Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:31, контрольная работа
Цель написания данной работы - изучить вопрос управления отношениями в трудовом коллективе.
Задачи работы:
1. Дать определение понятию трудовой коллектив, изучить функции и классификацию трудового коллектива.
2. Изучить социальную ориентацию и социальную структуру трудового коллектива.
3. Ознакомиться с процессом управления отношениями в трудовом коллективе, сделать соответствующие выводы и предложения.
Введение
Глава 1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Глава 2.Социальная ориентация и социальная структура трудового коллектива
Глава 3.Основные принципы управления трудовым коллективом
Заключение
Список используемой литературы
Работники
предприятия представляют собой
организационно оформленную общность
людей, которая образует его социальную
организацию. Такая организация
представляет собой систему социальных
групп, выполняющих специфические
производственные функции и взаимодействующих
для достижения определенной цели.
Она регулирует свой состав и взаимоотношения
между группами работников с помощью
иерархической структуры
Социальная
организация предприятия
иерархией в управлении;
наличием единой цели;
распределением функций, полномочий, обязанностей[4].
Социальные
организации функционируют
Социальная структура трудового коллектива - это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Как уже отмечалось выше, основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям.
Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными,которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.
Взаимоотношения членов трудового коллектива как высшей стадии развития социальной группы можно структурировать по нескольким направлениям.
Социальная
структура может быть представлена
такими категориями как рабочие
(в том числе
Функциональную
структуру представляют следующим
образом: работники преимущественно
физического труда (основные, вспомогательные,
обслуживающие) и работники преимущественно
умственного труда (административно-
Производственно-
отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение;
отношения
по вертикали (организационно-
Немало
важную роль играет социально-демографическая
структура, в которой выделяются
группы по возрасту, полу, национальности.
Для руководителя чрезвычайно важно
правильно оценить
Социально-
В
профессионально-
В
рамках социальной организации трудового
коллектива выделяют также формальную
и неформальную подсистемы регуляции
отношений. Они опираются на две
достаточно разнородные совокупности
средств и отношений с
Формальная
структура организации - основа административной
структуры - представляет собой систему
узаконенных безличных
Цель формальной организации - сделать управление людьми эффективным, а поведение их контролируемым и предсказуемым. Поэтому в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний,введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Итак, формальная организация образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс достижения цели.
В
отличие от формальной, неформальная
структура взаимоотношений
Необходимость в неформальной организации обусловлена рядом факторов:
невозможность
стандартизировать всю
неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
необходимость
отработки новых стандартов поведения,
которые первоначально
Невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам при всем многообразии неделовых отношений.
Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию,регулирующую внепроизводственные связи людей.
Трудовой
коллектив характеризуется
Совпадение ценностных ориентаций коллектива с ценностными ориентациями общества.
Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
Доброжелательное отношение к "новичкам".
Преобладание оптимистического настроения.
Удовлетворенность работой и коллективом.
Хорошая трудовая и производственная дисциплина.
Предрасположенность к общению в нерабочее время.
Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.
Выделяют
следующие социально-
Направленность изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).
Организованность
- важнейшая характеристика организации.
Это ее способность сохранять
устойчивость структуры при обогащении
и динамичности функций. Она проявляется
в объеме и скорости реакций данной
организации на изменение внешней
и внутренней среды, в способности
коллектива сочетать разнообразие мнений
и форм поведения ее участников с
единством действия,
Организованность характеризует трудовой коллектив:
а) с количественной стороны (полнота согласованности изменений и действий);
б) с качественной стороны (совершенствование организационных отношений, обогащение форм активности участников коллектива).
Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:
стремление к сохранению группы (коллектива) как целого;
наличие авторитетного и компетентного руководства;
единство мнений об организаторах;
субординационная совместимость;
способность к согласованным действиям;
инициативность и самостоятельность членов группы;
стремление к сотрудничеству и др.
Психологическое единство (сплоченность) - это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий,положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений всех членов группы друг к другу.
В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:
1)
сплоченный (консолидированный) коллектив.
2)
расчлененный (слабосплоченный) коллектив
состоит из ряда социально-
3)
разобщенный (конфликтный)
По своей направленности сплоченность может быть:
а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;
б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.
Различают следующие стадии сплочения трудового коллектива:
1. Ориентационная - это этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе путем целенаправленной ориентации и самоориентации.
2.
Взаимоадаптационная стадия - представляет
собой формирование единых установок
поведения членов коллектива при целенаправленном,