Стрессы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выяснить значение стресса в современном обществе и его влияние на человека в различных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность стресса 6
1.1 Понятие стресса и его особенности 6
1.2 Причины возникновения стресса 10
1.3 Стадии стресса 14
1.4 Признаки стресса 16
Глава 2. Стрессы в управленческом труде 18
2.1 Причины возникновения стресса на предприятии 18
2.2 Последствия рабочего стресса 20
Глава 3. Стресс-менеджмент 22
3.1 Принципы стресс-менеджмента 22
3.2 Наступление на стресс 23
3.3 Ограничение современных исследований в области рабочего стресса 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 84.37 Кб (Скачать документ)
    1. Признаки  стресса

   Физические  признаки стресса:

К ним  относятся: покраснение, потливость, сухость  во рту, чувство сжатия в груди, учащенное  сердцебиение, головные боли, болезненные  ощущения в теле, слабость, рвота и понос, усталость, потеря аппетита, бессонница, головокружение и одышка. Что касается мышечной системы, то могут наблюдаться напряженность, дрожание, тики, судороги и повышенная пугливость (слишком сильное реагирование на внезапный шум или неожиданное движение), частые вздохи и неуклюжие движения.

     Психологические и социальные признаки стресса

К эмоциональным  состояниям, предупреждающим нас  о стрессе, относятся возбуждение, потрясение, повышенная утомляемость, чувство паники, депрессия, раздражительность и частые приступы гнева. Состояние психики также может свидетельствовать о стрессе: горестные чувства, страхи, трудности с концентрированием внимания, забывчивость, ночные кошмары, потеря самоуважения и сложности с принятием решений, - все это предупреждает нас, что необходимо принимать меры.

     Стресс  может изменять наше поведение, это  заметно по увеличению потребления  алкоголя, табака, принятия лекарственных  средств; возрастает опасность несчастных случаев. [11, с.104]

 

      Глава 2. Стрессы в управленческом труде

 

     В жизни часто бывает так, что термин «стресс» обобщается с понятием «давление». Отсюда и сложилось мнение о том, что небольшая порция стресса  помогает делать работу более эффективно. К сожалению, это не совсем так.

     Да, человек нуждается в некоторой  порции давления или в так называемом эвстрессе, то есть положительном стрессе, для того чтобы возложенные на него функции выполнялись более качественно. Однако даже незначительный уровень стресса на рабочем месте чаще всего имеет противоположный эффект. Стресс, как таковой, или «дистресс» является естественной реакцией человека на чрезмерное давление. Поэтому в подавляющем большинстве стресс на рабочем месте весьма нежелательное явление. Рассмотрим более подробно, что же представляет собой стресс на работе или, как его еще называют, «рабочий стресс».

     Начнем  с того, что стресс на работе —  относительно новое явление в  современной жизни. Рабочий процесс  на протяжении последнего столетия подвергался  интенсивным изменениям, причем эти  изменения продолжаются и в настоящее  время, а их скорость можно сопоставить  со скоростью урагана. Затрагивают  они почти все профессии, начиная  от артиста до хирурга, от коммерческого  лоцмана — до рядового продавца товаров. К сожалению, с этими  изменениями неизбежно приходит и стресс. Учеными многих стран  мира экспериментально установлено, что  профессиональный или рабочий стресс представляет собой угрозу не только для физического здоровья одного работника, но и влияет на здоровье всего трудового коллектива.

2.1 Причины возникновения  стресса на предприятии

     Рабочий стресс может быть вызван целым рядом  комплексных причин. В их числе:  

     I. Ненадежность работы

Реорганизация и слияние компаний, их поглощение, уменьшение размера фирм и ряд  других изменений могут стать  главными стрессорами для служащих компаний, старающихся выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции. И  такие преобразования касаются буквально  каждого работника, начиная с  топ-менеджеров и заканчивая простыми исполнителями.

