и функциональными параметрами  и, во-вторых, тем, был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления  стресса и каков уровень владения ими.

     В англоязычной литературе иногда употребляется  термин «bur-nout», что переводится на русский как синдром «выгорания». Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, по мнению ряда специалистов, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с людьми. Специфика их деятельности такова, что они испытывают воздействие постоянного, хронического стресса: сотрудники офисов, попадающие под прессинг клиентов, медицинский персонал, продавцы и т. п. В результате у многих развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса. Естественно, эти сотрудники начинают терять работоспособность. Существенную роль в развитии этого болезненного состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с людьми со сложным характером, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. А возможности человеческого организма небезграничны. До какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает как бы через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает истощение.

Информация о работе Стрессы на предприятии