Структуризация проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:31, контрольная работа

Описание

Цель написания данной работы - изучить вопрос управления отношениями в трудовом коллективе.
Задачи работы:
1. Дать определение понятию трудовой коллектив, изучить функции и классификацию трудового коллектива.
2. Изучить социальную ориентацию и социальную структуру трудового коллектива.
3. Ознакомиться с процессом управления отношениями в трудовом коллективе, сделать соответствующие выводы и предложения.

Содержание

Введение
Глава 1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Глава 2.Социальная ориентация и социальная структура трудового коллектива
Глава 3.Основные принципы управления трудовым коллективом
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление трудовым коллективом структуризация.docx

— 48.41 Кб (Скачать документ)

     Работники предприятия представляют собой  организационно оформленную общность людей, которая образует его социальную организацию. Такая организация  представляет собой систему социальных групп, выполняющих специфические  производственные функции и взаимодействующих  для достижения определенной цели. Она регулирует свой состав и взаимоотношения  между группами работников с помощью  иерархической структуры власти.

     Социальная  организация предприятия характеризуется:

     иерархией в управлении;

     наличием  единой цели;

     распределением  функций, полномочий, обязанностей[4].

     Социальные  организации функционируют благодаря  сплочению,руководству, социальному контролю за деятельностью их членов, стимулированию их трудовой активности через формирование общих ценностных ориентаций и норм.

     Социальная  структура трудового коллектива - это совокупность его социальных элементов и отношений между  этими элементами. Как уже отмечалось выше, основным элементом структуры  трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся  по производственным и социальным функциям.

     Социальные  группы могут быть реальными, которые  всегда организационно оформлены, имеют  четкое распределение функций, и  условными,которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.

     Взаимоотношения членов трудового коллектива как  высшей стадии развития социальной группы можно структурировать по нескольким направлениям.

     Социальная  структура может быть представлена такими категориями как рабочие (в том числе квалифицированные  и неквалифицированные),служащие, специалисты и руководители.

     Функциональную  структуру представляют следующим  образом: работники преимущественно  физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно  умственного труда (административно-управленческий персонал, производственно-технический  персонал).

     Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и  кооперации труда и имеют две  разновидности:

     отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение;

     отношения по вертикали (организационно-управленческие), т.е.отношения между руководителями и подчиненными.

     Немало  важную роль играет социально-демографическая  структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для руководителя чрезвычайно важно  правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической  точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические  особенности. При формировании также  должны рассматриваться перспективы  ее развития по возрастному составу  и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской  психологии накладывают отпечаток  на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

     Социально-организационная  структура формируется общественными  органами, функционирующими на предприятии. Это профсоюз,молодежные объединения, научно-технические общества, общества изобретателей и рационализаторов, советы бригад и др.

     В профессионально-квалификационной структуре  коллектива выделяют следующие группы работников: высококвалифицированные,квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики,работники со средне-специальным образованием, с высшим образованием.

     В рамках социальной организации трудового  коллектива выделяют также формальную и неформальную подсистемы регуляции  отношений. Они опираются на две  достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается собственной структурой и действует  по собственным законам. Они постоянно  взаимодействуют,образуя единую систему, дополняя друг друга, иногда противоборствуя.

     Формальная  структура организации - основа административной структуры - представляет собой систему  узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально  заданных и жестко закрепленных ролевых  предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует  систему требований функционального  разделения труда, а вертикальный (иерархический)- отношения власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее  место отдельного работника и  отдельного структурного подразделения  в формальной организации определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах.

     Цель  формальной организации - сделать управление людьми эффективным, а поведение  их контролируемым и предсказуемым. Поэтому в фундаменте такой организации  лежит принцип максимального  упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией  ролевых предписаний,введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Итак, формальная организация образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс достижения цели.

     В отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется.При этом ее направленность может, как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

     Необходимость в неформальной организации обусловлена  рядом факторов:

     невозможность стандартизировать всю совокупность отношений,возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;

     неизбежность  возникновения в организации  непредвиденных ситуаций, требующих  нестандартных решений;

     необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают  именно в неформальной организации  и лишь затем переносится в формальную.

     Невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам при  всем многообразии неделовых отношений.

     Последнее условие является основанием для  деления неформальной организации  на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью  и так называемую социально-психологическую  организацию,регулирующую внепроизводственные связи людей.

     Трудовой  коллектив характеризуется определенным набором социально-психологических  признаков. Наиболее существенные из них  следующие:

     Совпадение  ценностных ориентаций коллектива с  ценностными ориентациями общества.

     Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень  конфликтности.

     Доброжелательное  отношение к "новичкам".

     Преобладание  оптимистического настроения.

     Удовлетворенность работой и коллективом.

     Хорошая трудовая и производственная дисциплина.

     Предрасположенность к общению в нерабочее время.

     Свободное обсуждение вопросов, связанных с  трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.

     Выделяют  следующие социально-психологические  параметры развития трудового коллектива, влияющие на эффективность деятельности: направленность,организованность, психологическое единство.

     Направленность  изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).

     Организованность - важнейшая характеристика организации. Это ее способность сохранять  устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется  в объеме и скорости реакций данной организации на изменение внешней  и внутренней среды, в способности  коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с  единством действия,направленного на достижение единой цели.

     Организованность  характеризует трудовой коллектив:

     а) с количественной стороны (полнота  согласованности изменений и  действий);

     б) с качественной стороны (совершенствование  организационных отношений, обогащение форм активности участников коллектива).

     Эмпирические  показатели организованности коллектива следующие:

     стремление  к сохранению группы (коллектива) как  целого;

     наличие авторитетного и компетентного  руководства;

     единство  мнений об организаторах;

     субординационная  совместимость;

     способность к согласованным действиям;

     инициативность  и самостоятельность членов группы;

     стремление  к сотрудничеству и др.

     Психологическое единство (сплоченность) - это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий,положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений всех членов группы друг к другу.

     В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:

     1) сплоченный (консолидированный) коллектив.  Он характеризуется относительно  стабильным составом работников, отношением дружбы и взаимного  уважения, высокой дисциплиной и  трудовой отдачей;

     2) расчлененный (слабосплоченный) коллектив  состоит из ряда социально-психологических  групп, имеющих своих лидеров.  Трудовые показатели,активность и дисциплина этих групп различна;

     3) разобщенный (конфликтный) коллектив  характеризуется отсутствием личных  дружеских контактов, официальными  связями его членов,высоким уровнем текучести кадров, низкой трудовой активностью.

     По  своей направленности сплоченность может быть:

     а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной  на цели и задачи трудовой деятельности;

     б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.

     Различают следующие стадии сплочения трудового  коллектива:

     1. Ориентационная - это этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе путем целенаправленной ориентации и самоориентации.

     2. Взаимоадаптационная стадия - представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива при целенаправленном,воспитательном воздействии руководителя или путем самоадаптации (подражание и идентификация).

Информация о работе Структуризация проекта