     II. Чрезмерно высокие требования  к исполнению рабочего задания

Нереальные  ожидания, особенно в период корпоративной  реорганизации, которые иногда вызывают нездоровое и беспричинное давление на работника, могут стать гигантским источником стресса и страданий. Увеличение объема работ, чрезмерное увеличение продолжительности рабочего дня  и интенсивное давление в сторону  ускоренного выполнения задания  за один и тот же период времени  и за одну и ту же зарплату может  фактически привести к физическому  и эмоциональному истощению работника.

     III. Экспансия технологий

Экспансия новейших технологий  — компьютеризации, внедрения пейджеров, сотовых телефонов, факсимильной связи и сети Интернет — может инициировать у руководства предприятием повышенное ожидание в плане производительности, ускорения рабочих процессов, повышения эффективности и, соответственно, привести к увеличению требований и повышению давления на работников, которые постоянно пребывают «на пике» своих возможностей выполнения операций. В аналогичной ситуации находятся, например, инженерно-технические работники тяжелого машиностроения, которых постоянно тревожит мысль о технологическом прорыве и конструкторской импровизации, о необходимости форсирования процесса повышения квалификации и использования новых программных продуктов.  

     IV. Культура рабочего места

Регулирование культуры рабочего места, предусматривающее  постоянное обновление отдельных составляющих места работы, также может интенсифицировать  стрессовое состояние. Принуждая себя адаптироваться к различным аспектам культуры, таким как характер общения, соблюдение иерархии, строгость в  одежде, специфическое рабочее окружение, и что особенно важно, характер взаимоотношения  с руководством и коллегами по службе, работник может потерять общую  стабильность своего положения, что  в свою очередь может стать  «индуктором» стресса. С другой стороны, неспособность адаптироваться к  культуре места работы может явиться  причиной конфликтов с коллегами  или же с руководством.

     V. Личные и семейные проблемы

Работники, которые имеют личные или семейные проблемы, как правило, привносят  свои беспокойства и тревогу на рабочее  место. И если служащий находится  в депрессивном состоянии, у него может притупляться внимание или  же полностью отсутствовать мотивация  на исполнение своих обязанностей, что в конечном счете приведет к снижению уровня ответственности за порученное ему дело. [5, с. 103-105]

2.2 Последствия рабочего стресса

     Что же влечет за собой стресс? Сейчас уже  точно установлено, что рабочий  стресс является хроническим заболеванием, вызываемым теми условиями на рабочем  месте, которые отрицательно воздействуют на стабильность общего состояния работника. В ряде случаев стресс может вывести  человека из рабочего состояния полностью. В хроническом варианте обычно требуется  консультация психолога, а то и психиатра, для того чтобы определить причину  и степень проявления заболевания  и установить ее взаимосвязь со сложившимися стрессовыми условиями.

     Характерным является то, что на ранней стадии стресс может привести к повышению интенсивности  и эффективности работы служащего. Поэтому признание работника «я выполняю работу лучше в условиях давления» чаще всего нам кажется правильным и логичным. Однако, если в таких условиях развивается его недисциплинированность, резко повышается его возбудимость и т.д., то выполнение рабочих операций замедляется, а здоровье человека начинает постепенно ухудшаться.

     Признаки  рабочего стресса варьируются в  зависимости от особенностей рабочего окружения, а также от того, как  долго работник находился под  воздействием инициатора стресса и  насколько интенсивен был этот «индуктор». К типичным симптомам рабочего стресса  относятся:

 
- бессонница;
- потеря умственной концентрации;
- постоянное  чувство тревоги и напряжение;
- нежелание выходить на работу;
- депрессия;
- раздражительность и разочарованность в жизни;
- семейные конфликты;
- ряд физических заболеваний, таких как болезни  сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, мигрень, проблемы со спиной.
 

 

Глава 3. Стресс-менеджмент

 

     Несмотря  на то, что чужая душа – потемки, управлять чужими эмоциями зачастую проще, чем собственными. Однако, для  того, чтобы вывести всю компанию из лабиринта противоречивых эмоций навстречу светлому завтра, эффективному руководителю предстоит не только помочь работникам победить их эмоциональных  Монстров, но и убить Минотавра, прежде всего, в себе. Как справиться со стрессовыми ситуациями, а затем  помочь в этом и другим членам компании, - об этом я и хотела бы рассказать в данной главе.

3.1 Принципы стресс-менеджмента

     Пока  только малое число организаций  обратилось к прямому и сознательному  управлению стрессом занятости, такие  предпринятые действия могут быть классифицированы в терминах их предполагаемых объектов. Существует, по крайней мере, три  группы объектов, которые были приняты  во внимание организациями при управлении рабочим стрессом и его последствиями  для здоровья:

1. Предотвращение - часто контроль вреда и подверженности  ему путем моделирования и  обучения персонала для снижения  вероятности появления симптомов  стресса у работников, имеющих  негативный опыт. 
2. Своевременная реакция, основанная на управлении и групповом решении проблем для улучшения способности организации (или менеджеров) распознавать и разбираться с проблемами по мере их возникновения. 
3. Реабилитация, часто требующая предложения усиленной поддержки (включая консультации) для помощи персоналу справляться с обязанностями и оправляться от проблем.

     Внутри  данной модели многие авторы делают разделение на те объекты, которые затрагивают «организационное» (организационный стресс-менеджмент) и которые касаются «индивидуального» (личный стресс-менеджмент). Несмотря на то, что в литературе и европейском законодательстве уделяется равное внимание и тем и другим объектам, большинство практик склоняются к личному подходу. В тоже время все большее внимание направляется на реабилитационные стратегии, и все меньше внимания уделяется реактивным. Единственным исключением из этого правила может служить пример использования «набора антистрессовых инструментов» для линейных и стресс-менеджеров в целях оказания им помощи в распознавании и решении проблем персонала, связанных со стрессом.

     Проявления  посредничества и цели могут быть сгруппированы попарно:

    1. Организация как посредник и цель: что организация может сделать, чтобы привести свой дом в порядок.
    2. Организация как агент и работники как цель: что может сделать организация для усиления поддержки, предоставляемой ею работникам?
    3. Персонал как агент и цель: что отдельные работники могут делать лучше для управления своей работой и любыми проявлениями опыта стресса?

Второй  и третий вопросы пересекаются. В  реальности они спрашивают, как организация  может помочь работникам помочь себе самим. Зачастую это является настоящей  целью программ поддержки персонала. Логически в данной классификации  есть четвертая пара (работники как  агенты и организация как цель), которая описывает вовлечение работников в организационное развитие.

3.2 Наступление на  стресс

     Существует  три общих типа интервенций (наступательных стратегий на стресс), которые можно  встретить в литературе по стресс-менеджменту. Первый – отдельные формы организационного развития, которые используются для сокращения списка стрессоров, включая организацию работы и рабочего пространства (эргономику). Второй тип – обучение работников одновременно в виде пропаганды здорового образа жизни и развития психологической грамотности. И третий - помощь персоналу (в большей степени ориентирован на подготовку защитных мер).

        Тем не менее, на сегодняшний день эффективность подобных программ оценить достаточно трудно. Некоторые специалисты пришли к заключению, что оценки интервенций должны включать анализ затрат и доходов, уровня удовлетворенности персонала, рабочих стрессоров, внешнего вида работников, их статуса здоровья, прогулов. Однако, все это делается редко. Например, из 342 научных отчетов по программам стресс-менеджмента только 37 обращаются к в некоторой степени оценочным исследованиям, причем 7 из них включали оценки на основе смехотворных комментариев от участников. 
 Одним из достижений интервенций является то, что они пытаются изменить стрессоры все вместе, и в связи с этим сглаживаются эффекты от выбора. Но многие исследования призваны продемонстрировать улучшения как результат интервенций, хотя они фактически могут быть обязанными неспецифическим эффектам, таким как доверию, удовлетворению ожиданий и пр.

         В то время как управление компанией в большей степени концентрируется на «индивидуальном», обращая внимание на личностные, семейные проблемы и образ жизни, как основные источники стресса, профсоюзы рассматривают социальные и организационные факторы, такие как организация работы и стиль управления, в качестве более важных и более подходящих целей для интервенций.

Информация о работе Стрессы на предприятии